Z.Z.Top

2
Группа, Z.Z.TOP, дискография

Речь пойдёт об одной оригинальной рэднэк группе из Техаса – Z.Z.Top.

Со времён аболиционизма и войны Севера и Юга (Гуголь в помощь), территория Соединённых Государств Америки разделена незримой линией Мэйсона-Диксона, в стародавние времена отделявшая рабовладельческий Юг от промышленного Севера, и если в политико-экономическом плане страна осталась единой, то в сфере эмоционально-духовной американское общество весьма чётко делится на южан –конфедератов, и северян-юниолистов.

Лучше всего это деление отражает культура и в частности музыка, которая строится на исторически сложившихся отношениях, взглядах, традициях и сплаве множества культур. Да и сам образ жизни среднего жителя Юга, связанного с сельской культурой, относительной малонаселённой территорией, предполагающей некоторую неспешность в сочетании со взрывным темпераментом и упором на индивидуализм, резко контрастирует с жизнью жителя северных штатов, с их урбанизацией и повышенным ритмом жизни.

Всё это, как в зеркале отражается в творчестве рок-музыкантов и групп, которых по традиции относят к так называемому Southern-rock. На самом деле какого-то  чётко структурированного в жёстких рамках  одного стиля, в Южном роке мы не увидим, наверное поэтому его часто называют так же: Блюз-рок, Каджун-рок, Свамп-рок, Кантри-рок, Вуду–рок и т.д., тут всё будет зависеть от  а)место положения  исполнителя, б)основы его  музыки, г) основной тематики и т.д.

Из виднейших представителей этого самого Южного направления, оказавших сильное и непосредственное влияние на всю рок-индустрию, особенно в штатах, стоит назвать: Elvis Presley, Little Richard, Allman Brothers Band, Blackfoot, Creadence Clearwater Revivl, Outlaws,Molly Hatchet и конечно же – Z.Z.Top. Особняком стоят блюзмены, такие как скажем Хулиан Вулф или Арзаэль ЗиЗи Хилл, но о блюзе и его видах поговорим в другой раз, сегодня речь идёт о трёх безбашенных хэллрэйзерах из Штата Одинокой звезды.

Для начала определимся с названием, довольно странным и не совсем понятным. Согласитесь, ЗиЗиТоп-в принципе ничего не говорит непосвящённому слушателю, впервые увидевшему пластинку, то ли дело Дип Пёпл, ПинкФлойд, Моторхэд, Скорпионс. Всё ясно и понятно, а тут чёрте что и хвостик с боку. По поводу названия ходит столько небылиц и версий (а некоторые из них распускают сами музыканты), что в пору отдельное исследование писать. Вот всего лишь несколько из них, какая более верная, решать вам самим.
По первой версии название пришло в голову Билли Гиббонсу, когда он, поддёргивая штаны бежал от вооружённого горца, прихватившего его в объятиях молодой то ли супруги, то ли дочери/сестры, и увидевшего Z-образные балки скрепляющие ворота амбара, а так как ему пришлось ретироваться с самой верхотуры этого сооружения, слово Тор было вполне уместно.

По другой версии, название он просто у видел случайно, когда проезжал на машине. Это была соседствующая реклама двух фирм: Zig – Zag и Top, выпускающих сигаретную бумагу. Третьей версией может служить то, что Гиббонс, будучи большим поклонником творчества БиБи Кинга и ЗиЗи Хилла, обдумывая планы о группе, наткнулся на рекламу концертов этих двух музыкантов. Как видите, особой ясности в этом вопросе мы не наблюдаем, примерно так же обстоят дела с отношением к растительности на лице музыкантов. Собственно, существующий сейчас имидж двух бородатых чуваков в чёрных очках и одного безбородого (хотя тут как сказать, ведь собственная фамилия барабанщика группы переводится именно как борода, бородатый), сложился не сразу.

В первые годы своего существования, особой любви к такого рода украшениям у группы не наблюдалось. Всё было очень мило и престижно-аккуратные бородки, и обычные усы. Всё случилось в 1979 году, когда группа впервые собралась после трёхлетнего перерыва для записи очередного альбома. Бессменный продюсер, менеджер и фактически четвёртый член команды Билл Хэм был слегка озадачен, но решил использовать этот факт в рекламных целях.

По словам Гиббонса, они с Дастином сами были немного обалдевшими, когда увидели друг друга после долгого отсутствия. «Идея отрастить бороду к нам пришла совершенно спонтанно и независимо друг от друга», вспоминал позже Билл Гиббонс. Идея с бородами оказалась весьма прибыльной и стала важным фактором роста популярности и узнаваемости группы, наряду с ковбойскими «Стетсонами», «казаками», ковбойскими куртками. “Костюмы символизировали этот стереотипный техасский образ хвастовства, дескать “мой пистолет больше, чем твой”, и мы играли на этом,” – объяснял Билли Гиббонс. ЗиЗи создавали себе таким образом брэнд “эдакая небольшая старая банда из Техаса”.

Кстати, интересный факт: Фирма Gilett предлагала по одному ляму бакинских Дасти и Биллу, если они прилюдно перед телекамерами сбреют свои бороды. Группа отказалась, заявив дословно: «Без бород мы слишком страшные» (Б. Гиббонс)

И так с названием и имиджем более-менее разобрались, пора вернуться к нашим, условно говоря, баранам и «…покалякать о делах наших скорбных.» Любое начинание, любой коллектив имеет свой локомотив, своего создателя и лидера.

В группе Z.Z.Top таким человеком без сомнения является её создатель, основной креативщик и автор – Уильям Фредерик «Билли» Гиббонс. Родился 16.12.49 г. в Хьюстоне, штат Техас.
Играть рок музыку начал в середине 60-х в составе группы The Saints (не путать с австралийской панк группой) вместе со своими школьными друзьями Филиппом Тафтом (имеет ли какое отношение к нынешнему засланцу в Москву не знаю) и Дэвидом Кроссвелом. 
Группа исполняла традиционный южный блюз, перемешанный с блюграсс и психоделией. Через какое-то время Билли решает собрать собственную группу, исполняющую психоделический блюз а-ля Джимми Хендрикс.

Пригласив в компанию клавишника Ланье Грига (может тоже родственник какой дальний) и драммера Дэна Митчела (все фамилии-то исторические), группу назвали в духе времени –The Movng Sidewalks (что-то вроде: Самодвижущийся Тротуар), ребята приступили к репетициям, подыскивая одновременно рекорд студию. Усилия дали некоторый результат, Билли сотоварищи удалось записать несколько синглов, что дало возможность для записи полноценного альбома, который и вышел в 1969 году на Robin Hood Studios, что располагалась в городке Тайлер.

В целом, альбом был обычным южным блюзом с уклоном в психоделические экзерсисы. Не смотря на проходной материал, слушатели, среди которых оказался Хендрикс, признали весьма сильную игру музыкантов. Этому способствовала   заглавная песня альбома, кавер на Хендриксовскую- Experience и собственную песню Гиббонса- 99th Floor, аллюзия на музыку психоделической группы из Техаса The 13Floor Elevator, по которой прибивался Гиббонс. Хендрикс был так впечатлён манерой игры Гиббонса (характерной чертой которой, как в то время, так и сейчас является использование в качестве медиатора 15 центовой монеты и страстная любовь к флажалетам), что назвал его «лучшим молодым гитаристом» и пригласил для участия в совместном шоу.

Перед группой открывались перспективы, но «…ходишь, ходишь в школу, а тут бац!.. вторая смена, и прощай любимые учителя…», если кто забыл, то в 1969 году в джунглях Вьетнама и Лаоса, бравые Джи-Ай устанавливали демократию, а в то время в её сосредоточии бал правила призывная система в армию. Фиг его знает, как от повестки откосил сам Гиббонс, но вот ударник и клавишник группы поехали по американским прериям в солдатском вагоне в сторону Тихого океана и дальше уже по воздуху в страну дождей, подземных тоннелей и злых ловушек коварных вьетнамцев.
Группа распалась и неприкаянное дарование болталось без дела, вынашивая грандиозный план мести всему Миру, посредством тяжёлого гитарного запила, на дворе стоял 1970 год.

В это же время в городишке Остин развалилась ещё одна группа-American Blues, в которой лупцевал барабанный пластик уроженец города Франкстон-Фрэнк Ли Бирд (11.06.49г.). К этому моменту Фрэнк был уже опытным барабанщиком, успев получить хороший опыт в таких группах как: The Hustler, The Cellar Dwellars, The Warlocks (не путать с немецким Warlock) и собственно в American Blues. В начале 1970 года, как говорится – встретились два одиночества и понеслось!
Идея сколотить банду была как следует обмыта, обмозгована и принята на ура. Бирд познакомил Гиббонса со своим коллегой по The Warlocks и Americans Blues, басистом Джозефом Майклом Хиллом, в миру Дасти, родившемся 19.05.49 года в славном городишке Даллас, где так не любил одного амерского президента, одинокий фрик по имени Ли Харви.

Четвёртым внештатным сотрудником стал менеджер, и по совместительству, продюсер прежней группы Гиббонса – Билл Хэм.

Сие знаменательное событие было отмечено записью дебютного альбома группы с таким странным названием-Z.Z.Top. Над названием пластинки, ребята долго не думали, и обозвали её просто-Первый альбом ЗиЗиТоп. Чтобы продвинуть диск, группа отправилась в гастроли по городкам и весям Техаса и южным штатам.
Большого фурора не получилось, ведь по сути, первый альбом был хоть и не плох, но это был традиционный для этих мест формат, не отличавшийся какой-то особенной изюминкой. В дискографии группы-это, пожалуй, самый мягкий и блюзовый альбом, с парой драйвовых рок-н-роллов. Материал был представлен как своего сочинения, так и уже известных авторов в кавер версиях.

После гастролей Хэм принимает волевое решение отойти от классического блюз-рока в сторону утяжеления. Убедив в этом участников группы, он, как показало время, сделал правильный выбор. Второй диск 1972 года – Rio Grando Mud расширил географию известности группы уже до национального масштаба, благодаря песне Francene, хотя заглавная песня, как это ни странно, в чарты не попала, хотя практически все песни с этого альбома периодически попадали в эфир.

Объяснений по этому поводу, может быть сколько угодно, от недальновидности продюсеров и корпоративных правил, до вмешательства инопланетян, но скорее всего всё как обычно лежит на поверхности. Мы с вами помним об условной границе отделяющей жителей Юга от жителей Севера, так вот, всё дело именно в этом. Гиббонс и компания воспринимались южанами как свои, а вот северяне смотрели на них, как на обычных «рэднэков» (то бишь-гопников, по-нашему, или колхозанов) и группа, в целом, способствовала такому восприятию.

Дело в том, что большая часть творчества — ЗиЗиТопов – это воспевание жизни южан, бытовые зарисовки повседневности Техаса, основанная на собственном опыте. Надо сказать, что практически все песни, за редким исключением-это переложенный на рифмованный рассказ под музилище, про собственные похождения. Не без юмора, но практически все песни имеют реальные истории из личной жизни парней. Помимо этого, в названиях пластинок и песен превалирует испаноязычный местный слэнг, что с трудом воспринимается большинством янки.

Тем не менее, альбом сделал своё дело, группа выступает в связке с Роллингами, одновременно растёт мастерство и наблюдается большее погружение в Хард рок.

1973 год стал решающим для группы, и не только потому, что присутствует так называемый «синдром третьего альбома», но и потому, что этот год стал годом настоящего прорыва.

После обкатки второго альбома в гастролях, группа записывает свой третий альбом – Tres Hombers (читается как Трэс Омберс), с мексикано/американо/испанского – можно перевести   приблизительно, как Три мужика.  Интересным   фактом может стать тот момент, что в этом альбоме присутствует, так сказать, магия числа ТРИ. Три музыканта – год выпуска 1973 -длительность звучания 33 минуты и 33 секунды. Альбом вышел на London Records, там же, где и Роллинги писались. Именно с этого альбома произошёл качественный сдвиг в творчестве   группы. Альбом попал в Тор – 10, в чартах Биллборда. С этого же альбома собственно и началась   Мировая известность бородачей. Вот, что говорил Гиббонс после выпуска этого альбома:

“То, что мы выросли в Техасе, и много работали здесь, как музыканты, дало нам немало материала для мелодий, которые мы пишем и текстов, которые поём, мне кажется, этим мы привлекательны для многих, особенно за пределами Техаса. Мы пели о том, чем многие, кажется, не особо располагают: о широких открытых пространствах и чистом воздухе.”

На самом деле, тут он несколько лукавит, пели они не совсем о чистом воздухе и траве, точнее не только об этом. Так на пример песня – LaGrange посвящена самому крутому и старейшему в Техасе борделю, известному ещё как Ферма Курочек.

При записи альбома была допущена ошибка. Звукоинженер случайно при монтаже склеил в притык первую и вторую песни альбома: Waiting’ for the bus и Jesus Just Left Chicago. Группе понравилось, и они оставили всё без переделок. В песне посвященной местной гопоте – Beer Drinkers & Hell Riser, Гиббонс и Хилл поют по очереди, чередуя строчки. Этот приём им так понравился, что в дальнейшем его решили использовать на других работах, например, в песнях Heard it on the X (песня посвящена техасским АМ радиостанциям, благодаря которым   участники   группы познакомились с блюзом и рок-н-роллом). В целом, альбом стал знаковым. Он не только попал в десятку лучших (девятое место) журнала Биллборд, но и оставил след в истории рок-музыки. Журнал Роллинг Стоунс в 2012 году внёс его в 500 лучших альбомов всех времён. И попал, совместно с альбомом 1983 года Eliminator, в книгу 1001 Альбом, которые надо прослушать, прежде, чем умрёшь.

После выхода   альбома в свет группа два года провела в гастролях, выступая в основном на разогревах у тех же Роллингов. Участники группы вспоминают это время как сложное. Собственно, проблемы были прежними, их воспринимали как звёзд на юге, и как упырей на севере.

Дасти Хилл вспоминает как они разогревали зал в Гонолулу, где были на гастролях. «Когда мы вышли на сцену, у людей отвисли челюсти, они глянули на нас и заныли: Фууу, да это какая-то ковбойская группа». Зато, под конец, когда мы их здорово разогрели, все орали, вызывая нас ещё и ещё. Было забавно смотреть на Стоунз, которые стояли сзади и ждали, когда мы закончим.»

Помимо Стоунз, группа играла концерты с Дип Пёпл, Элисом Купером.

К 1974 году ЗиЗиТоп, стали, пожалуй, самой популярной группой на Юге США. Однако, на Севере дела шли кое-как.
В Новом Орлеане в 70-х существовал знаменитый клуб «Склад», в нём выступали такие легенды, как Pink Floyd, Greatiful Dead, The Doors (там состоялось последнее выступление Джима), клуб в принципе не большой, но билетов на выступление Z.Z.Top постоянно не хватало. В зал набивалось в пять раз больше слушателей, чем положено, зато в Нью – Йорке в 5ти тысячном зале Felt Forum не могли заполнить и половины. Мало того, многие группы с Севера стали откровенно кидать группу, отказываясь выступать с ней в связке. Так что ребята, по сути, часто играли единственным номером.

Апрель 1975 год принёс поклонникам группы новый релиз- Fandango! Интересный альбом, на первой стороне которого записан концертный материал с трёх выступлений в клубе Wrehouse, а на второй студийные записи. Альбом был назван Фанданго! И это была не дань испанской танцевальной традиции, а отражение техасской реальности. Фанданго-так называется сезон возвращения ковбоев с пастбищ, когда они устраивают шумные вечеринки с беспробудным пьянством, мордобоем и прочими приключениями. Поэтому, не зря открывать альбом было доверено песне- Thunderbird. В названии обыгрывается, как традиционное понятие коренных обитателей Америки – индейцев Великих равнин (есть у них такое божество Громовая Птица), так и название дешёвого вина, низкого качества, вроде наших Солнцедара, Трёх топоров, Агдама и т.д.

Альбом развил успех предыдущего диска и попал в топ 10 Биллборда, продержавшись там 83 недели, получив сначала статус Золота, а позже – платины.

В 1976 году группа, имевшая за плечами уже три золотых альбома, записывает очередной, назвав его по старой привычке по – испански – Tejas Tejas, и отправляется в гастрольный тур, названный ни много, ни мало: Worldwide Texas Tour, самым грандиозным на котором было оформление сцены, где использовались живые змеи, ящерицы, и прочие представители флоры и фауны родного штата. На монтаж сцены уходило по три дня. В результате, тур принёс группе 11 ярдов зелени. Журнал Ньюсуик констатировал, что ЗиЗи Топ обошли по показателям Элвиса, Лэд Зеппелин и Роллинг Стоунз. Было дано более 200 концертов. Наконец-то к группе пришёл настоящий успех и вот тут-то ребятки выкинули фортель. Вместо того, чтобы развивать его, они решили малость отдохнуть от трудов праведных. Началось с того, что Фрэнк решил недельки три покататься на яхте в Карибском море и исчез. Вслед за ним для занятия дайвингом на Кайманах отправился Дасти. А Билли свинтил в Париж. В результате   рекорд лэбл группы в отсутствии какого –либо движения начал издавать сборники из архива группы, что конечно, не шло на пользу группе.

Гиббонс и компания приняли решение покинуть объятия Лондон рекордс и сделали это своеобразным способом. Гиббонс заявил, что той фирме, которая заплатит группе лям бакинских они и разрешат их записывать. Таким счастливчиком оказалась Warner Bros.Однако, это ещё не всё; памятуя скандал с участием Роллингов и всё той же Лондон, группа потребовала выкупить все архивы у последней.

Когда все условия сделки были выполнены, группа собралась для обсуждения насущных вопросов, именно на этой встрече и произошла смена имиджа, когда Билли и Дасти явились с бородами.

Альбом 1976 года – Deguello, назван так по мексиканскому военному кличу, что в переводе дословно означает – мясорубка, головорезка, резня, а в переводе на более цивилизованный язык- Беспощады. Специально для записи этого альбома группа попыталась выучиться игре на саксофонах. Сказано-сделано. Ну как научились, по воспоминаниям членов группы –всё, что они могли извлечь из инструментов-это вой, визг, и прочие непотребности. Однако, трэки были записаны. Писали так. Все трое брали какую-то одну ноту, записывали, потом следующую и так весь трэк. Для гастролей они записали видео с собой, играющих на саксах и пускали это видео вторым планом во время выступлений.

Альбом получил неплохие отзывы. Конечно, были и откровенно уничижительные статьи, однако, в среде старых противников группы объявились те, кто встал на их сторону, например, Лестер Бэнгс и Роберт Кристгоу. Как написал последний: «Я прослушал хренову тучу альбомов белого блюза…Этот на порядок выше их всех.» По записи альбома, группа совершила тур, для удобства переведя названия альбома на нормальный английский. Это сразу же дало результат. Её популярность охватила не только США, но и Европу. Альбом 1981 года-El Loco –оказался менее интересным и востребованным. К тому же, как заметил один из критиков, ещё в 1979 году, бородачи слишком долго отсутствовали, и по – видимому, и не заметили, что время другое, и сейчас в топах – Панк-рок.

Следующим альбомом, восьмым по счёту, стал альбом 1983 года Eliminator, стал самым известным и популярным альбомом группы, достигшим в 1996 году статуса-бриллиантовый, будучи проданным в размере 10 млн. экземпляров.

Альбом представляет смесь традиционного блюза и буги с синтезаторным звучанием. Что поделать, это было время господства такого явления как Новая Волна. Альбом назван в честь автомобиля Гиббонса, страстного любителя родстаров и прочих механических монстров. Его Форд,1933 года красуется на альбоме в разных ракурсах и цветовой гамме.
Как, в прочем, и на последующих альбомах. Благодаря клипам, крутившимся по MTV, альбом раскрутился. Наиболее известными стали песни Legs, Gimme all your loving, Sharp Dress Man. Основной лейтмотив альбома – девочки, тачки, гитары и мы сами любимые. Именно при съёмках клипа на песню Gimme All Your Love, музыканты попробовали себя в качестве актёров первый раз.

Успех Элиминатора был ошеломляющим. К концу 1984 года было продано 7,5 млн. копий. Так что весь год группа гастролировала и только зимой 1985 года засела студии для записи следующего альбома: Afterburner. По мнению слушателей, альбом -это практически Элиминатор – 2. Пожалуй самой лучшей песней альбома стала композиция – Sleeping Bag. Клип на неё ставила хореограф Пола Абдул. А сама песня, кроме того, была использована королём ужасов Стивеном Кингом для своего цикла Тёмная башня – Бесплодные земли, где её вступление звучит в городе Луд, как Барабаны Войны. На обложке альбома всё тот же Гиббонсовский Форд элиминатор в виде звездолёта. Не смотря на критику, альбом получился более металлическим, чем Элиминатори занял 4-е место в Биллборде у пиндосов и 2-е место у наглосаксов и мелкобритов. Только в штатах было продано около 5-ти миллионов копий, и в Альбионе более 600 тысяч. В том же 1985 году на фестивале в Донингтоне ЗиЗи Топ выступали уже хэдлайнерами. За этим последовало двухгодичное Мировое турне, в котором группа отыграла 212 концертов. Завершив свой тур в Гонолулу в 1987 году, группа взяла перерыв, во время которого каждый занимался своим любимым делом. Гиббонс – расширением своей коллекции редких авто и гитар, Дасти- подводным плаванием, а Фрэнк – обустройством собственного ранчо.

К музыке они вернулись только в 1990 году, выпустив альбом Recycle, добротный альбом тяжёлого блюза и буги. Группа решила вернуться к прежнему звучанию, отказавшись от экспериментов с синтетикой. Новый альбом стал своего рода завершением трилогии: Eliminator-Afterburner-Recycle. К тому же, контракт с Уорнер брос подошёл к концу, и музыканты решили его не возобновлять, а подписались под компанию RCA, на которой и выпустили в 1994 году альбом – Antenna. Альбом получился не слишком удачным, местами даже скучным, но был как всегда сбит добротно, хоть и без изюминки. Так что, повторить успеха предыдущих дисков ему уже не удалось. Да и время было уже иное. Изо всех утюгов в Мире неслись разухабистые рифы трэшевых гитар и раздавался брутальный гроулинг, набиравших обороты инфернальных групп Дэт, Блэк, Дум и Готик групп.

Однако техасцы не сдавались и через два года после Антенны в 1996 году выпускают весьма даже приличный альбом, в старом любимом стиле-Rhythmeen. Лучшая песня альбома: She’s just Killing Me была использована обезбашенными Тарантино и Родригесом для их эпохально-шедеврального фильма «От рассвета до заката (From Dusk Till Dawn)».  А клип на неё с участием Салмы Хаек и Джорджа Клуни – можно рассматривать как отдельное произведение арт – культуры.

После выхода альбома, опять перерыв вплоть до 1999 года, когда в честь 30-ти летия коллектива группа записывает альбом, не мудрствуя лукаво названный – ХХХ.

Что-то особо интересное сказать о работе сложно, старички выдохлись. Всё идёт по накатанной, без особого огонька и весёлой движухи. По большому счёту, этот альбом интересен только преданным болельщикам команды, на что и был основной расчёт. В последующих после выпуска альбома гастролях, ЗиЗи Топы всё так же нарезали свой тяжёлый буги-блюз рок, так же трясли бородами и раскидывали со сцены тёмные очки. То есть, по сути, всё то же самое, что делали на протяжении всех этих 30-ти лет. Может всё так же и продолжалось бы дальше, но группу ждал удар. В ходе тура басист Дасти Хил начал чувствовать себя всё хуже, и по завершению тура выяснилось, что у него гепатит С.

Группа была вынуждена прекратить свою деятельность, изредка появляясь на джемах, либо снимаясь в кино в эпизодических ролях. В 2002 году Хиллу стало лучше, и группа вновь собралась в студии для записи – Mescalero, группа выпустила его в 2003 году.
Однако, перерыв дал себя знать, да и болезнь забирает силы. Так что альбом вновь не стал откровением.

Последний на настоящий момент альбом вышел в 2012 году называется La Futura.

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!