Shocking Blue

1

Даглас был типичным средним американцем, родившемся в рабочей семье, в небольшом городке Новой Англии. Невысокого роста, крепко сбитый, с правильными чертами лица и грустным взглядом, он создавал приятное впечатление и вполне располагал к себе людей. Как и любой средний американец, он не слишком образован, то есть его кругозор весьма был узок, набожен, и вполне дружелюбен. К моменту нашей встречи Даг успел повоевать во Вьетнаме, подсесть на наркоту, пережить автоаварию и оказаться в глубочайшей депрессии, из которой, по его словам, его вытащил местный священник. В Россию Даг прибыл из Чикаго вместе с членами какой-то там христианской миссии, коих по нашей стране в конце 80-х, начале 90-х шлялось не меряно.

Мне было плевать на все эти евангелические заморочки упоротых своим мессианством янки (кстати среди членов миссии были не только амеры, но и австралийцы, новозеландцы, англичане), я таращился от Дорз, Цельнометаллической оболочки и Апокалипсис сегодня, и мне было любопытно пообщаться с ветераном Вьетнамской войны, тем более, что с вьетнамцами я тоже к тому моменту успел пообщаться. Кстати, служил он в тех местах, про которые снят фильм “Мы были солдатами”, в той самой 1-й кавалерийской дивизии, только в другом полку. Вот собственно с целью пообщаться “за жизнь” так сказать я и пригласил Дагласа в гости.

Надо сказать, что в 90-х, квартирка у меня имела достаточно мрачный вид. По стенам постеры, плакаты и афиши всяких рок-музыкантов и групп. Причём, сразу же на против входной двери висел постер с Оззи Осборном к альбому Вой под Луной, где он лапками так на зрителя ууууу, в образе оборотня. Весь волосатый такой. Ну и рожи, размалёванные всякеих Кисс, ВАСП и прочих Энди Мэйдоновичей, короче просто пещера канибала. Вот и представьте, как этот богобоязненный янки зашёл в квартиру. Пока девчонки (а пришёл Даг с милой девушкой переводчицей, потому как по городу в одну каску он ходить не мог) на кухне гремели посудой, я предложил гостю включить музыку и нцать капель. Даг несколько растерялся и промямлил, что-то типа, если это будет софт мьюзик. Ну софт так софт, в тот момент мне не пришло в голову ни чего более мягкого, чем диск Shocking Blue. Надо было видеть его лицо, когда он услышал, как Маришка Вереш напевает своим бархатным голосом – Demon Lover. У бедолаги аж коньяк в горле поперёк встал)))). Он сделал такие большие глаза и почти шёпотом спросил: -А ты знаешь, про что она поёт? Она же хочет, чтобы её любил Демон!!!! Я чуть от смеха не умер, пока ему объяснял, что всё это лажа. Понял, что ни фига не выйдет и сказал ему: Забей, пошли бухать. Вечер удался, Дага еле живого я отправил в гостиницу на такси, при этом он напевал как раз ту самую Димон лавэ и клятвенно обещал мне привезти в подарок амерские военные ботинки.

К чему я всё это, да просто сейчас, когда я слышу Shoking Blue, я вспоминаю Дага и его -“…Она хочет, чтобы её любил Демон!!!” Где бы его сейчас не носило, удачи ему, неплохой был парень. Теперь, когда с прелюдией покончено, перейдём собственно к десерту, а именно к русской национальной исполнительнице и её группе.

Вся история группы из Амстердама крутится вокруг двух персон. Это собственно организатор, главный и единственный автор как музыки, так и текстов, и вообще «пламенный мотор”-гитарист Робби Ван Ливен (29.10.44) и символа, по совместительству -вокалистки группы, Маришки Вериш (1.10.47-2.12.2006) Маришка по матери – немка, по отцу – венгерка, родилась в Гааге, в музыкальной семье. Её отец Лайош Вериш выступал в составе ансамбля венгерских цыган, возможно, именно этот факт и стал основой версии о его цыганском происхождении, что касаемо слухов о каких-то там русских корнях у матери-это всего лишь неподтверждённые слухи.

Маришка дебютировала на сцене в возрасте 8-и лет, выступая вместе с отцом и его группой, распевая венгерские, немецкие и цыганские фолк песни.
Так что свой выбор она сделала ещё в детстве, поэтому, когда она в 17 лет вышла на профессиональную сцену в составе бит-группы Les Mysteres и записала свой первый сингл – Is het Waar (1965), это никого не удивило.

К 21 году, Вереш уже поднабралась музыкального опыта, выступая в составе таких групп как: Blue Fightrs, Motowns, Danny And His Favorites. В 1967 году, Вереш вошла в состав группы Bumble Bees (ни у кого, никаких аналогий не возникает?), имея три сольных сингла.
В то время как Маришка Вереш искала свой путь в музыке, другой лидер будущей, одной из самых известных групп Голландии, Робби Ван Ливен тоже мечтал о мировой славе, поэтому и решил собрать свою команду.
Такое решение пришло к нему после довольно длительного мыканья по различным группам: Ricochets, Six Young Riders, Motion, в 1967 году.
Причём последняя группа была достаточно известна в Нидерландах и Германии.

Кроме него в состав группы вошли: Класье ван дер Вал-бас гитара, Корнелиус ван дер Бек-барабаны и Фред де Вайлде-вокал. Назваться решили Shocking Blue, просто потому, что понравилась фраза Эрика Клэптона Electric Blue из песни – Strange Brew. В 1968 году на студии лэйбла Розовый Слон группа записала два сингла и полноценный альбом, которые были замечены и даже попали в местные списки хит-парадов, дойдя до 21-го места.

Однако дальнейшее продвижение группы к музыкальному Олимпу было прервано призывом в ряды вооружённых сил вокалиста де Вайлда. Такая непруха, опять облом. Но!!!!! Дестени включает радио!!!! Сия заковыка произошла как раз в канун юбилея успеха первого нидерландского хита группы Golden Earring, где как раз выступала группа Шмели с Маришкой на вокале. На этой вечеринке как раз и оказался продюсер Shocking Blue и был так вдохновлён вокальными (и не только) данными жгучей брюнетки с голубыми глазами, что рассказал о ней Робби. Естественно, Ван Ливен отправился на ближайший концерт, где тоже был впечатлён, причём так, что сразу же предложил место вокалиста в его группе, без всяких прослушиваний. Ходили слухи, что Вереш предложили не только место в группе, но так же руку, сердце, печень и всё остальное в придачу. Но она сие заманчивое предложение отвергла, но согласилась петь в группе при выполнении определённых условий. А именно, все отношения должны быть исключительно рабочие.

Говоря о Вереш, многие сходятся во мнении, что это была какая-то странная девушка. Она пила только чай, не употребляла наркотики и не терпела алкоголь, что периодически становилось причиной конфликтов в группе. В связях, порочащих её замечена не была. Даже на сцене держалась несколько обособленно и скованно. Злые языки, конечно, приписывали ей всякие непотребства, но это скорее происходило от заблуждения восприятия – девушки в окружении парней, да ещё и рокеров. Ведь все помнили, каково кредо рокера. Да ещё дело происходит в стране мельниц, дамб и тюльпанов, где дурь продаётся на каждом углу и вполне легально.

Первые синглы, выпущенные лэйблом Metronome – Send Me A Postcard/Harley Davidson, Long Lonesome Road/Fireball Of Love, попали в Тор 20 в Нидерландах.

Летом 1969 года группа заперлась в деревушке Бларикум (предместье Амстердама), для записи, пожалуй, самого известного своего альбома – At Home, одновременно выпустив сингл – Venus, который сразу попал во все трек листы радиостанций Европы.
Песня занимала первые строчки хит-парадов в Испании, Германии, Италии, Нидерландов. Как раз в это время директор лейбла Colossum, Джерри Росс искал для лэйбла топовых исполнителей. Услышав сингл группы, он сразу же подписал с ними контракт.

В штатах Venus заняла третье место в феврале 1970 года.

Вышедший вслед за синглом альбом, был встречен с большим энтузиазмом. На волне успеха Робби пишет ещё несколько песен с амерским уклоном такие как This America, California Here Come, Alaska Country и др., но повторить успех Венеры им не удалось. Тем не менее группа имела стабильный успех, как у себя на родине, так и в Мире. В СССР, так вообще, стала культовой, благодаря конечно главному хиту-Венера в русской ментальности Шизгара, так наши меломаны воспринимали фразу She’s got It, спетую с акцентом. Эта песня по популярности, наверное, превосходила бессмертный (уже третья инкарнация) хит Михалкова, транслировавшийся ежедневно в 6 утра по всем радиоприёмникам страны. А сколько было доморощенных переводов-переделок: «…копали негритосы – яму, копали негритосы – ров. Один в трусах и без панамы, другой в панаме без трусов. Шизгара! Ё бэйби Шизгара!!!!…” и т.д.

Как бы там ни было, но дела у группы идут приотличненько. Концерты, гастроли, записи. За пять лет, прошедших с записи первого альбома, они трудились как рабы на галерах. Группа объехала не по одному разу весь Мир, кроме 1/6 части суши, даже в Китае выступали. Такой бешенный ритм стал сказываться как на музыке, так и на отношениях в группе.  Робби, будучи весьма амбициозным, не мог принять тот факт, что его вклад при том, что он пишет все песни, не замечают. Всё внимание на Вереш, к тому же как он сам позже объяснял, его сильно выматывало написание песен, как результат происходит нервный срыв, и он впадает в депрессию, выключившись на время из жизни группы. Ему на замену был приглашён временно гитарист Лео ван де Кеттерей, заменявший Робби 6 месяцев. Группа спокойно без него обходилась. Видя это, Робби вернулся в группу.

Однако напряжение всё нарастало. От группы требовали всё больше песен. В результате творчество стало хромать, практически каждый следующий альбом представлял из себя сборник каверов с включением собственного материала.
В результате, в 1971 году из группы уходит Класье ван дер Вал, его место басиста занял Хенк Смитскомп. Через год Робби снова покидает группу и его заменяет Мартин ван Вейк. Спустя год, капризный гитарист возвращается, чтобы записать очередной альбом, вышедший в 1974 году.
Говорят, что именно во время работы над Good Time, Ливен очередной раз разругался с Вериш и довёл её до слёз. Дело дошло до того, что матушка Маришки была вынуждена звонить манагеру группы, чтобы уладить конфликт.

Как результат, практически сразу после выхода альбома и промо тура в Японию, Маришка покидает группу. Если без басиста, или гитариста группа могла существовать, то с уходом своего символа она умерла. Робби вынужден был объявить о прекращении деятельности. Ливен несколько раз предпринимал попытки возродить группу, и даже в 1979 году подготовил материал для диска, но… как он потом говорил, всё сорвалось и виной тому была Вереш. В результате он сколотил новую группу – Galaxy Inc., но больших успехов не достиг и в конце концов свалил в Бельгию.

Маришка же занялась сольной деятельностью, исполняя в основном фольклор, либо выступая во всяких шоу с песнями из наследия Shocking Blue.

В 1984 году группа объединилась и дала два концерта под прежним именем в ходе фестиваля “Возвращение в 60-е”. Вереш в 90-х годах организовала Shocking Jazz Quintet, где исполняла джазовые композиции, помимо этого она записала   диск с цыганскими песнями совместно с Gypsy Heart, Андрея Сербана. В октябре 2006 года, во время выступления она почувствовала себя плохо и вынуждена была обратиться в клинику. В результате обследования у неё был выявлен рак печени и мочевого пузыря. Это стало для неё полной неожиданностью, через два месяца 2 Декабря она умерла в своём доме В Амстердаме.

Её смерть осталась практически не замеченной, в местных газетах был опубликован короткий некролог, помещённый между сводкой погоды и ценами на мебель.

Альбомы
1968. Shocking Blue (Polydor) also known as “Beat With Us” (German title)
1969. At Home (Pink Elephant)
1970. Scorpio’s Dance (Pink Elephant) also known as “Sally Was A Good Old Girl” (Japanese title)
1971. Third Album (AKA Shocking You, Pink Elephant)
1972. Inkpot (Pink Elephant) – The official music of Mark Six
1972. Live in Japan (Pink Elephant)
1972. Attila (Pink Elephant) also known as “Rock In The Sea” (Japanese title)
1972. Eve and the Apple (Same as “Attila” with one different track, Polydor)
1973. Dream on Dreamer (Polydor)
1973. Ham (Same as “Dream On Dreamer”, but with 3 different songs and 6 alternate versions, Pink Elephant)
1974 Good Times (Pink Elephant)

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!