Barclay James Harvest

3

Тонкая насмешка Пересмешника

Сколько раз уже бывало, что когда заходит разговор о книгах, фильмах, музыке, ты оказываешься в ситуации, когда вроде бы и в теме, но сказать по существу нечего. Просто потому что, да ты знаешь, что есть такой писатель Стивен Кинг, режиссёр Кубрик, композитор Вангелис, но…как-то вот так сложилось, что собственно с творчеством автора не знаком, по совершенно разным причинам: то руки не доходили почитать, то времени не было посмотреть, или просто не было настроения слушать,и ты всё время откладывал знакомство напоследок. Ты периодически сталкивался с книгами, фильмами, музыкой, вертел в руках книгу или пластинку и откладывал на потом.
А это самое потом всё как-то не наступало и не наступало, а потом однажды так, раз!
И вдруг наступило. И ты наконец-то прочёл Солнечного пса, посмотрел Цельнометаллическая оболочка и послушал Earth. И если звёзды в этот момент сошлись и собрались в правильный узор,
в полку неофитов — эпигонов, появился ещё один почитатель. И пусть со временем радость от открытия и острота первых впечатлений потускнеют, но тем не менее они останутся уже навсегда в качестве ностальгической грустинки к которой можно будет обратится в особом случае.

Barclay

Нечто подобное происходило и у меня по отношению к четвёрке англичан из старинного городка Олдхэм, что недалеко от Манчестера в графстве Ланкашир.
Я весьма долгое время проходил мимо их творчества, хотя периодически сталкивался с их пластинками и слышал разговоры и обсуждения, но всё как-то откладывал, тем более что в тот период был погружён совершенно в иную музыкальную атмосферу, громкого и напыщенного железа разной степени тяжести.

Но где-то в начале 90-х по случаю прикупил два альбома 1974 — Everyone Is Everybody Else и 1979 — Eyes Of The Universe.
Не иначе это было само Провидение и Великий Навигатор так повернул Небесные сферы, что мне достались именно эти альбомы, а не какой-то другой и я наконец-то смог оценить то, что только наблюдал со стороны.
Собственно с того самого момента, как я в первый раз услышал — Child of The Universe для меня всё было решено, я стал поклонником творчества группы с таким странным названием — Урожай Джеймса Бакли.

История этой, как её назвал журналист портала All Music Брюс Эдер — «…одной из самых невезучих групп в прогрессивном роке…», а по оценке журналиста Майка Барнса — « …британских первопроходцев, приведших прог-рок к славе», уходит корнями в самую интересную и бурную эпоху становления рок-музыки в 60-е годы ХХ века.

Всего через три года как Битлз вышли на сцену со своим альбомом Please Please Me, четверо учащихся художественной школы и Современной школы Деркера, в достаточно депрессивном городке Олдхэм, по сути пригороде Манчестера, известном ещё со времён Римской империи и выросшего из ряда маленьких деревушек и ферм в небольшой городок с целой сетью ткацких фабрик в 17 веке и к середине ХХ века, представлявшим из себя глубокую провинцию, где для молодых людей по сути не существовало каких-то радужных перспектив, кроме как пойти работать на фабрику или в шахту добывать уголь, решили объединить усилия с целью достичь успеха на музыкальном поприще.


Не стоит обманываться видя словосочетание учащийся школы, к моменту, когда ребята решили объединить усилия, они были скорее студентами профессионального колледжа и уже имели за плечами определённый опыт в игре на инструментах и живых выступлениях. Каждый из них начал обучение музыке ещё в детстве. Так, отвечавший за бас-гитару Лес Холройд, начал обучение игре на классической испанской гитаре с 10 лет, позже самостоятельно освоил клавишные, виолончель, бас-гитару, клавесин, меллотрон.
Джон Лис усиленно учился играть на гитаре с 14 лет, копируя Эрика Клэптона и Боба Дилана.
Мэл Притчард в 8 лет начал учиться игре на банджо, но позже отдал предпочтение барабанам.
Самым разносторонним оказался Стюарт «Вули» Холстенхолм, владевший навыками игры на тамбуринах, банджо, клавишных, духовых. Его музыкальные пристрастия были крайне широки и включали как собственно рок-музыку от Пола Саймона и Боба Дилана, групп Лав, ЮК, Битлз до симфонической европейской классики, как то Малер, или Гершвин.

Barclay

Как мы видим, ребята начали свою музыкальную деятельность ещё в школьном возрасте. Одноклассники Джон Лис и Стюарт «Вули» Уолстонхолм были участниками школьной группы Sorcerorce, позже переименованной в „The Blues Keepers”, исполнявшей песни из списка Топ-40 в духе Эди Кокрэна, Джини Винсета, Боба Дилана и Битлз, где Вули за неимением клавишных играл на 12 струнной гитаре, английском рожке и тамбуринах, ну и по возможности подпевал вторым голосом. В это же время двое других будущих участников — Лес Холройд и Мэл Притчард выступали со своей школьной группой «Heart and Souls”, позже переименованной в «The Wickeds”, больше тяготевшей к исполнению блюзовых и блюз-роковых композиций из того же Топ-40, ориентируясь на творчество Эликсиса Корнера и Блюзбрэйкер.

Провинциальная музыкальная сцена всегда достаточно мала, поэтому рано или поздно все её участники неоднократно пересекаются, знакомятся, начинают общаться. Так происходит и с нашими героями, они неоднократно выступают на одних и тех же «похоронах и танцах», на школьных мероприятиях и танцевальных площадках, как самого Олдхэма, так и его окрестностей.

Как это обычно бывает со школьными и любительскими группами, в какой-то момент встаёт вопрос — «Что дальше?», и кто-то оставляет инструменты в углу и начинает строить свою карьеру и жизнь,
а кто-то продолжает двигаться дальше по раз выбранной дороге.

Именно это и происходит летом 1966 года, когда Киперсы остаются вдвоём, потеряв остальных участников и в первую очередь ритм-секцию, без которой дальше двигаться невозможно. Примерно то же самое произошло и с Викедсами, то есть обе группы оказались на развилке, решая, что делать дальше. Тогда в сентябре 1966 года Джон Лис и предложил Мэлу Притчарду и Лесу Холройту объединиться в одну группу. Изначально было решено двигать музыку в направлении фолк-рока, в стиле Пола Саймона, Лав, Боба Дилана, Роя Харпера, тем более, что с ассортиментом инструментов и аппаратуры были некоторые трудности, не позволявшие ребятам расширять горизонты своей деятельности. Да и с вопросом поиска помещения для репетиций и жилья тоже были трудности, но тут по воле случая нашёлся один «богатенький Буратино», местный предприниматель — Джон Кроутер, который по каким-то причинам решил вложиться в новую группу и предоставил им помещение на своей полу заброшенной ферме в Дигле, недалеко от Олдхэма — Престон Хаус. Точнее он предоставил им только здание заброшенного сарая построенного ещё в 18 веке, где дуло изо всех щелей и протекала крыша. Но зато это было какое никакое но помещение, где можно было работать, жить и репетировать.

Все свои накопления, какие у них имелись, музыканты собрали в общий котёл и пустили на приобретение недостающей аппаратуры и инструментов. Собственно, ограниченный инструментарий и сподвиг ребят заняться экспериментаторством, постепенно уходя от фолк-рока к более продвинутому прогрессивному звучанию и более сложным формам.
К весне 1967 года из этих экспериментов возникло несколько боле-менее пригодных к записи композиций, далеко ушедших от чистого фолк-рока, к тому же в воздухе во всю летали психоделические настроения, и для записи своего первого сингла — Early Morning группа решила сменить название в духе времени. С этой целью ребята написали несколько разных слов, сложили всё в шляпу и вытаскивая по одной бумажке составляли название. Так и получилось довольно забавное и загадочное Barclay James Harvest, которое не несло за собой никакой конкретной идеи или вещи. Просто три случайно выбранных слова, из которых первое — это название банка, кредитовавшего их покровителя, второе — имя одного из приятелей музыкантов, а третье — собственно навеяно сельскими мотивами и тем фактом, что пока кроме музыки никакого другого урожая у музыкантов и их первого менеджера мистера Кроутера не было.

В апреле 1967 года ребята через Кроутера отправили несколько своих записей в рекорд — компании, и благодаря протекции Кроутера смогли записать свой первый сингл — Early Morning — Mr. Sunshine на студии Parlophone EMI. Во время работы над синглом группа знакомится с одним интересным персонажем — Робертом Джоном Годфри, в будущем основателем прог-роковой группы Энид, а в то время сотрудником Парлафон, где он выполнял работу студийного клавишника- аранжировщика и руководителя симфонического студенческого оркестра. Получивший в своё время классическое музыкальное образование в Королевском Музыкальном колледже, а затем в Королевской Академии музыки он бросил перспективную работу классического музыканта и устроился на студию в качестве сессионника. Именно он помог оформить сырые темы в законченные песни. Сингл получился в фолковом стиле, но имел особенность — благодаря Годфри приобрёл симфоническое оркестровое звучание, по сути, став одним из первых образцов прог-рока, благодаря чему на него обратил внимание популярный и весьма уже влиятельный в музыкальной области «делатель звёзд», радио-ведущий программы Топ Гир — на Радио 1 ВВС — Джон Пил, давший положительный отзыв на работу начинающей группы. Это событие стало определяющим для группы. Благодаря мнению Пила EMI Pharlaphonе подписали с группой постоянный контракт на выпуск альбомов.

Дебютный альбом группы, оформленный в виде психоделической картинки средневекового церковного витража, названный без затей — Barclay James Harvest, выдержан в стилистике фолк-рока с элементами симфонического прог-рокового, барочного звучания клавишных, увидел свет в 1970 году. Писался альбом в Лондоне на Эбби Роуд студиоз, с привлечением Лондонского студенческого симфонического оркестра. Пластинка получилась весьма интересной, местами угадывается влияние Битлз, в таких песнях как Mother Dear и Good Love Child.
Настоящим украшением пластинки стали прекрасная, мелодичная баллада The Iron Maiden и завершающая пластинку грандиозная симфо-проговая Dark Now My Sky в духе классического Вагнеровского эпика совмещённого с прекрасными рок мелодиями и драматическими монологами. Большую часть материала пластинки написали Холройд и Лис. Оркестровки сделал Годфри (этот факт в последствии станет причиной неприятностей для группы).

На этой записи группа впервые использовала меллотрон, который в дальнейшем станет их основной фишкой. Как вспоминал в одном из интервью Джек Лис, его они увидели в одном из музыкальных магазинов Лондона. когда в 1969 году прибыли для записи альбома. Денег у ребят на его покупку не было и они несколько раз возвращались, чтобы просто посмотреть и может договориться об аренде. В конце концов, им удалось его приобрести и это стало для них, и особенно для Вули, настоящим праздником.

Выход первого релиза группы в целом не вызвал каких-либо больших восторгов у критиков, хотя и не получил отрицательных откликов в музыкальных изданиях. Трудности с продвижением пластинки в отсутствии живых выступлений привели к низким продажам и интереса у публики.
Не смотря на это, руководство EMI решило не отказываться от группы, вместо этого запустить специализированный лейбл для записи на нём прог и симфо-роковых альбомов.
Считается, что название новому подразделению дали именно музыканты Barclay James Harvest – Харвест, на котором стали первым прог-роковым коллективом.

Второй альбом представлял из себя продолжение дебютной работы. Большая часть композиций была написана ещё до заключения контракта с лэйблом
в 1967-68 годах.
Так, пожалуй самая известная песня группы — Mocking Bird, по свидетельству официального биографа группы Кита Домона, была написана в 1968 году, когда Джон Лис жил в доме родителей жены, и построена на строчке из песни того же периода — Pools of Blue.

Забавный факт, во время записи композиции Galadriel Джон Лис позаимствовал гитару Джона Леннона, о чём позже в 80-х написал песню — John Lennon’s Guitar, включённую в альбом 1990 года — Welcome To The Show.

Музыкально материал, представленный на пластинке, мало чем отличался от предыдущей работы, всё та же фолковая основа с добавлением прог-рокового звучания и симфонического оркестра, однако работе не хватало чисто рокового драйва и более агрессивной живости, что было замечено музыкальной мэйнстримовской прессой, в которой отдавалось должное их мелодичности и новаторским идеям, но при этом определяло их песни как весьма вялые, заумные и затянутые,
не имеющие жизненной энергии. Однако были и более положительные отклики. Так некоторые критики, описывая творчество музыкантов писали: «…если вы смешаете мелодии The Beatles с оркестровым звучанием The Moody Blues, и добавите немного Procol Harum, то получите Barclay James Harvest…”.

В целом отмечалось, что музыка коллектива придётся по душе «…интеллектуальной молодёжи, предпочитающей внешнему эффекту, внутреннюю глубину и эмоциональное наполнение..».
Как и прежняя работа, альбом записывался на студии Эбби Роуд с привлечением живого оркестра под управлением Мартина Форда и Годфри, у которого наметился разрыв отношений с группой. В качестве сессионного музыканта был привлечён так же Алан Парсонс, исполнивший партию на арфе для песни Lady Loves.

Не смотря на приложенные усилия по рекламе альбома и наличии на нём несомненно отличных номеров, таких как She Said, ставшей классикой Mockin Bird и весьма впечатляющей Ball and Chain, второй альбом группы постигла участь дебютной пластинки. Не смотря на невиданный до того момента шаг — промо-тур с привлечением живого симфонического оркестра в гастрольной поездке по стране, продажи пластинки практически не окупали затрат на её выпуск. Мало того, собственно, решение привлечь Лондонский Студенческий симфонический оркестр к гастролям, стало причиной приведшей группу на грань полного финансового краха, испортившего отношение с их покровителем Кроутором. Джон Лис позже, вспоминая тот период, характеризует его кратко — «..это была катастрофа», по мере удаления от Лондона бюджет группы таял с поразительной скоростью и принуждал постепенно сокращать состав оркестра. « Нам приходилось платить за дополнительные репетиции, потому что оркестр не справлялся как надо с тем, что мы хотели видеть… то что мы делали было новаторским в то время, объединяя рок-группу с оркестром.».

Одним из первых, с кем пришлось расстаться, был Годфри, претендовавший на большую долю в руководстве коллективом, с идеями, не соответствовавшими концепции группы, и большее финансовое вознаграждение за свою работу, в то время как финансовое положение коллектива было более чем плачевно. Не смотря на это, Лис считает, что эти трудности помогли окончательно сформироваться им как единая профессиональная группа, потому что «…нам тогда приходилось платить за всё, а это означало выступать столько дней, сколько мы могли. Каждую неделю в течении полутора — двух лет, выступая в Университетах, клубах, колледжах. И это дало нам имя и укрепило нашу карьеру.»

Увы, на тот момент альбом не стал прорывным, не смотря на все свои положительные моменты и массу приложенных усилий. Одной из причин такого положения стал факт того, что конкуренция на музыкальном рынке была не в пользу группы. Довольно трудно конкурировать с такими релизами, как Имэджин, Л.А.Вумен, Мастер оф Риэлити, Лэд Зеппелин IV, Ханки Дори, Акваланг. Не говоря уж о релизах Йес, Везе Рипорт, Юрайа Хип, которые притягивали к себе внимание публики, делая работу Барклаев не столь яркой. Тем не менее спустя время, музыкальные критики образумились и назвали второй альбом группы одним из лучших в прогрессивной музыке.

Но на тот момент музыканты довольствовались только постоянно увеличивающейся базой поклонников в студенческой среде. Сложилась весьма парадоксальная ситуация. Выпускающий лэйбл не расторгал контракт с группой, но и практически не продвигал их работы, как бы надеясь, что рано или поздно ситуация сама рассосётся. В таких условиях музыканты выпускают ещё две работы Barclay James Harvest And Other Short Stories (1971) и Baby James Harvest (1972), отмеченных такими отличными композициями как: Another Day и Medicine Man, Crazy Over You, и пронзительную Summer Soldier, прифанкованную Thank You и почти что битловскую One Hundred Thousend Smiles Out.

В 1972 году группа отправилась в гастрольный тур по США, который оказался провальным и практически повторил результаты предыдущего тура по Англии. Группа оказалась на грани распада и в этих условиях принимает решение сменить мэджор лэйбл, перейдя на Polydor.
Сказать, что дела сразу пошли в гору, было бы погрешить против истины, большую часть 1973 года группа приводила в порядок пошатнувшиеся дела и писала новый материал, который и выпустила
в 1974 году под руководством Роджера Бэйна, заставившего их отойти от своей старой схемы, облегчить звучание, сделав его более красочным и заиграть более напористо.
Альбом Everyon Is Everybody Else не захватил верхних строчек в хит-парадах, но тем не менее стал огромным шагом вперёд, по сравнению с предыдущими работами группы. Уже сам факт того, что он попал в чарты Мелоди Мейкер, достигнув 39 позиции на Родине музыкантов, уже можно считать гигантским достижением.

В Европе он так же не был обойдён вниманием, особенно в Германии, а в Греции открывашка — Child of Universe стала популярной свадебной песней, что весьма веселит её автора Джона Лиса.
В альбом были включены две примечательные песни, написанные в сатирическом ключе с долей сарказма.
Это своеобразный кавер на песню Би Джис — The Great 1974 Mining Disaster, построенной на сингле трио — New York Mining Disaster 1941, выпущенного в 1967 году.
В ней группа затрагивает политические и социальные вопросы, описывая забастовку шахтёров Уэльса.

Второй композицией стала Negative Earth, рассказывающая о провале миссии Апполо13.

Социально-политические вопросы стали постоянной составляющей творчества группы.
Основные авторы песен — Лис и Холройд признавались, что их волнуют различные острые вопросы, но тем не менее, они предлагают слушателям самим решать, о чём поют музыканты, не принуждая и не навязывая своё видение.

Настоящим прорывом для группы стал концертный альбом 1974 года Live, записанный по итогам концертного турне в Европе, представлявший расширенные концертные версии лучших песен группы, показавший их потрясающий потенциал и уровень как музыкантов. Пластинка попала на 40-е место в национальном хит-параде и укрепила положение группы как одного из ведущих коллективов арт-рока.

Harvest

Следующий, шестой альбом 1975 года — Time Honoured Ghost стартовал в чартах с 32 позиции и продержался в списках около трёх месяцев. На этой пластинке происходит дальнейший отход группы от симфоническо-оркестрового звучания в пользу более коммерческого звука. Забавный факт, текст песни Title представлял из себя комбинацию заголовков песен Битлз, получилось забавно.

Для работы над альбомом пригласили Эллиота Мэйзера, работавшего в разное время с Нилом Янгом, Дженис Джоплин. Линдой Рондстадт. Свою позицию Эллиот выразил в одном из последующих интервью: «…меня бесит растраченный впустую талант, я видел как группа была задавлена оркестром, когда работала с этими ужасными аранжировками в Королевском фестивальном зале…».

После европейского тура на разогреве у E.L.O. группа прилетает в Сан-Франциско для работы над альбомом. Все, кроме Вули, не нашедшего понимания с Эллиотом, были воодушевлены. Уолтонсхолм был недоволен тем, что Эллиот не понимает английской ментальности и ему было трудно донести свои идеи. Альбом открывался мощной, ударной песней Лиса — In My Life, которая должна была задать настроение всему альбому, что в целом вполне удалось.
Кроме того, Лис в песне Hymn Of A Children, как бы перекидывает мостик в прошлое, создав что-то наподобие продолжения тем, поднятых в Summer Soldier и Child of Universe с предыдущих альбомов.

Песня Jonatan, написанная Холройдом — это его размышления на тему книги Ричарда Баха — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Отдельно стоит остановиться на оформлении пластинки.
Это пожалуй одна из лучших обложек группы, созданная Биллом Дэром на основе картины «урожай» американского художника Пэрриша, изображающая человека с косой на фоне закатного солнца, и вызывающая ассоциации с рассказом Рэя Брэдери — Коса, вошедшего в сборник
«Что-то страшное грядёт», повествующего о человеке, волей судьбы получившим косу с надписью: «Кто владеет мной, тот владеет Миром», и взяв её в руки, тем самым помимо своей воли и желания, ставшим Мрачным Косцом Смерти.

Оформление как нельзя лучше подходило под название альбома, предложенного супругой менеджера группы, и получилась концептуальной, глубокой и многозначной, превосходящей все предыдущие, весьма пресные обложки. Практически сразу после выпуска пластинки, уже в конце октября группа отправляется в ряд гастрольных туров по Европе и США, которые продлятся до конца года, так что можно констатировать, что год группа закончила в плюсе.

Новый 1976 год начался для группы с американских гастролей, продолжавшихся до лета и подготовкой к записи следующей студийной работы. Первоначально планировалось, что седьмой по счёту студийный альбом будет записываться в той же студии в Сан-Франиско и с тем же продюсером, но Эллиот уже был занят в другом проекте, поэтому группа находилась в подвешенном состоянии и в ожидании работы записывала демо версии с прицелом на будущее.

По истечении шести недель ожидания у музыкантов закончился срок американских виз, пришлось сворачиваться и возвращаться в Англию. Когда стало ясно, что с Эллиотом не сложилось, ребята приняли решение самостоятельно продюсировать альбом. Имея бюджет в 20 000 фунтов, группа арендовала Строубберис Студиос в Стокпорте и за 10 недель закончила альбом, названный — Octoberon.
Название — это такая специфическая шутка-юмора музыкантов, объединившая аллюзии на Шекспира, месяц октябрь и число восемь на латыни.

Все, кто знаком с творчеством Шекспира, сразу же определят, что имя отсылает к королю эльфов Оберону, персонажу «Сна в летнюю ночь».
Большинство предыдущих работ группы по стечению обстоятельств приходились как раз на октябрь-ноябрь месяц, ну а восьмёрка — это порядковый номер в череде изданных альбомов с учётом их концертной пластинки, хотя как именно студийная работа — это был всего лишь седьмой альбом.

Harvest

В музыкальном плане эта пластинка, пожалуй, стала окончательным рубежом перехода группы от симфо-прогового звучания к более лёгкому поп-проговому арт-року в духе The Moody Blues, E.L.O., Алана Парсонса. Музыкальная пресса раскритиковала, в прочем не слишком яростно, новую пластинку Барклаев, указывая на то, что группа обладает куда большим потенциалом и возможностями по сравнению с тем, что она показала. Так Пол Коллинз из Олл Мьюзик написал, что «…Octoberon не хватает гармонии, присущих более ранним работам…альбом не дотягивает до уровня их лучших работ, но его стоит послушать фанатам…». Тим Лотт из Саундс писал «…Октоберон не сильно отличается от их разочаровывающей формулы. Но не смотря на это, есть несколько прекрасных творческих моментов, которые ещё раз указывают на так и нереализованный потенциал…».

Не смотря на всю критику, альбом достиг 19 позиции в национальном хит-параде. Работа в целом вызывает ощущение очень плотного, единого произведения. Прекрасные как всегда мелодические решения. Мощная, местами агрессивная гитара и лиричность вокальных партий в обрамлении клавишных, вызывают желание переслушать пластинку сразу по её окончании.
Тем более, что на ней представлены такие прекрасные композиции как жизнеутверждающая открывашка — The World Goes On Леса Холройда, Ra Уолстенхолма, вдохновлённая древнеегипетской мифологией и первой симфонией Малера, прекрасная, мелодичная, немного насмешливая Rock’n’Roll Star, описывающая жизнь рок-звезды и конечно же абсолютно проговая закрывашка — Suicide?, представляющая эксперимент со звуком и эффектами.
Оформлена пластинка была в духе названия с тиснёным изображением самого Оберона на лицевой стороне. За основу было взято панно в духе прерафаэлитов, созданного в 1901 году художником Фредериком Марриоттом.

Не смотря на критику в прессе и не слишком высокие, хотя и стабильные продажи пластинки, группа компенсировала это живыми концертными выступлениями, пользующимися стабильным спросом у публики, продолжив таким образом уже ставшей традицией схему работы — проводить большую часть времени в гастрольных поездках и только весной 1977 года, вновь отправившись в студию.

Harvest

Восьмой по счёту студийный альбом Gone To Earth записывался с марта по июнь в той же студии Strawberry Studios в Стокпорте и продюсировался самими музыкантами с привлечением Дэвида Рола.
Альбом, увидевший свет в сентябре 1977 года, стал во многом определяющим для группы, как в творческом, так и в коммерческом плане.
По всей видимости, это стал самый продаваемый альбом коллектива, разошедшийся количеством более
1 миллиона экземпляров. Особенно популярным он стал в континентальной Европе и в частности в Германии, где получил платиновый статус, заняв 10 место в чартах (на родине музыкантов — только серебро и 30 строчку в хит-парадах), при этом эта работа считается самой «долгоживущей», занимая шестое место по популярности в течение времени (к 2011 году), а в момент выхода продержалась в чартах 197 недель, успешно конкурируя с Битлз, Пинк Флойд, Саймон и Гарфанкель.

Наиболее популярными композициями стали: открывающая альбом Humn (Джона Лиса), посвящённая погибшим от наркоты Хендриксу, Джоплин, Полу Кософфу; облачённая в псевдо-религиозную форму христианского гимна, саркастическая Poor Man’s Moody Blues (Джон Лис), ответ группы на постоянную критику и сравнение их творчества с музыкой The Moody Blues, которая надо признать была вовсе не безосновательна. Позже автор признавался, что: «…лучше бы я это не сочинял — с тех пор это преследует меня…». Раздражённый очередным ехидным замечанием журналистов, Джон Лис решил: — Хотите Муди Блюз, ну так вот вам! Получите Муди блюз, больший чем сами Муди блюз! Он взял гармонию и аккорды из песни Джастина Хэйворда — Nights In White Satine, записанной Муди Блюз ещё в 1967 году, перемешал и переставил всё местами и получил композицию, которая звучала как композиция Муди блюз, хотя ею и не являлась.

Эта эскапада конечно же вызвала негативную реакцию Хэйворда, но позже Лис и Холройд извинились перед ним за несдержанность и конфликт был улажен. Третей важнейшей композицией альбома является сюитная Sea of Tranquility (Стюарта Вули Уолтерхолма), которую чаще всего трактуют как критику космической гонки, но на самом же деле являющейся отражением мыслей автора о сложившимся положении дел группы и его места в ней, фактически констатация того факта, что не смотря на все усилия музыкантов, они так и не смогли добиться желаемого для них результата и оказались совсем не там, где мечтали. Остальные песни посвящены всё тем же, характерным для группы темам прерванных отношений, отчуждения и одиночества, ушедшей любви, вопросам экологии, что делает пластинку в целом весьма узнаваемым, фирменным мрачным, холодноватым звучанием, характерным для группы. Альбом во многом воспринимается как логическое продолжение предыдущей работы, чему во многом способствует так же и оформление конверта, разработанного Малдвином Тутилом, одним из лучших оформлений пластинок группы. Оригинальный конверт был выполнен со сквозным вырезом внешней обложки, через который можно было видеть внутреннюю с изображением снижающейся совы на фоне заката. Многие коллеги по цеху расценили альбом как регресс в развитии, по сути он ставил точку в прогрессивном десятилетнем периоде группы, окончательно переведя её в категорию
поп-арт-рока, которому музыканты будут придерживаться до сих пор.

Следующий альбом группы — XII уже не принёс ничего нового и получился вполне ожидаемым. В целом его считают провальной работой, хотя многие из поклонников группы с таким утверждением не согласятся.
И действительно, совсем уж провалом новую работу назвать нельзя, вот прямо от слова совсем. Да, это не прог периода «Малютки Джеймса».
Да, более коммерческий и легковесный арт-рок, но он так же наполнен прекрасными мелодиями, исполненными на высочайшем уровне профессионализма, пусть это и не нравится напыщенным снобам-пуристам прога, народу он нравится.

По традиции альбом вышел в продажу
29 сентября 1978 года и занял 31 место
в чартах Британии и 18 место на континенте, став дважды золотым. Традиционно альбом открывает мощная композиция Лиса — Fantasy Loving is easy, которую тут же поддерживает лиричная баллада Холройда — Berlin.
Ещё одной, выделяющейся песней, является композиция в духе Джетро Талл — Fact.
The Closed Shop, построенная на прямом маршевом ритме в обрамлении мелодии флейты, вызывающей ассоциации с маршем шотландских воинов на битву при Бэннокберне, где они во главе с Робертом Брюсом разгромили армию английского короля Эдуарда II.
Весьма-таки духоподъёмная композиция.

Harvest

Ещё одной достойной композицией является просто шикарная композиция от Вули с налётом «рока Западного побережья» — Sip of Wine, в том же ключе написана и заключающая песня альбома Fiction The Streets Of San Fracisco. В целом, на альбоме просто нет каких-то отдельных сильных и слабых песен, он весь такой ровный и цельный, и воспринимается практически как единый концептуальный альбом, хотя таковым и не является. Что ещё важно сказать, эта работа музыкантов по сути стала последней работой группы в её изначальном, классическом составе.
Уже на предыдущем альбоме предупреждение в виде Моря Спокойствия, которая по сути являлась симптомом выгорания клавишника группы Вули, предпосылкой к его уходу из группы.

Сейчас сложно сказать, что именно привело к этому, но в целом это был симбиоз причин.
Тут и физическая усталость от постоянных, практически не прекращающихся гастролей,
и невозможность полностью реализовать себя как автора и музыканта, и несбывшиеся надежды, и не удовлетворённость местом группы на мировой сцене среди коллег по цеху.
Как бы то ни было, ближе к концу 1979 года Стюарт Уолстенхолм погружается в длительную депрессию и принимает решение покинуть группу.

К этому моменту у группы уже накопился материал для следующей пластинки, но в отсутствии одного из основных членов группы, создававшего их фирменный почерк, стал вопрос как быть дальше. Оставшиеся Лис, Притчард и Холрой решили продолжать втроём и приглашать для работы сессионных музыкантов, заменив клавишные Вули на синтезатор. Однако, такое решение оказалось не самым удачным, довольно скоро стало понятно, что без Стюарта звучание группы стало беднее, упрощённей и в целом пропала аура прежних Барклаев. Упор на энергичную гитару и синтезатор в качестве основы делало звучание откровенно коммерческим, холодным и бедным.

Не смотря на присутствие на очередном десятом альбоме 1979 года — Eyes Of Universe таких композиций как Capricorn, Alright Down Get Bogie, Sperratus, Rock’n’roll Lady, альбом получил популярность только на континенте, в Британии работа практически провалилась и не вошла ни в один из чартов, зато в Германии поднялась до третьего места, где как и в Швеции достигла платины. В целом альбом получился неплохим и вполне приятным, но… ощущение творческого кризиса, которое можно заметить уже на предыдущей работе, только усиливается.

Последующие работы группы вышедшие в 80-е не представляли ничего интересного, группа всё дальше скатывается в поп-рок, работы похожи одна на другую как под копирку, единственным интересным моментом в этот период становится выпуск очередного «живого» альбома A Concert To The People (1982), записанного во время бесплатного концерта 30 августа 1980 года в Берлине, когда группа отыграла программу, основанную на материале альбома XII, расположившись на ступенях здания Рейхстага перед 250 тысяч зрителей.

В Британии альбом занял 15 место, став самым высшим достижением группы на родине, ну а в Германии традиционно получил золотой статус и занял первое место в чартах. Такой длительный перерыв между записью и выпуском альбома был связан в первую очередь несовершенством и низким техническим уровнем материала. Группа пыталась отредактировать, вытащить слабый звук, смикшировав и перекомпоновав материал в более приемлемом для себя качестве, но полностью исправить ситуацию не смогла.

80-е годы в целом характеризуются снижением уровня записываемого материала и дрейфом рок-музыки в сторону синтетического электронного звучания в рамках эстетики пост-панка и новой волны с их непритязательными мелодиями и упрощёнными танцевальными аранжировками, стагнируя от монументальных прогрессивных работ уровня «Стены», «Картинок с Выставки» и ранних Дженизис в сторону легковесных поп-композиций. Этот процесс затронул практически всю «Старую гвардию» рок-музыки, не обошёл он и Барклаев. Все их работы пост-классического периода получаются мало убедительными, слишком помпезными, затянутыми, легковесными.
Без присущей группе изящности и отсутствием глубины. Аранжировки становятся шаблонными и более простыми и излишняя перегруженность синтезаторным звучанием делает их беднее и начинает раздражать уже на третьей песне. Не смотря на это, попытка встроиться в новые тенденции даёт группе приток «новой крови» среди молодых слушателей, поднимая количество продаж, но не на столько, чтобы совершить прорыв.

Одновременно на фоне этого процесса группа начинает терять старого слушателя, постепенно отворачивающегося от них. Если альбом 1981 года Turn Of The Tide, автоматически воспринимается старыми фанатами как продолжение альбома 1979 года, то уже следующая работа 1983 года Ring Of Changes ничего кроме недоумения и зевоты не вызывает. Из 48-ми минут звучания практически нет ни одной композиции, вызывающей желание переслушать пластинку. Весьма безликий и помпезный альбом, с которого практически невозможно выделить хотя бы одну композицию. Самым запоминающимся моментом является вступление струнных к открывающей альбом песне, собственно на этом всё и заканчивается. Если альбом 1981 года показал относительно высокие продажи, получив дважды золотой и один платиновый статус, то Кольцо Перемен смогло собрать только три золота, хотя на родине музыкантов он поднялся до 36 места, против 56 у предшественника, показатели спроса в целом оказались хуже.

Следующий альбом 1984 года с весьма говорящим названием Victims Of Circumstance (Жертва Обстоятельств) показал ещё более удручающие результаты, получив два золота. Альбом открывается в духе прежних классических работ композицией Sideshow, отсылающих нас ко временам Humn и далее продолжается уже изъезженными темами и мотивами. Наиболее интересными на пластинке можно назвать пожалуй только Rebel Woman и For Your Love, остальные композиции мало что из себя представляют.

Barclay

Видя такое положение дел, группа решила взять тайм-аут на три года, прежде чем выдать новый материал в попытке вернуться к своим корням. Однако, альбом 1987 года Face To Face оказался провальным.
Группа попыталась провернуть старый трюк 1974 года, выпустив следом концертный альбом Glastnost, записанный в восточном Берлине во время благотворительного концерта перед 175 тысячами человек, став тем самым одними из первых западных коллективов, прорвавшимися за «железный занавес».
Тем не менее это не спасло коллектив, руководство Polydor. UK расторгло с ними контракт.
На этом злоключения не закончились, помимо разборок с рекорд-лейблом и поиска нового дома, их бывший коллега Роберт Годфри вчинил им иск с требованием на авторские за первые два альбома и возмещение ущерба от недополученной прибыли и кучу всего иного.

Эта тяжба длилась вплоть до 1997 года. В этот период группой на германском отделении Полидор было выпущено два альбома Wellcome To The Shoe, 1990 и River of Dreams, 1993 не плохие арт-роковые альбомы, первый из которых получил дважды золото на волне вспыхнувшего интереса, но каких-либо иных достижений пластинки не имели. Это в принципе была последняя их пластинка, попавшая в чарты и получившая сертификацию. К творческим и коммерческим проблемам добавились так же разногласия внутри группы, которые привели в 1997 году к окончательному размежеванию коллектива на две фракции, претендовавших на одно название.

С одной стороны баррикад оказались Холройд и Притчард, с другой Дон Лис, к которому из своего отшельничества вернулся Стюарт Вули Уолстенхолм. Таким образом команда поделилась ровно пополам по принципу стартовой позиции, с которой собственно и начиналась группа.
С тех пор на сцене выступали два Барклая Джона Лиса и Леса Холройда. Между ними периодически вспыхивали перепалки в прессе по поводу, кто из них настоящий Барклай.
Такое положение дел продолжалось до 28 января 2004 года, когда в результате сердечного приступа скончался Мел Притчард. Тогда же возникли разговоры о том, что велика вероятность воссоединения Холройда и Вули с Лисом, однако, этого не произошло.
13 декабря 2010 года после продолжительной болезни и борьбы с депрессией Вули покончил с собой, чем окончательно похоронил идею возрождения Barclay James Harvest.

На этом собственно и заканчивается на сей день история группы, стоявшей в авангарде прогрессивного движения в рок-музыке, но так и не добившейся достойной их вкладу славы, сопоставимой с их коллегами по прогу, такими как Дженизис, Кинг Кримсон, Пинк Флойд, Супертрэмп, Муди Блюз, Алан Парсонс и др. Не смотря на упорство, трудолюбие и недюжий талант в написании прекрасных мелодий и оригинальность идей, группа так и не смогла как хотела записать сингл №1 в Мире, оставаясь всегда в тени своих же последователей. Вот собственно в чём и заключается тонкая усмешка Пересмешника — великой и пожалуй самой известной песни группы.

Barclay James Harvest, 1970
Once Again, 1971
Barclay James Harvest and other short stories, 1971
Early Morning Onwards, 1972
Baby James Harvest, 1972
LIVE, (live) 1974
Everyone Is Everybody Else, 1974
Time Honoured Ghosts, 1975
Octoberon, 1976
The Best of Barclay James Harvest, 1977
Gone To Earth, 1977
Live Tapes, (live) 1978
XII, 1978
The Best of Barclay James Harvest, Volume 2, 1979
Eyes Of The Universe, 1979
Mockingbird/Best of, 1980
Turn Of The Tide, 1981
The Best of Barclay James Harvest, Volume 3, 1981
Berlin — A Concert For The People (live), 1982
Ring Of Changes, 1983
Victims Of Circumstance, 1984
The Compact Story of BJH, 1985
Face To Face, 1987
Another Arable Parable, 1987
Glasnost, (live) 1988
Welcome To The Show, 1990
Alone We Fly, 1990
The Harvest Years, 1991
The Best of Barclay James Harvest, 1992
Caught In The Light, 1993
Sorcerers and Keepers, 1993
Endless Dream, 1996
River Of Dreams, 1997
The Best of Barclay James Harvest, 1997
Mocking Bird, 1997
Master Series, 1999
The Collection, 2000
Mockingbird, 2001
Mocking Bird — The Best of Barclay James Harvest, 2001
BBC In Concert 1972, 2002
BBC In Concert 1972, 2003
All is Safely Gathered In, 2005
«After the day — the BBC Recordings 1974—1976», 2008

Автор — Артём Казаков

Не копируйте текст!