Телефон

2

«Мальчик в школьном костюме, где же ты теперь?                                                                    
Как нелегко следить за модой, поспеть за ней-ещё трудней…»

Несмотря на войну в Афгане, постоянную смену Генсеков и время всеобщего застоя, весна 1983 года – была прекрасным временем. Страна продолжала строить коммунизм, помогать развивающимся странам бороться с мировым империализмом, летать в Космос.
Но всё это не определяло всю прелесть момента. Главное было то, что мы были молоды, беззаботны, как и любой в нашем возрасте. До выпускных экзаменов в школе ещё целый год, поэтому можно расслабиться и отрываться, как только возможно, что мы и делали. Как и для любого молодого человека, важную составляющую его жизни составляет музыка. Для нас той весной в музыкальном плане были актуальны, наверное, стандартный набор записей характерный для любого подростка 80-х, от корифеев рок-сцены (Машина, Воскресение) до совершенно бездуховно-разухабистого спагетти-попа (Пупо, Челентано, Ричи и Повери …) конечно и старое доброе диско (Бони М, Чингис Хан, Гумбай Дэнс Бэнд, и т.  д.), но всё-таки предпочтение отдавали более молодым и разудалым исполнителям: Лоза, Динамик, Диалог, Дилижанс, Карнавал и пр.

Чем они привлекали? ДА фиг его знает, наверное, они просто говорили на одном с нами языке. Это была более живая и честная музыка на фоне политическо – выдержанной песенной лирики Кобзона, Ольги Воронец и прочих певцов полей, и трудовых будней, а также слащаво-фальшивой советской эстрады. Среди всего того сонма групп, чьи записи кочевали с кассеты на кассету, была одна московская команда, возникшая в 1979 году, когда власти сделали небольшое послабление на идеологическом фронте, накануне Московской Олимпиады. В то время, мы получали информацию как могли и от куда могли. По большей части вся эта инфа была из разряда ОБС, так один мой знакомый уверял меня на полном серьёзе, что сестра его одноклассника вышла замуж за Сергея Сарычева, лидера группы Альфа.

Нет ничего такого в этом не было. Могла ведь девушка из провинции выйти замуж за московского певца? Конечно могла, но самым невероятным в его рассказе, было утверждение, что Сарычев специально присоединился к группе Круиз, чтобы приехать в Столицу Мира, именно для того чтобы жениться. Вы спросите: – А к чему весь этот бред? Просто я привёл пример того как мы добывали крохи знаний в эпоху тотального информационного голода ‘ 80-х. На самом деле с тех пор мало что изменилось, разве что сейчас достаточно набрать в поисковике имя, и компьютер выдаст туеву хучу ненужного хлама, в котором возможно найдётся зерно истины.

Однако, мы отвлеклись, если для более раскрученных персон, таких как АлисА, БГ, Машина Времени или ДДТ, мы имеем достаточно проверенной и верной информации, то в отличии от них есть коллективы, о которых и сейчас сведений не больше чем в 80-х. К таким в частности относится и группа – ТЕЛЕФОН. То немногое, что есть в сети – это пара – тройка заметок, причём в наглую содраных друг у друга, так что даже первоисточника не найдёшь. Единственно в чём сходятся авторы, так это год образования группы-1979. Дальше уже идёт зыбкая почва предположений и полуофициальных слухов. Например, по одним источником демиургом новой группы называют молодого Валерия Сюткина, по другим выходит, что Валерий пришёл в уже существующую группу, как бы то ни было, но именно благодаря таланту, юмору и креативу Сюткина, группа Телефон стала тем, кем стала.

Как справедливо заметил один из писавших про группу, в 1980 году имя молодого басиста Сюткина, было мало кому известно в рок-н-ролльной тусовке, хотя у Валерия был уже приличный опыт игры на гитаре, басу, барабанах и саксе в различных любительских группах. Даже, отдавая свой долг Родине и защищая мирное небо на Дальнем Востоке, Валерий находил время для игры на барабанах в группе Полёт, где кстати так же музицировал Алексей Глызин. До того, как стать профессиональным музыкантом, Сюткин успел поработать проводником, барменом, грузчиком, поваром и ещё чёрт знает кем. Собственно, все сходятся в одном, именно с приходом Валерия, группа Телефон начала своё восхождение.

На тот момент в её составе числятся: Алексей Маслов – барабаны, Александр Козлов – гитара, вокал, Юрий Карякин – бас, Андрей Артюхов – лидер-гитара, вокал, Валерий Сюткин – лидер вокал, гитара. Изначально не предполагалось, что Сюткин будет петь, но так вышло, что группа потеряла своего вокалиста и Валерий его заменил. Где-то через год после сего эпохального события, то есть в 1981 году группа записывает первый магнито – альбом, построенный большей частью на собственном материале. С названием ребята решили не заморачиваться и обозвали его: Телефон — 1. Альбом не получил широкого распространения, качество было ужасным, сам альбом-малоинтересным, зато группа получила прекрасный опыт как концертной деятельности, так и опыт записи. Поэтому следующая запись-Концерт в Физтехе (1982г.), живое выступление группы получила большую известность, не только в пределах Садового кольца, но и на значительном расстоянии от столицы. По крайней мере я слушал эту запись зимой 1983 года.

Большая часть песен позже легла в основу третьего альбома группы-Мафия (1983 г.) и Ка-Ка (1984 г.) Отработав три года в полуподпольном формате любительской группы, Сюткин и компания решили изменить статус и выйти на проф ринг. В 1982 году группа подписывается под Кировскую филармонию и получает официальный статус со всеми вытекающими: кассировки, литовки текста и всё такое. В одном из интервью, Сюткин вспоминал, как им сразу же запретили название, потребовав сменить его на ВИА Радость: «… Про Телефон забудьте, это название не отражает советскую действительность …». Если концертная запись 1982 года стала входным билетом для телефонистов в довольно-таки тесный круг рок- музыкантов, то уже концептуальный альбом Мафия, сделал их популярными на всём пространстве СССР, ну может кроме разве что южных республик, что и не удивительно принимая во внимание тематику песен и их главных персонажей: Сулеймана Сулеймановича Кадырова и Льва Абрамовича Каскада.

По сути группа активно эксплуатирует старый жанр фельетона, этакий Фитиль в песнях. Стилистически музыка Телефона – это смесь рок-н-ролла, твиста и рэгги, хотя сами музыканты позиционировали себя как панк-группу. Нууу не знаю, где там они увидели панк, по мне так, обычная по тому времени полу волновая / полу рок-н-ролльная команда. Возможно, они и черпали вдохновение в панк-роке, но это был какой-то такой белый и пушистый панк – рок. Особенно, если сравнивать их творчество с такими апологетами российского панка как ДК, Михаила Жарикова или Андрея Свина Панова, ГрОб, Ноль, Змей Горыныч Бэнд, НОМ и т.д. Как бы там ни было, но их творчество не осталось незамеченным, особенно после выхода альбома Ка-Ка (Каскад-Кадыров). Появление этих персонажей Валерий Сюткин (основной автор песен) вспоминает так: «… Я частенько давал в то время концерты в Долгопрудном, в Физтехе. Там существовала кофейня, где мы часто выступали по выходным дням. Там есть такой театр – «Миниатюра» аэрофизиков (кто такие, хрен знает), и главными персонажами в интермедиях этого театра были Сулейман Сулейманович Кадыров и Лев Абрамович Каскад. Я позаимствовал их и сделал главными героями своих песен. Это отпетые жулики, и они у меня путешествовали по должностям…».

Став профессиональным коллективом, группа начинает гастролировать, при этом каким-то чудом избегают исполнять официоз, это привело к тому, что на Телефон обратили пристальное внимание надзорно-контрольных органов Минкульта. К этому моменту в группе осталось четыре человека, что сильно напрягало министерское начальство, если помните, то в то время штат стандартного ВИА состоял около десятка человек, мало того, группа не использовала клавишные инструменты, что тоже вызывало подозрения. В результате при обязательной тарификации и утверждении репертуара группы в 1985 году на комиссии группа вынуждена исполнить две песни советских композиторов, одной из которых была «Если бы парни всей земли» в рэгги обработке. Вердикт комиссии был суров – Либо увеличивайте штат и пойте правильные песни, либо, что ещё лучше, поищите работу в других коллективах. Понимая, что работать в прежнем ключе не получится, музыканты решают прекратить деятельность. К тому же Сюткину поступило предложение присоединиться к группе Зодчие с которой было записано несколько песен. Валерий принял приглашение и некоторое время в репертуаре Зодчих звучат песни, которые он писал для Телефона. При помощи Юрия Лозы, Сюткин в 1985 году записал альбом Твист Каскад.

В багаже Телефона за относительно короткий период существования осталось 8 альбомов и несколько несомненно талантливых песен: Автобус 86; Да, Да, Да, Ду, Ду, Ду; Мода (Мальчик в школьном костюме); Кубик Рубика; В ритмах уходящего Диско; Восточный рынок; Доска Объявлений.

1981. Телефон-1.                                                                                                                              
1982. Концерт в Физтехе.                                                                                                                    
1983. Мафия.                                                                                         
1983. Концерт во Владивостоке.                                                                                                        
1984. Ка-Ка.                                                                                                                                      
1984. Телефон.                                                                                                                                        
1985. В нашем Доме.                                                                                                                          
1985. Твист-Каскад.

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!