Символизм

1

Символ в нашей жизни

Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; раскрыть свои чувства и эмоции и всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, — человек прибегал к удивительному языку символов.
Наша жизнь наполнена символами, зачастую мы сами даже не осознаём этого и воспринимаем символизм как данность.

Символы сопровождают нас во сне и наяву, в общении и взаимоотношениях, в познании и творении.
На самом деле, порой сами того не осознавая, мы часто встречаемся с символами и используем их, следуя таким образом за многими поколениями людей разных эпох и культур, которые на языке символов выражали свое состояние души, свое мировоззрение, свое понимание великих истин и тайн бытия. Ведь и мы постоянно сталкиваемся с явлениями, ситуациями, образами, предметами, существами, которые имеют для нас не только явно выраженные, общепризнанные характеристики и черты.

Часто, сознательно или бессознательно, мы наделяем их другими значениями, не всегда связанными с их конкретными свойствами или функциями. Для нас они часто становятся напоминанием, символом неких чувств, переживаний, состояний и опытов познания, выходящих за пределы конкретной физической реальности.

В предисловии к французскому «Словарю символов» его составитель Жан Шевалье пишет: «Днём и ночью, когда мы беседуем, выражаемся жестами, видим сны, каждый из нас сознательно или бессознательно пользуется символами. Они придают форму нашим стремлениям и желаниям, подталкивают нас к действиям и новым начинаниям, моделируют наше поведение, лежат в основе наших успехов и неудач…
Все науки, естественные и гуманитарные, искусство со всеми его направлениями — всё, что составляет культуру человека, на своём пути встречается с символами. Все они должны объединить свои усилия, чтобы разгадать тайну символов и освободить энергию, сконцентрированную в них.
Мало сказать, что мы живём в мире символов, — мир символов живёт в нас».

Как пишет в своей статье “Символы-язык вечности” Елена Сикирич: “Когда в нашем сновидении появляется наша соседка по дому, с которой мы ссоримся, оказываемся вместе в странных, фантастических ситуациях и которая потом превращается в чудовище, преследующее и пытающееся убить нас, совершенно очевидно, что дело здесь не в конкретном человеке, знакомом нам из повседневной жизни. Наша душа просто использует образ соседки как символ своих определённых внутренних состояний и переживаний или какой-то внешней, ещё не решенной нами проблемы. Таким ярким способом она предупреждает нас о внутренней дисгармонии или о конфликте, рассказывает, в чём они состоят и как проявляются, а также о том, что этот конфликт необходимо срочно решать, если мы не хотим, чтобы всё закончилось для нас плачевно. Более того, используя один-единственный образ нашей соседки и все ситуации, связанные с ней, наша душа также предупреждает, какие последствия ожидают нас в том случае, если мы не сумеем сделать верных конкретных шагов. Всё это показывает нам сновидение в форме символов, и самая трудная задача — разгадать их значение.”

А это  бывает  трудно  сделать. Ведь один и тот знак, явление может иметь двойную природу. Его  можно рассматривать либо как символ, либо  как  реальный объект лишённый символизма.  Скажем изображение рыбы можно рассматривать как  символ раннего христианства, а можно как обозначение конкретного товара. Как понять в каких  случаях мы имеем дело с символом, а в каких с конкретным предметом или явлением? К.Юнг  писал: «Я ни в коем случае не понимаю под символом аллегорию или простой знак; скорее я понимаю под ним некий образ, который должен, насколько это возможно, охарактеризовать всего лишь смутно предполагаемую природу духа».

На самом деле между символом и простым обозначением существует такое же различие, как и между живым человеком и его изображением на фотографии. Символом может стать буквально всё: ситуация, образ, предмет, явление, существо, персонаж, — но для этого они должны приобрести определённые свойства, характерные для любой вечно живущей бессмертной сущности.

Та вторая загадочная параллельная жизнь, которую они содержат в себе и открывают перед человеком, должна выходить за пределы настоящего мгновения, за пределы данного физического существования. Свойства символа, о которых мы будем говорить, на самом деле характерны для всех истин, которые являются частью того, что древние философы называли Софией, — универсальной духовной мудрости, отражающейся в мировоззрении всех культур, религий и традиций.
Многогранность, многозначность символа прекрасно определяет Р. Бекер: «Символ можно сравнить с хрусталём, пропускающим свет самыми разными способами, в зависимости от того, через какую грань этот свет проходит. Можно ещё сказать, что символ — это живое существо, частица нашей собственной сущности, находящаяся в постоянном движении и трансформации. Когда мы в него проникаем, в тот момент, когда мы осознаём, что он является толчком для пересмотра и размышлений, изучая его, мы одновременно наблюдаем и изучаем свой собственный путь, перед нами открывается то направление, следуя которому наша душа улетит к новым далям».

Каждый символ скрывает в себе многогранное, глубокое знание.
Все современные исследователи, серьёзно занимающиеся языком символов, подтверждают то, что давным-давно знали философы древности. Символ не только невозможно понимать буквально; даже зная, что в нём сокрыты глубокие познания о человеке, природе и Вселенной, его недостаточно исследовать обычным рациональным способом. Многоплановые значения символа не изучаются, а проживаются, открываются перед нашим внутренним взором постепенно, один за другим, иногда внезапно и неожиданно, иногда в результате длительных безрезультатных поисков, когда мы уже начинаем думать, что все усилия были тщетными. Так или иначе, символ никогда не раскрывает перед человеком всего своего содержания, а только ту часть, которая для него становится актуальной, которую он может понять, поскольку она созвучна изменениям в его душе, его духовным поискам и стремлениям.

Древние философы говорили, что язык символов имеет, как минимум, семь ключей разгадки и понимания. Это значит, что существует по меньшей мере семь разных подходов к одному и тому же символическому материалу и за каждым из них скрываются различные содержания и значения, всё более и более глубокие, относящиеся к разным граням существования и к разным наукам, но всегда дополняющие друг друга. Если нам открывается одно значение символа, на этом наша работа не заканчивается — напротив, она только начинается. Разгадывая одну загадку, мы на самом деле поднимаем лишь самую первую, самую поверхностную вуаль, скрывающую за собой другие вуали и другие тайны. Семь символических ключей — семь вуалей великой египетской богини Исиды; приоткрыв одну, мы только понимаем, что она ведёт к другой вуали, к другой загадке, скрывающейся за ней. Язык символов сам по себе великая загадка.

Символизм: возникновение, генезис, структура

Мысль, вынесенная в эпиграф, с точки зрения человеческой цивилизации – абсолютна. 
Судите сами, ведь язык символов сопровождает цивилизацию с первых дней её возникновения.

Не копируйте текст!