Символизм: возникновение, генезис, структура

1

“Мир символов – это мир жизни. Жизнь работает символами и проявляется через них; каждый предмет – символ, содержащий жизнь”. 

 О. М. Айванхов

Мысль, вынесенная в эпиграф, с точки зрения человеческой цивилизации – абсолютна. Судите сами, ведь  язык символов сопровождает цивилизацию с первых дней её возникновения.
Во всех известных нам культурах мы находим следы всеобъемлющего знания, выраженного и зашифрованного в символах.
И это касается, как петроглифов Палеолита, так и сфинксов Ассирии и Египта, как иероглифики Древнего Китая, так и письменности Майя.

символизм, возникновение, генезис, структура

Символический язык – язык универсальный, вскрывающий связи мира материального и сверхъестественного, выражающий отношения между вещами, явлениями, идеями. Язык этот немногим младше истории человечества. Возникнув на заре цивилизации, он вместе с ней прошёл длительный путь развития от простейших форм до многообразия современности, впитывая в себя,  а затем порождая всё новые идеи, отношения, связи.
Но во все времена он оставался неотъемлемой частью эпохи, в которой существовал.
Он  наполнялся её идеями, взглядами, отношениями, сам становясь её символом.

Если в прежние времена язык символов являлся языком сакральным, тайным знанием посвящённых, то позже он покидает  “…узкие щели пещеры своей…” и становится понятен  широким слоям, при этом сохраняя во многом свою сакральность.

Каждая новая эпоха привносила что-то своё, делая этот язык богаче, насыщенней, но и запутанней. Порой старый смысл символа забывался и на первый план выходило новое содержание, соответствующее эпохе и общественным отношениям современности.

Так, для нашего современника крест тесно связан с христианством, а полумесяц с исламом, однако это только  присущее нашему нынешнему, прагматичному разуму, восприятию наиболее древнейших символов человечества.
Связанный по своей природе с религией, искусством, политикой, символизм выступает в качестве инструмента, с помощью  которого человеческий разум описывает окружающий его мир и в этом качестве он становится сродни языку науки, которая весьма охотно использует его элементы.

Подобные связи в процессе развития общества сделали язык символов настолько обыденным, что человек разучился видеть символы, понимать их скрытый смысл, не смотря на то, что они  окружают нас повсюду.

“Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть – бесконечным. Ибо человек замуровал  себя так, что видит всё через узкие щели  пещеры своей.”

У. Блэйк

Прежде чем мы начнём говорить о конкретных символах, нам необходимо прежде всего разобраться в структуре символизма, выяснить пути  его генезиса, наконец, просто определиться, что есть символ и чем он отличен от конкретного предмета, эмблемы или знака.

Как мы уже говорили раньше, с самых древних времён люди искали язык, который бы позволил выразить связь отдельных вещей, предметов, явлений окружающего мира и самого человека.
Эти поиски в итоге и приводят к появлению сначала обобщённых образов, а по мере развития, и абстрактных понятий. Именно такие понятия принято называть символами. Само слово символ происходит от греческого symbolon, что означает знак, примета.
История символизма, как упоминалось ранее, уходит в глубь веков. Его истоки следует искать в верованиях и представлениях наших  древних предков.

На данный момент наукой установлен тот факт, что такие верования начали складываться у человека на границе нижнего и верхнего Палеолита (от греческого пайлос – древний и литос – камень), то есть примерно 40-15 тысяч лет назад.
Именно в этот период, судя по дошедшим до нас останкам черепов, предметов быта (нуклеусы, кловисы, рубила и .т.д.), костным остаткам животных в местах продолжительных стоянок неандертальцев происходит качественное изменение в умственной деятельности древнейших людей.

Именно к эпохе мустьерского периода происходит значительное развитие мыслительной деятельности человека, появляются зачатки абстрактного, не связанного непосредственно с предметом, мышления, что проявляется в форме изобразительного искусства, попытках разукрасить место обитания цветными  узорами из пятен и полос, создания искусственных предметов, не связанных с добычей пропитания – чашечные камни, найденные в пещере Ля-Ферраси (Франция).

Конечно неандертальский человек ещё не мог вылепить, нарисовать, вырезать фигуру животного или человека, но находки говорят нам о том, что он уже предпринимал попытки целенаправленно изменять структуру камня.

Конечно находки подобные тем, что были обнаружены в Ля-Феррасе – это только косвенные признаки возросшей высшей нервной деятельности, однако, вкупе с появившимися именно в этот период захоронениями людей, чего мы не наблюдаем в более ранние шельский и ашельский периоды, подтверждает вывод о том, что именно в эпоху мустье у человека начинают складываться абстрактные представления о мире.

Особенно интересным для нас являются два факта:
а) поза, в которой хоронили сородича,
б) появление специально созданных погребальных ям.
Такие погребения были открыты  в Крыму (Киик-Коба), Средней Азии (Тешик-Таш), Ля-Шапелль (Франция), Эс-Схул (Палестина) и более 20-ти других захоронений.
Во всех случаях отмечено именно намеренное захоронение в земле, часто в специально вырытых  ямах.
В некоторых случаях отмечены неоднократные захоронения. Во всех случаях отмечается особая форма трупоположения с подогнутыми коленями и одной или обеими руками сложенными под головой.
Эти находки позволяют нам сделать вывод, что именно в конце эпохи палеолита зарождаются ранние  формы религии и соответственно связанные с ней символы. Умерший  воспринимается как спящий человек и сон – как маленькая смерть, переход от мира зримого в мир незримый.
Само существование двух параллельных миров требует некоторых абстрактных знаний, выраженных через символизм.

Следующим этапом развития человечества становится эпоха кроманьонцев, когда человек сделал ещё один качественный скачок в своём развитии.
В период верхнего палеолита происходит повсеместная смена неандертальца человеком современного типа – кроманьонцем, названного так по месту первой находки в гроте Кро-Маньон (Франция) в 1868 году.
Именно кроманьонцев мы называем Homo Sapiens (человек мыслящий) в отличии от  предшествующих ему Homo erectus (человек прямоходящий) и Homo habilus (человек умелый), т.е. людей шельского типа и неандертальцев, соответственно.
Кроманьонец внешне уже ничем не отличался от людей современного типа, в его облике исчезли  “звериные” черты, характерные для более древних типов людей, и самое главное, произошли   качественные изменения в его высшей нервной деятельности. Это видно по резкому увеличению количества, качества и разнообразию предметов материальной культуры, характерной для эпохи  кроманьонцев.

В этот период появляется большое количество разнообразных каменных орудий труда для разделки туш животных и обработки шкур, появляются деревянные и костяные изделия.
Важным  моментом является изменение техники изготовления каменных орудий труда.
Если человек шельской культуры и культуры неандерталь пользовался ударной техникой обработки камня, что позволяло изготавливать массивные, грубые орудия труда, то для эпохи кроманьонцев уже характерна, так называемая отжимная техника и более совершенная техника ретуши, что позволило изготавливать орудия не только из крупных дисковидных, но и из призматических нуклеусов, в том числе и из небольших по размеру.
Режущая кромка таких орудий уже ничем практически не отличается от режущей кромки современных стальных резцов. В этот период появляются такие орудия, как составной гарпун, копьеметалка, костяные рыболовные крючки.

Всё это приводит к повышению производительности охоты и соответственно влияет на уклад жизни первобытного человека в целом. Количество и качество добываемой пищи сказывалось не только на  продолжительность жизни, но и на усиление внутриобщинных связей, усложнение общественных  отношений. Именно к этому периоду  истории наука относит  зарождение  первичного разделения труда, когда охотой  занимается мужчина, а собирательством – женщина.
Возникновение такого  разделения говорит об оформлении отдельных  групп внутри  общины. Группы  охотников мужчин, которые по сути, являясь частью общины, тем не менее большую часть времени проводили вне её на охоте небольшими охотничьими отрядами, возвращаясь  лишь на время.

В это же время женщины вели хозяйство, занимались собирательством, воспитанием детей.
В такой ситуации, когда мужчина являлся преимущественно в качестве добытчика, первенство в общине   естественным  образом  принадлежало  женщине.
Именно к периоду верхнего палеолита наука относит возникновение и оформление материнской общины. Оформление матримониальных отношений, по всей видимости, способствовало возникновению  экзогамных отношений, т.е. запрет на браки внутри одной родовой группы. При таком положении  вещей, когда отсутствовала точная связь между отцовством и потомством, все дети считались собственностью   матери.

Для этого периода характерным является появление общинных домов, где проживали все члены  общины, как например, общинное жилище в Костёнках на Дону, открытое в 1931 году. Ориентированное по линии восток-запад, это жилище имело несколько очагов, расположенных симметрично вдоль одной линии с интервалом в 2м и большое количество кладовых/хозяйственных ям. Площадь этого жилища достигала 600мкв.
Во время раскопок было найдено большое количество предметов быта, часть из которых была видимо специально скрыта в специальных тайниках.
Помимо найденных запасов кости, орудий труда, запасов наконечников были найдены многочисленные фигурки женщин и животных. Причём часть женских статуэток были разбиты, это наряду с другими признаками дало основание одному из исследователей – П.П.Ефименко предположить, что жилище было покинуто в спешке в результате военного нападения.

Конец эпохи палеолита ознаменовался климатическими изменениями, об этом в частности говорят нам фигурки, изображающие одетых в меховые одежды людей, как например, женская фигурка из Бурети, изображающая женщину, одетую в меховой костюм. Вся поверхность фигурки, вырезанной из бивня мамонта, покрыта углублениями, имитирующими шерсть животного. На голове у фигурки – капюшон, так же покрытый углублениями, не тронутым осталось только лицо. Однако большинство палеолитических статуэток представляют из себя обнажённые женские фигуры. Из одежды обычно только пояс на бёдрах, иногда широкий, треугольной формы “хвост”.

Интересным является наличие такой детали, как причёска, иной раз весьма пышной и сложной.
Наличие большого количества женских фигурок, причём с ярко выраженными признаками материнства, наталкивает нас на мысль о существовании в конце эпохи палеолита культа женщины-праматери, что в принципе и не удивительно, учитывая те отношения, бытовавшие в эпоху кроманьонцев.

Однако, о чём нам ещё говорят такие находки вкупе с другими фактами? Они прямо указывают на  наличие уже достаточно оформленных религиозных взглядов наших предков. Таким образом, искусство палеолита тесно связано с верованиями человека, а это говорит о достаточно развитом абстрактном мышлении, способном выделять связи, обобщать и создавать новые связи, распространяя их на окружающую действительность.

И тут не обошлось без символизма.
Именно через символическое отображение действительности первобытный человек стремился влиять на окружающую его реальность. Это хорошо видно в ритуальных действиях, например,  индейцев Великих равнин, которых наблюдали Морган, Кэтлин, Шульц. Или в ритуальных танцах современных нам примитивных обществах Полинезии, Южной Америки, экваториальной Африки.

Древнейшие религиозные представления: тотемизм, анимизм, аниматизм, охотничья и обрядовая магия стали неотъемлемой частью жизни древнего человека. Через них он пытался объяснить себе  процессы, проходящие в его жизни, описывал окружающий его мир и пытался воздействовать на него.
Все многочисленные памятники палеолитического искусства – это не только и пожалуй не столько  потребность в эстетическом самовыражении, сколько именно религиозное проявление разума первобытного человека. В первую очередь культ зверя (как кормильца) и культ матери.

Сакральность палеолитическго искусства подтверждается тем фактом, что его следы мы находим в достаточно труднодоступных местах. Так например, рисунки в пещере Нио (Франция) расположены в глубине системы пещер на расстоянии 800 метров от входа. То же самое касается росписей  в Ля-Мадлен, Альтамиры, Ляско, Фон-де-Гом и др.

Однако не только труднодоступность говорит нам о справедливости такого вывода. Так находки  скульптурных изображений животных в пещерах Монтеспан и Тюк Д’Одубер (Франция) совершенно точно указывают на их ритуальную сущность.
Фигуры представляют собой вылепленных из глины фигур животных (медведя и бизона, соответственно) без голов.

В обоих случаях в верхней части туловища имеются отверстия, а рядом с изображением найдены черепа этих животных. По всей видимости, крепившиеся на деревянных конструкциях к туловищу.

Вокруг фигур хорошо сохранились благодаря сталагмитной корке отпечатки множества ног.
По всей видимости данные фигуры использовались  для проведения обрядов.

Помимо того, найдены неоднократные изображения раненных животных и людей в масках и шкурах животных. Именно весь этот комплекс позволяет нам делать выводы о связи  палеолитической культуры с ранними формами религии, посредством символизма.

Ритуальные танцы, наблюдаемые Джеймсом Шульцем у индейцев Великих равнин, так же говорят об этом. Символическое поражение врага или животного во время ритуального танца было призвано, по мнению индейцев, принести им удачу на охоте в военном походе.
О связи символизма с верованиями говорит также и то, что часто символическое изображение животного или божества должно было, по мнению автора, предотвратить его и его близких от разного рода напастей и бед, защитить от природных явлений.
Так к примеру, древние славяне считали колесо с восемью спицами самым действенным оберегом от молний и пожаров, ибо оно символически изображало Перуна.
Поэтому его с защитной целью клали на крыши строений. И сейчас в украинских сёлах можно встретить этот древний обычай.

Таким образом, подводя итог сегодняшнему разговору, мы можем сделать вывод о том, что Символизм, как система взглядов, имеет древнейшую природу, так как возникает в конце эпохи палеолита, как форма религиозного мышления первобытного человека.

Не копируйте текст!