Chicago

2

Где-то в середине 80-х, когда я всецело подсел на филофонию, мне попалась в руки пластинка группы Chicago, Чикаго – 18 демократовская печатка. Собственно, про группу я тогда краем уха слышал, знал, что – это весьма матёрая команда ещё из 60-х годов, классика, так сказать. Вообще-то я в то время слушал совсем иную музыку, но интерес и желание приобщиться к классике взяли своё. Прослушал я этот диск и понял – не моё. Сплошная какофония и гнуснейшая эстрада, перегруженная духовыми аранжировками, дрянь одним словом, голимая попса, не в обиду любителям будь сказано.

С того момента я забросил пластинку, благо досталась она мне за сущие копейки в нагрузку к альбому Nazareth-1980 года, она и до сих пор где-то у меня лежит.
Собственно, своего мнения о группе я почти не изменил с тех пор. Так, слегка подкорректировал своё отношение, благо человек имеет такую опцию – с возрастом меняться и учиться. Поэтому у меня в компьютере есть самодельный сборник, надёрганных песен Chicago, который сейчас кстати и играет. Я вообще стараюсь слушать музыку тех, о ком пишу в данный момент, это как-то мотивирует.

Говорить о группе Chicago можно долго, просто по той причине, что это одна из самых долгоиграющих групп, возникших в 60 годы прошлого века и продолжающих играть до сего дня, при этом умудряясь сохранять относительную популярность среди меломанов.

В своей истории группа перенесла несколько периодов взлётов и падений, но неизменно продолжала двигаться дальше спокойно и уверенно, словно музыканты руководствовались словами старой советской песенки – ” …И не стоит зря портить нервы, вроде зебры жизнь, вроде зебры. Сперва белый цвет, потом чёрный цвет, вот и весь секрет…”

Всё началось ещё в начале 60-х, когда три студента чикагского университета De Paul University Лии Лафнэйн (21.10.41 Чикаго, труба), Джеймс Панкоу (20.08.47 Чикаго, тромбон) и Уолтер Паразайдер Перри (14.03.45 Чикаго, саксофон, свирель, кларнет, флейта), обозвавшись The Missing Links, начали играть по местным кабакам для приработка различные песни из топ-40.
Во время одного из таких выступлений, троица познакомилась с двумя друганами: Дэнни Серафином (28.0848 Чикаго, ударные) и Терри Китом (31.01.46 Чикаго, гитара, вокал). Ребята поболтали и решили объединить усилия. Новую группу решили назвать – The Big Thing. Так как своей базы у ребят не было, то репетировать решили в большом подвале дома родителей Парадайзера.

Надо сказать, что Уолтер Перри родился в семье музыкантов и начал обучаться игре на кларнете, саксофоне и других дудках в девять лет, желая посвятить себя карьере профессионального музыканта в Чикагском филармоническом оркестре. В это время его кумиром был Бени Гудмэн, а вовсе не Элвис, Чак Берри, Литл Ричард и другие герои рок-н-ролла. Собственно рок-н-ролл его интересовал только тот, в котором звучали дудки.

Переломным стал 1966 с выходом Револьвера — Битлз. Уолтер понял, что нужно делать, собственно тогда и зародилась будущая группа Чикаго, а пока что парни только учились и приобретали популярность в кабаках и окрестных клубах Чикаго. Через какое-то время к группе присоединился старый знакомый Парадайзера — клавишник и вокалист Роберт Ламм (13.10.44 Нью Йорк, экс The Exeptions). В таком составе под руководством Джеймса Уильяма Гурсио группа записала свой сингл – Kind of a Drag, который к февралю 1967 года стал суперхитом. В том же году к группе присоединился ещё один участник – Питер Сетера (13.09.44 Чикаго, клавиши, бас, вокал), так оформился классический состав группы.

Группа сменила название и теперь называлась уже The Big Thing. В основе репертуара как и прежде были в основном хиты Уилсона Пикетта, Джеймса Брауна и других, но так же появляется материал и собственного сочинения. Получается интересная смесь из джаза, блюза, рок-н-ролла. Как позже вспоминал Парадайзер – « …Если взять их и нас, обе группы обычно называют джаз-рок группы.
Но есть большая разница — Blood, Sweat & Tears – это джаз-рок группа, а мы — рок-н-ролльная группа с дудками….».

В 1967 году Гурсио назначается на пост директора группы компаний Коламбиа рекордс и получает возможность протолкнуть своих протеже для подписания контракта.
Надо сказать, что Гурсиа сильно помог группе и сыграл в их жизни значительную роль, особенно на первом этапе. Он за свои деньги снимает им жильё, оплачивает переезд в Лос Анджелес, снимает студию, организует концерты и так далее, не считая работы в качестве продюсера. Перевезя группу на западное побережье, Гурсио меняет ей название на Сhicago Transit Authority, именно под таким именем выйдет дебютный альбом группы и она выступит на знаменитом фестивале в Торонто на одной сцене с Битлз, Элисом Купером, Чаком Бэрри и др.

Будучи исполнительным директором Коламбиа, Гурсио имел право трижды представить группу руководству, что он и сделал. Однако его предложения дважды отклонялись, компания не видела смысла в записи очередной кавер-группы из Чикаго, не смотря на то, что популярность команды постоянно росла, так как чикагцы постоянно колесили по Л.А и его окрестностям, выступая в клубах и кабаках, исполняя задорную смесь джаза и рок-н-ролла.

Жили и репетировали они в небольшом домике рядом с Holliwood Freeway, который для них снимал Гурсио. Первой попыткой пробить контракт Гурсио предпринял в августе 1968 года, пригласив руководство на концерт группы в знаменитый клуб Whiskey A Go Go (в котором в своё время начинали и просто играли такие исполнители как The Doors, Greatiful Dead, Led Zeppelin, Jefferson Aeroplaine, Alice Cooper, Cinderella, Bon Jovi и другие), выступление группы впечатление не произвело.

Через месяц попытка была повторена с тем же результатом. Положение становилось – не айс. Время шло, деньги кончались. Надо сказать, что за свои выступления музыканты получали 15-20 долярей на рыло, что естественно не хватало на аренду жилья и пропитание. И в тот момент, когда казалось бы уже всё-край, судьба улыбнулась группе. Коламбиа предложила Гурсио поработать в качестве продюсера с группой Blood, Sweat & Tears. Джеймс не сразу согласился, так как сомневался в своей способности качественно записать группу, игра которой строится всецело на духовой секции, так как до этого он ни разу не работал с таким материалом полностью. Однако посоветовавшись со своими ребятами, согласился. Кроме денег эта работа позволила ему совершить хитрый финт ушами – полу подпольно записать демо собственной группы, которое он подсунул президенту компании Клайву Дэвису. Как ни странно, простая, хотя и качественная аудиозапись, понравилась больше, нежели живые выступления и Коламбия подписывает таки контракт с группой.

Запись дебюта было решено провести в Нью Йорке, куда в январе 1969 года и приехала группа.
Как вспоминают участники группы – это была полная засада, так как они никогда прежде толком не работали в студии и не знали с какого конца взяться за работу.
Кроме того, дебют Blood, Sweat & Tears, который записал Гурсио, провалился. Продажи были низкими. Эта работа в год выхода была не оценена и только год спустя что называется – «выстрелила», получив Грэмми, как альбом года.

В результате руководство компании сократило финансирование и урезало сет-сессии до 10 дней. Кроме этого была ещё одна проблема. Ну как проблема, скорее уникальная ситуация. Дело в том, что у группы за два года накопилось столько материала, что его могло хватить сразу на несколько альбомов, и его хотелось издать. По стандартам того времени общее звучание альбома не должно было превышать 35 минут, а тут материала оказалось более чем достаточно. Причём материал был полностью собственным без кавер — версий, что отличало Чикаго от других начинающих групп, тех же Битлз, Роллинг Стоунс или Дорз.

Группа приняла решение записать сразу двойной альбом и это первый и единственный случай в истории рок-музыки, когда дебютант начинает с такого формата. Нет, двойники к этому времени уже были не редкостью: Blonde On Blond (Bob Dylan), Electric Laidy Lands (Jimi Hendrix), The Beatles (The Beatles) и так далее, но все эти альбомы были записаны уже раскрученными исполнителями. Руководство Каламбии пыталось указать на этот факт, но группа стояла на своём. Ну как хотите, сказали музыкантам, только в этом случае мы урежем вам гонорар и процент авторских. Да нам пох, ответил Гурсио и музыканты.
Тут надо сказать, что сработал так сказать шкурный интерес, фирмы звукозаписи в то время платили за количество песен на альбоме, то есть за каждую песню отдельно, по этому число песен старались ограничить 9-10, соответственно на двойниках песен было значительно больше и выплаты значительно возрастали. Сами понимаете, никто в здравом уме не станет платить баснословные деньги неизвестным музыкантам за альбом с неясными перспективами продаж.

Как бы то ни было, группа записывает альбом, который выходит в свет в апреле 1969 года.

Результатов этого безобразия не могли ожидать не только сами музыканты, но и руководство фирмы. Двойной дебютный альбом без поддержки пред синглов (что важно!) занял 17 место в чартах США и 9 в Великобритании!!!!! Это была бомба!!!
Мало того, в дальнейшем популярность его только росла. В общей сложности он продержался в чартах 171 неделю. Группа в одночасье стала знаменитой.

Практически сразу после окончания презентации альбома, группа в мае отправилась в тур по штатам, к лету альбом стал «золотым», и как уже сказано выше, прорвался в топ-20. Всего же было продано боле 2 лямов копий пластинки. 23 сентября группа отыграла программу на фесте в Торонто – Toronto Rock and Roll Revival перед 20 тысячной толпой слушателей. Позже этот концерт издавался в качестве бутлега и был весьма популярен у поклонников.

Вслед за ростом популярности к группе предъявили судебный иск за незаконное использование товарного знака, точнее названия. Дело в том, что Chicago Transit Authority — это название транспортной компании, автобусами которой в школьный период пользовался Гурсио. До августа группа выступила в Бостоне, Индианаполисе, Массачусеттсе, Сан-Франциско, в Нью Йорке в зале Филлмор и т.д. Не втягиваясь в разборки группа сокращает своё название до ЧИКАГО и отправляется записывать второй альбом, названный просто – Чикаго.

Второй альбом, как и дебют, вновь записан в формате двойного альбома. На этот раз руководство студии не возражало. Основную часть материала группа записала в студии CBS в Лос-Анджелесе. Учтя предыдущий опыт, группа помимо альбома записывает так же два сингла: Color My World и Make Me Smile в поддержку будущей пластинки в формате для радиостанций. Это подогрело интерес публики и синглы вошли в различные топ списки, хотя и не на самые верхние строчки (17 и 9, соответственно).

Помимо этих двух песен, на альбоме обычно выделяют такие песни как 25 or 6 to 4, Memories of Love и Ballet For a Girl In Buchannon. Последняя 13ти минутная композиция из 7 частей написана Джимми Панкоу для своей давней подружки. К моменту записи второго альбома в группе сложилась интересная ситуация. Основными авторами песен стала троица в лице Ламма, Панкоу и Кат, сам же основатель группы Парадайзер – ничего не сочинял, хотя исправно исполнял всё, что сочиняли другие.

С детства Уолтер мечтал только о спокойной жизни и видел себя в качестве участника Чикагской Филармонии, но никак не рок-звездой. К этому он был не готов, к тому же во время работы над альбомом у него появилось много свободного времени в отличии от коллег. Возможно он почувствовал себя лишним, но… шифер ему завернуло вполне даже конкретно. Медленно но верно наш герой двигался в направлении Бедлама. Он начал совершать всякие нелепые поступки, провоцировать скандалы и т. д., словом вёл себя как тинейджер. Дошло до того, что его выгнали из студии. К концу записи альбома Парадайзер загремел в крэзу. Дэнни Серафин вспоминал позже: « Мы собрались всей группой, чтобы обсудить, как быть в такой ситуации. Некоторые даже предлагали уволить его. Я ушам своим не мог поверить. Уволить Уолта? Или остальные забыли о нашем первоначальном уговоре? « Если уйдёт Уолт, уйду и я,» -страстно заявил я. Моя столь твёрдая позиция положила конец этой дискуссии, и к этой теме больше не возвращались.»

Так ли было на самом деле или нет, сказать трудно, однако Уолт остался в группе. Время шло, нужно было отправляться в гастрольный тур, а Парадайзер во всю дурь своей кукушки гонял чертей и белок в больничке. Пришлось на время гастролей пригласить трубача Бобби Робертса. На все вопросы о Парадайзере группа отвечала, что он заболел воспалением лёгких и сейчас лечится. В строй он вернулся только к концу года.

Альбом практически сразу ворвался в десятку лучших, заняв шестое место у мелкобритов и четвёртое на родине музыкантов, став вторым золотым диском группы. Если первый альбом был в большей степени эклектичным в плане текстов, то второй уже более осмысленным, носившим философский характер. Особо выделялись такие песни, как антивоенная It Better End Soon и вполне в духе вопроса «Камо грядеше, человече?» – Where Do We Go from Here? Песня о скоротечности и хрупкости жизни, призывавшая к объединению человечества. Интересным фактом в истории группы является тот факт, что девять из первых десяти альбомов группы были выпущены в квадро формате.
Дело в том, что компания Коламбия была увлечена продвижением этого формата.

Альбом, увидевший свет 26 января 1970 года, имел текстовые вкладки и большой плакат с фото участниками группы, что было весьма кстати, потому что в живую музыкантов могли лицезреть не многие. Дело в том, что на обложках альбомов (за очень редким исключением, да и то уже в пост классический период) изображался только логотип группы. Идея отказа от фото музыкантов принадлежала Гурсио. Концепт обложки был разработан Джоном Бергом совместно с художником Ником Фадиано и представлял из себя название группы, расположенной по центру альбома наподобие логотипа Сока-колы. Кстати, многие обложки альбомов группы были не единожды удостоены различных премий за дизайн. По мнению критиков и поклонников группы — это один из лучших альбомов 1970 года, и пожалуй лучший в дискографии группы.

Работоспособности группы можно позавидовать, выпускать по два альбома, давать концерты, находясь в турне по году, это отнимает много сил как физических, так и моральных. Кроме того, частое появление альбомов приводит к спаду интереса у публики, что рано или поздно приводит к трениям внутри коллектива. Возможно именно относительная анонимность участников позволила группе, по мнению Джеймса Панкоу, пережить бремя славы: «…Одно здорово помогло нам пережить это бремя — то, что мы были безликим коллективом, скрывающимся за логотипом.» И действительно, общий логотип группы и их «…безликость сильно помогли им придерживаться стиля 1960-х, в котором коллективные усилия ценились больше, чем индивидуальные эго. Обратный пример тому был развалившаяся на глазах группа индивидуалистов – Битлз.»

Весь 1970 год группа колесила по концертным площадкам, продвигая свой второй альбом, поэтому к моменту начала записи все члены группы уже были морально и физически измотаны. Однако студия требовала очередного шедевра и Гурсио вновь решил писать двойной альбом. Такого трюка в истории музыки ещё никто не смог повторить до сих пор.

В отличии от двух предыдущих альбом получился эклектичным и во многом экспериментальным. В музыке присутствуют как элементы: кантри, джаза, сальсы, психоделии, фанка, авангардизма. Это получился очень разноплановый альбом. Мало того, тексты песен утвердили за группой славу социально-ориентированной группы, чему немало способствовал плакат, входивший в комплект с изображением участников в военной форме разных периодов на фоне могильных крестов.

Не забываем, 1971 год, в самом разгаре война пиндосов во Вьетнаме. Кроме того обложка конверта была оформлена в виде прострелянного американского флага, более чем толстый намёк на тонкие обстоятельства. Каких-то больших хитов альбом не содержал, тем не менее, занял вторую строчку в американских хит-парадах, став к концу года третьим золотым альбомом группы, а позже и платиновым. Всё это позволило группе провести ряд концертов в самом престижном зале — Карнеги Холл в апреле 1971 года в течение недели.

По результатам тех концертов группа выпускает 4-LP Live. К концу года было продано более миллиона копий и альбом получил статус золотого и статус лучшего альбома года, несмотря на свой формат. С альбома 1971 года пошла традиция нумеровать альбомы римскими цифрами. Идея отказаться от названий в пользу нумерации так же как и отказ от размещения фото на конвертах принадлежала всё тому же Гурсио. Сочетание логотипа с очередным номером придавало академичности группе, этакая многотомная энциклопедия.

В июле 1972 года выходит очередной альбом группы и в течении девяти недель занимает верхнюю строчку в хит-параде Америки, а сингл с альбома – Saturday In The Park становится первым синглом группы, получившим золотой статус. Песня стала классикой арт-рока. Одновременно альбом Chicago-V, становится пятым подряд золотым альбомом группы, чего так же ещё никто в мире не повторил.
Альбом сильно отличается от предыдущих, он стал первым альбомом в формате обычного LP. Во вторых, изменился формат композиций. Вместо длинных инструментальных композиций на альбоме были представлены нормальные, человеческие песни, а не экзерцисы обдолбаных самовлюблённых ипровизаторов.

Отчасти – это стало результатом давления шоубиза на творчество. Радиостанции просто отказывали группам, если их песни превышали трёх минутный формат. А нет ротаций на ФМ радио – нет и продаж. С одной стороны – это правильно и хорошо, не фиг морочить голову слушателям. Хочешь торчать по экспериментам, торчи на концерте. С другой – это всё ограничивало творчество музыкантов. Альбом писался с 20 по 29 сентября в нью – йоркской студии фирмы Коламбия. Это был последний альбом классического периода, записанный вне стен «Ранчо Карибу», купленным специально для студийной работы манагером группы. Лучшими композициями пластинки признаны песни Dialogue и Saturday In The Park.

Первая представляет собой философские рассуждения о жизни и мироустройстве. Вторая – это своего рода пересказ того, что увидел Роберт Ламм во время своей прогулки по Центральному парку, где всё происходящее снимал на камеру. Друзья посоветовали ему написать об этом песню, а позже наложив её на плёнку сделали небольшой музыкальный ролик. Ещё одной песней, которая обращает на себя, стала песня Goodbye в исполнении Сетера, своеобразный прощальный привет своему лос – анджеллесскому периоду.

Обложка альбома была представлена в виде куска древесины с нанесённом на нём логотипом. Кроме обложки группа преподнесла ещё один рекорд не превзойдённый до сих пор.

В первом выпуске альбом содержал два плаката. Один чёрно-белый групповой портрет 81Х83 см, а второй….Представлял из себя плакатище около 3 метров, сложенным в гармошку, с цветными фото музыкантов.

После выхода альбома Чикаго-5 Гурсио решил оптимизировать процесс записи дисков и с этой целью прикупил небольшое ранчо в скалистых горах штата Колорадо недалеко от городка Нэдэрлэнд. Предполагалось, что уединение от городской суеты поспособствует творческому процессу. Отчасти так и было, группа записала два сингла, которые вошли в топ 10 Feelin’ Stronger Every Day и Just You ‘ N’ Me. Однако диск Chicago -VI, стал предвестником будущего падения группы. В записи пластинки участвовали специально приглашённые гости: ударник из Бразили, где много диких обезьян – Лаудир де Оливера, известный по работе с Джо Коккером и гитарист Дж.О’ Рафферти. Альбом поступил в продажу 25 июня 1973 года, став номером один. Продержался там пять недель, подвинув альбом Джорджа Харрисона. Одновременно с этим радостным событием группа начала потихоньку терять старых поклонников, которые были недовольны сползанием группы в поп музыку. Обложка была отпечатана на Американской банкнотной компании (выпускающей деньги, сертификаты, облигации) методом шелкографии со специальной защитой, создающей иллюзию, что в руках держишь какую – нибудь афигенно ценную и крутую фигню.

Седьмой альбом группы выходит в марте 1974 года и так же как первые три состоял из двух пластинок впервые с момента выпуска Чикаго-III и последний до сих пор двойник. Если предыдущий альбом стал предвестником разлада, то при записи этого альбома в группе наметился вполне настоящий конфликт, но пока что в недрах группы. Гастролируя с со своим шестым альбомом, группа стала всё чаще экспериментировать на сцене и включать всё более продолжительные джазовые инструментальные импровизации. Реакция публики на такую вопиющую самодеятельность была разной. Кому-то понравилось, но большая часть адекватных слушателей осталась недовольной. Им на фиг не нужны были какие-то заунывные джазовые сеты, они хотели рок-н-ролла. Сами же музыканты просто забили на это и отрывались как хотели, и дохотелись до того, что решили (по крайней мере часть из них) записать чисто джазовый альбом.

Когда началась работа над новым материалом этому воспротивился Гусио, объяснив, что это не будет продаваться. К нему так же примкнули Сетера, который вообще джаз терпеть не мог и никогда не играл, он привык писать песни и петь их, тем более что большую часть он и исполнял, Панкоу, который так же писал много материала чисто песенного формата и даже Лафнейн, написавший хит Call Me. Чтобы как-то примирить коллектив, было принято решение писать двойник, чтобы каждый смог удовлетворить свои амбиции. Несмотря на разноплановость, альбом превзошёл все ожидания, став третьим студийником группы, попавшим на верхнюю строчку хит-парадов. Песни Call on me, Wishing You Were Here, Searching So Long, Skinny Boy стали хитами. В работе над альбомом принимали участие The Beach Boys и Pointer Sister. В этом же году постоянным членом коллектива становится де Оливера.

Постоянная гонка вымотала группу до предела и музыканты взяли годичный отпуск и засели в студии. Только в 1976 году Чикаго-10, оформленный в виде плитки шоколада с лого группы, (автор Джон Берг) в следующем году получили аж три премии Грэмми.
Две за песню – I f You Leave Me Now и за оформление альбома. Кроме этого альбом номинировался на премию альбом года, но уступил диску Стиви Уондера. Альбом, как и прежде, становится золотым, закрыв год продаж с числом копий превышающим 2 миллиона.
На нём практически все участники смогли реализовать свои композиторские и певческие амбиции. Однако роковое звучание всё больше уступало место поп-музыке. Альбом получился с большой долей Соул — музыки и балладности, в которую в последующем группа скатилась.

Мы говорили, что ещё при работе над предыдущими двумя студийными альбомами в группе начали возникать разногласия. Этот альбом не стал исключением. Противоречия обострились до того, что часть группы во главе с Панкоу стала поговаривать о необходимости сменить мэнэджмент. Больше всего были недовольны Ламм и Кат.
Дело заключалось в том, что на первый план стала выходить роль Сетера, как хит-мэйкера и соответственно неравное распределение гонораров и авторских отчислений.

Chicago-XI, выпущенный группой в сентябре 1977 года, стал концом группы в её классическом виде. По сути это альбом – реквием. Во первых, музыканты были просто выжаты как лимон восьмилетним марафоном. «Сначала мы урезали количество концертов с 300 до 250 в год, потом до 200, и всё равно это было много» вспоминал Уолтер Парадайзер. Во вторых, ребятки не хило зазвезделись и решили, что мэнэджер и продюсер Джеймс Уильям Гурсио им больше не подходит и от него решено было избавиться. Их напрягал тот авторитарный метод, которым он вёл дела группы. Альбом стал последней работой, записанной на Ранчо Карибу. Сразу же после окончания работы над пластинкой контракт с Гурсио был расторгнут, хотя расстались они по-хорошему без скандалов.

В последствии, вспоминая этот период, и музыканты и продюсер сожалели о расставании. Напряжённые отношения внутри группы сказались и на работе. Если раньше работы Чикаго слушались как единое целое, то альбом под номером 11 больше походил на простой сборник песен и оставлял ощущение распада. Одной из лучших песен альбома стала Take Me Back To Chicago, посвящённая смерти старого друга музыкантов Фреду Пэйджу из группы Illinois Speed Press, умершему от лейкоза. Песню написал Сетера, а исполнил Ламм . Другая песня, музыку к которой написал Терри Кат ещё в 1969 году, – это Mississippi Delta City Blues по сути стала его «лебединой песней». Так же обращает на себя внимание песня Takin’ It on Updown, совершенно лишённая всяких духовых аранжировок и представляющая собой роковый номер с основой на гитарной игре Ката, где он отрывается по полной. Но самой хитовой стала песня Сетера Baby, What a Big Surprise, в очередной раз подтвердив балладность группы. В целом альбом не стал каким-то большим откровением. Да он подтвердил статус группы, попал в хит парады, правда уже не на верхние строчки. Работа хорошая, спокойная, ровная.

Следующий для группы 1978 год начался трагично. Мало того, что после записи предыдущего альбома возникли сложности с менеджментом, пришлось подыскивать новый, так как группа рассталась с Гурсио. У членов группы накопившаяся усталость давала себя знать. Как бы музыканты не относились к своему прежнему менеджеру и продюсеру, но он тем не менее был тем стержнем и сдерживающим фактором, избавлявшим их от многих проблем и удерживающий их в рамках, не давая личным амбициям превалировать над общим делом. Однако – это были вполне решаемые проблемы.

Гораздо большим потрясением для группы, изменившим её, стало известие о гибели гитариста, аранжировщика, одного из ведущих авторов – Тери Ката. 23 января 1978 года, не дожив до своего 32-летия восемь дней, Кат – большой любитель и коллекционер оружия, будучи в сильном подпитии, застрелился. Всё произошло в доме его близкого друга, роуди группы Дона Джонсона, к которому чета Катов (Терри и Камелия) пришли в гости. Последнее время Терри находился в подавленном состоянии. Ещё во время записи предыдущего альбома в результате напряжённости внутри коллектива, смерти Фрэда Пейджа, недовольства от того, в каком направлении движется группа и просто усталости, у Кита началась депрессия. Он начал выдыхаться и всё чаще прикладываться к алкоголю и наркотикам. Как позже сказал Сетера – « Если бы не было этого несчастного случая, Терри рано или поздно ушёл бы из группы.»

В тот день, будучи уже в изрядном подпитии, Кат начал забавляться с оружием, которое по какой-то причине притащил к Джонсону, по некоторым данным – просто хотел похвастать новым приобретением. Сначала он поиграл в «русскую рулетку» револьвером. Дон и Камелия пытались его остановить, но Терри беспечно произнёс, что оружие не заряжено и попытался повторить трюк с полуавтоматическим пистолетом. Эти слова – «Не волнуйтесь, он не заряжен» оказались последними. Терри разнёс себе голову, нажав на спусковой крючок.

Смерть Ката стала для группы большой трагедией. Ребята оказались подавлены до такой степени, что уже собирались распустить коллектив, а последняя, написанная Катом песня с предыдущего альбома – Take Me Back to Chicago, вышедшая буквально через несколько дней в виде сингла, стала восприниматься иначе, не столько как панегирик Фреду Пейджу, сколько пророчество о Кате. «Терри Кат обладал колоссальным талантом. Он был идолом даже для Хендрикса. Но полностью принадлежал Chicago, хотя мог стать просто монстром в роли сольного гитариста», вспоминал Джеймс Гурсио, который как раз работал с Терри над его сольным альбомом, так и оставшимся незавершённым. Многие музыкальные критики и музыканты говорили, что Кат во многом опередил своё время. Его идеи в области звукоизвлечения признавали такие виртуозы как Хендрикс, Пэйдж, Элвин Ли. Но в отличии от того же Хендрикса, Кат предпочитал работать с чистым звуком, хотя не чурался и примочек, на что первый делал больший упор. Многие считают Терри прародителем стиля Нойз.

После смерти Ката группа оказалась на распутье. «Я тогда почувствовал, что это конец группы. Но мы, видимо, ещё боялись пойти каждый своей дорогой, поэтому решили продолжать.» , – вспоминал Питер Сетера. Заменить Ката было не простым делом, как позже вспоминал всё тот же Сетера: «…Я точно не помню сколько гитаристов мы прослушали — может 30, 40 или даже 50. И ближе к концу появился Донни Дакус. Он сыграл пару песен как надо и с огоньком, почему и попал в группу.»

Работа над альбомом началась весной 1978 года и была закончена к осени. Альбом во многом получился знаковым. Во первых, отказавшись от сотрудничества с Гурсио, группа потеряла возможность записи на собственной студии, что неизбежно вело к дополнительным расходам и снижению гонораров. Для работы в качестве продюсера было решено пригласить Фила Рамона, который и раньше работал с группой над некоторыми её песнями. Записывались в двух студиях в Лос – Анджелесе и в Майами, одной студии с Би Джис. В перерывах между сессиями обе группы много общались и как результат духовая секция звучит на альбоме братьев Гибб, а вокал и клавиши австралийцев на альбоме Чикаго.

Альбом получился не менее эклектичным, чем Чикаго-10, в целом подтвердив уход группы в коммерческую музыку. Большая часть композиций – это практически голимое диско с элементами фанка, джаза и так далее. Есть правда пара номеров, построенных на рифовом звучании гитары, этакая смесь полу-диско, полу—хард-рока с примесью классического саунда Чикаго. Двигаясь в направлении от прежних Чикаго времён Гурсио, группе не терпелось продемонстрировать всю новизну нынешнего Чикаго, что выразилось помимо музыки, так же в визуализации перемен. Впервые на обложке группы появились фото музыкантов и собственное название диска – Chicago-XII Hot Streets. Не смотря на платиновый статус, альбом, вышедший в октябре 1978 года, впервые не попал в горячую десятку (впервые с 1969 года), за исключением синглов Alive Again и No Tell Lover, которые с горем пополам преодолели этот рубеж.

Следующий альбом 1979 года – Chicago-XIII. Street Player, на который возлагались большие надежды, стал ещё более провальным. Он не смог преодолеть рубеж Топ-20. Стремясь предотвратить падение, группа всё больше коммерциализирует звучание, подстраиваясь под капризы моды, чем только усугубляет своё положение.

Следующий альбом, вышедший в 1980 году, не превысил в продаже 1 миллиона копий, опустившись уже к концу списка топ-30. Стагнация продолжилась. Слушатель уже устал от бесконечных баллад и поп-звучания, тем более что в тот момент были группы, пусть и не такие именитые, но зато дававшие материал лучшего качества. Не забываем, в это время в мире музыки безраздельно правили два жанра Панк-рок и Диско. В 1981 году после выхода абсолютно провального релиза Chicago-XV, сборника хитов руководство Коламбии расторгает контракт с группой.

К этому моменту в группе произошли очередные перемены. Гитарист Дэнни Дакус не прижился в группе и уже в 1979 году он уходит. Ему на замену группа принимает Криса Пинника, который так же не долго продержался, уйдя в 1981 году. Зато в группу пришёл клавишник-мультиинструменталист Билл Чамплин. Помыкавшись немного и поняв, что рулить группой – это не мешки ворочать, группа заключает контракт с менеджером Дэвидом Фостером, который пробивает им контракт с лейблом The Fool Moon, принадлежавшим группе Уорнер бразерс рекордс. И группа отправляется в студию.

Весной 1982 года состоялось триумфальное возвращение команды с альбомом Чикаго-16, записанным совершенно в мейнстримовской манере АОР альбомов. Сингл Hard To Say I’m Sorry Get Away, занял высшую строчку хит-парадов по обе стороны океана. Успех в какой-то мере подкрепил выпущенный в 1984 году Chicago -XVII, ставший пожалуй самым коммерчески успешной работой группы. Получив статус платиновый трижды. Было продано боле 6 миллионов экземпляров.

Видя такой успех, менеджмент группы попытался воспользоваться моментом, поэтому всячески стал настаивать на проведении грандиозного турне. В мае 1985 года завершив первую часть тура, группа вернулась в штаты, надеясь отдохнуть какое-то время, однако новый менеджмент от Уорнер брос настаивал на продолжении, не желая терять лето.
С подобной позицией не согласился Питер Сетера. Он давно и вполне успешно занимался сольным творчеством, хотя уходить из группы не собирался, вполне удачно совмещая сольное творчество с работой в группе. Поэтому предложил летом передохнуть, однако его предложение не нашло взаимопонимания ни у менеджеров, ни у музыкантов. Ну раз нет, тогда идите все лесом, ибо клал я на вас с прибором, сказал музыкант и ушёл из группы. На самом деле его предложение было вполне приемлемым, примерно так же строились отношения между Филом Колинзом и группой, так что чикагцы сами виноваты.

Скорее всего тут сработала обычная зависть к более успешному коллеге. Что поделаешь, творческий мир – это большой гадюшник полный зависти, подлянок и злобных меряний письками. Категорически отвергнув предложение Питера, группа видимо думала, что он никуда не денется, поэтому поначалу уход одного из ведущих музыкантов, да к тому же одного из основателей группы, прошедшего весь путь от первой репетиции до этого момента стал для других шоком. «Всё закипело во внуртях…», как пел незабвенный Аркадий Дмитриевич Северный. Ещё бы, кинуть группу на середине тура!

Мало того, появившееся к тому моменту MTV постоянно крутило клипы Сетера, раскручивая его и без того популярную фигуру, его клип на песню Glory Of Love стал хитом № 1 в штатах в августе 1985 года – это было весьма обидно.

Как ни странно, но именно благодаря Сетера, точнее его продюсеру Майклу Остину, группа нашла замену в лице 23 летнего поющего басиста Джейсона Шеффа, сына Джерри Шеффа – басиста Элвиса Пресли. Быстро отработав вторую часть турне, группа решила не упускать момент и засела в студию.

Альбом Chicago–XVIII вышел в свет 29 сентября 1986 года. Альбом по инерции стал золотым, хотя и не смог пробиться даже в топ-30. Не смотря на два хит-сингла, записанные Шеффом – Will You Still Love Me? и If She Would Have Been Faithful, первая даже заняла третью строчку в хит- парадах. В музыкальном плане альбом ничего нового и интересного не принёс.

Группа продолжила эксплуатировать всё тот же конёк – баллады про любовь, добавив к нему синтетическое звучание ритм-секции, характерное для 80 годов.

Попытка перезаписать в новом звуке старую песню 25Or 6 to 4, успеха группе не прибавило. Она давно растеряла всех своих прежних фанатов, а молодым все эти хиповские заморочки были на фиг не нужны. По большому счёту, на этом группе и нужно было прекратить своё существование, что было бы честнее и для самих музыкантов и для поклонников. Но музыканты решили и дальше тащиться во тьму и позориться за жалкие крохи былой славы.

Весной 1988 года накануне записи очередного диска Chicago–XIX на новом лэйбле- Reprise Rec. группе помахал ручкой ещё один основатель – ударник Дэнни Серафин, на его место пришёл давний фанат группы и Серафина в частности ещё со времён её Лос-Анджелесского периода – Трис Имбоден, кроме того появился новый гитарист – Да Вэйн Бэйли (экс Боб Сигер). Альбом получился провальным, он занял только 66 строчку в хит-парадах США, а в Европе вообще оказался за пределами сотни. Попытка вернуться к джазовым корням оказалась малоуспешной, материал для альбома Stone of Sisyphius был заброшен на полку. Поэтому следующим был выпущен альбом – Twenty 1 в 1991 году.
Но, как и предыдущий, этот альбом стал провалом. В 1995 году группа перебралась ненадолго под крышу Giant Records, где выпускает альбом: Night & Day Big Band. Альбом представляет сборник стандартов эпохи свинга и биг-бэндов. На некоторое время это вернуло интерес к группе, но не надолго.

В результате затянувшегося кризиса группа начинает переходить к гастрольной деятельности, исполняя хиты прошлых лет, периодически выпуская сборники, концертники и прочие компиляции. Только к 2006 году группа собралась в студии для записи своего тридцатого альбома. Пластинка имела умеренный успех у слушателей, но всё-таки добралась до топ-40, как написал один из критиков «…породив два хита средней руки»: Feel Lоve и Will Come Back.

Через два года группа всё-таки издала материал, записанный ранее для Stone Of Sisyphius, а в 2009 году группу покидает Чэмплин, начав сольную карьеру. Его место занял Лу Пардини. Последним на данный момент альбомом группы стал диск – Chicago-XXXVI. Now, выпущенный в 2014 году и ничего нового не принёсший. Группа продолжает разъезжать с концертами старых боевиков и надеяться на лучшее.

Не смотря на то, что группа давно прошла свой пик и теперь уже вряд ли сможет повторить свой успех, всё-таки она останется в истории рок-музыки как один из самых успешных и творческих коллективов, внёсших значительный вклад в развитие рок-музыки.

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!