Dio

3
Дио

Воскресным утром, 16 мая 2010 года, в 7:45 по Восточному времени в палате интенсивной терапии Онкологического центра им. М. Д. Андерсона в Хьюстоне,
не приходя в сознание, после продолжительной болезни скончался один из Величайших музыкантов ХХ века, последний романтик и трубадур Хард-н-хэви –  РОНАЛЬД ДЖЕЙМС ДИО.

10 июля 1942 года ознаменовалось тем, что в семействе итальянских иммигрантов Анны и Пэтси Падавона из города Портсмут, штат Нью-Гемпшир, родился кучерявый пацан, которому на роду было написано стать звездой.
Несколько позже, семейство перебралось в городок Кортленд, на севере штата
Нью-Йорк. Пригород Нью-Йорка в 1942 года был не самым лучшим местом для иммигрантов, тем не менее семейство Падавона не бедствовало, хотя и не могло похвастаться большим достатком так, что маленький Рональд, единственный ребёнок в семье, был окружён любовью и заботой и даже имел возможность заниматься спортом, много читать и учиться музыке.

Как и большинство итальянских семей, семья Падавона, были весьма музыкальными, а его отец к тому же ещё был страстным филофонистом и коллекционировал пластинки, особенно записи классических опер, так что Ронни  уже с детства рос подвижным, энергичным ребёнком  в атмосфере музыки. Собственно, сам-то Ронни совершенно не горел страстью к музыке, он мечтал стать известным бейсболистом таким как Великий Бэйб Рут, но Падавона старший на семилетие сына подарил ему трубу, и заставил заниматься музыкой по четыре часа в день. Вдобавок, записав его в церковную капеллу. Как и большинство выходцев из сельской местности юга Италии, семейство Падавона было очень набожным, при этом религия тесно переплеталась с различными суевериями.
Так, будучи уже известным музыкантом, Ронни Джеймс Дио вспоминал, как бабушка каждый раз при встрече с кем-нибудь подозрительным образом складывала пальцы “козой” и шептала всякие заговоры от сглаза и порчи.
Именно этот жест позже, Ронни и сделал своим фирменным знаком, популяризировав его в среде фанатов тяжёлой музыки. Изучение трубы быстро наскучило юному Ронни и он переключился на фортепьяно, вокал и гитару, позже освоив ещё и бас. В возрасте 10 – 11 лет Рональд, как и большинство ровесников из пригородов Нью–Йорка, был весьма хулиганистым часто ввязывался во всевозможные приключения от угона машин до драк со сверстниками, причиной для которых был рано сформировавшийся комплекс «маленького человека».
Дело в том, что Ронни был небольшого роста, всего 163 см и очень сильно от этого страдал, воспринимая как личное оскорбление любой, даже мнимый намёк на его  рост. ДИО, родившийся за 10 лет до рождения  рок-н-ролла, был фактически его ровесником, очевидцем и творцом .

В возрасте 11-12 лет он заболел рок-музыкой и вместе со своим троюродным братом Дэвидом Файнштейном и парой школьных приятелей, вдохновясь примером Элвиса, Бадди Холли, братьев Эверли, Чаком Берри и других героев первой волны рок-музыки, организовал свою первую школьную группу с весьма громким названием The Vegans Kings, исполнявшую рок-н-ролл и соул стандарты. Первоначально Ронни не пел, а только играл на ритм и бас гитаре.
В 1958 году группа изменила название на Ronie & the Rumbliers, и именно в этот период Ронни начал осваивать искусство пения, с чем собственно и связана смена названия.

Как позже вспоминал сам Дио в интервью Мику Уоллу, он «сразу понял, что во мне что-то есть. На инструментах, приходится учиться играть, а вот здесь у меня всё сразу получилось. Это был настоящий дар». Немного позже, название поменяли на Ronie & The Red Caps, этакий «тонкий намёк» на Джина Винсента с его группой Блю Кэпс. Группа часто выступает на школьных вечерах и начинает подумывать о том, чтобы сделать следующий шаг в сторону профессиональной сцены, хотя до этого было ещё далеко. В 1960 году, окончательно убедившись в своём выборе, Ронни решает изменить имидж, отращивает волосы и берёт себе псевдоним DIO.

Как позже вспоминал сам герой, псевдоним он позаимствовал у одного из Нью Йоркских мафиози 50-х годов Джонни Дио, потому что он звучал коротко, звучно, с претензией. А кроме того, так его называла бабушка. В отличии от своих собратьев по группе, Ронни чётко знал, чего хочет, поэтому к музыке подходил весьма серьёзно. Бросив профессионально заниматься трубой, он тем не менее оттачивал своё вокальное мастерство, копируя вокальные партии арий с многочисленных пластинок классических опер, которые коллекционировал его отец. Уже будучи признанным мастером, Ронни ДИО говорил, что тот давний опыт игры на трубе позволил ему отработать уникальную манеру пения. «… отчасти это связано с тем, что я уже знал, как дышать, отчасти- с тем, что у трубы есть свой голос, своя фразировка. Я узнал многое о пении благодаря тому, что просто умел играть на трубе.» (с)

В 1963 году, после очередной смены состава, группа меняет название на
Ronnnie & The Prophets и получает возможность записать пластинку, заключив контракт на запись сингла – Ronnie DIO & Domino’s. Спустя три года после смерти Ронни, лэйбл Cat King Cole выпустит компиляцию ранних записей Ронни под названием: Ronnie Dio – Early Years, где будет и эта запись. Большого успеха запись не получила, зато дала первый опыт работы в студии. После окончания школы пути участников группы разошлись, не все были готовы полностью посвятить себя музыке, поэтому в сентябре 1967 году Дио вместе с кузеном и гитаристом группы Дэвидом Файншейном, и приходом в коллектив клавишника Дуга Талера, решают собрать на остатках школьной команды новую группу обозвав её Electric Elves.

1967 год – это особый год, можно сказать, эпохальный для всей истории Рок Музыки. Он знаменует собой переход от детско-примитивной музыки рокабилли и рок-н-ролла к взрослой, серьёзной рок-музыке. Именно в это время на цену выходят Дорз, Велвет Андеграунд, Пинк Флойд, Дип Пёпл, Лэд Зеппелин, как метлой сметая с подмостков всяких попсовых Битлз и Бич Бойз. Поэтому новая формация Ронни начинает заметный дрейф в сторону утяжеления саунда и текстов.

Подписав контракт с фирмой Дэкка, группа записывает четыре сингла и много гастролирует по местным клубам. Во время одного из переездов в ходе гастролей, группа попадает в ДТП, в результате которого погибает клавишник группы, а самому Дио накладывают 150 швов и отправляют в больничку на 3 месяца.

В 1970 году группа меняет своё название в последний раз, сократив его до ELF.

К этому моменту в состав коллектива, помимо Дио, входят Гэри Дрискол на ударных, Дэвид Финштейн – гитара, Мики Ли Соул – клавиши. Сам Ронни рулит бас гитарой и вокалом.

В таком составе в 1972 году их и увидели музыканты Дип Пёппл, в одном из баров, во время турне по США. Ребята приглянулись Роджеру Гловеру и Яну Пэйсу до такой степени, что они помогли группе подписаться на MGM records и выпустить альбом ELF 1972 года, спродюсировав его для них, а также, подписали их на разогрев для гастролей 1974 года.

Именно во время этих концертов у Ронни и Ричи Блэкмора возникла взаимная симпатия на фоне интереса к теме средневековья и музыки Баха. Кроме того, Блэкмор был очарован вокальной манерой Ронни и его сильным, почти оперным, пластичным голосом, позволявшим ему брать как низкие, так и высокие ноты. Поэтому, когда в 1975 году Блэкмор покинул Группу, он пригласил к сотрудничеству Дио и его команду, для записи первого сольного диска в качестве аккомпанирующего состава.

К этому времени группа ЭЛЬФ уже имела в своём архиве три полноформатных альбома и вполне приличную репутацию в рок-кругах, хотя всё ещё оставалась довольно провинциальной группой с восточного побережья.  
Сам Ричи позже, вспоминая то время, говорил, что «… я ушёл, потому что познакомился с Ронни ДИО, и с ним было так легко работать.
Изначально он должен был записать всего одну песню на сольной пластинке,
но в результате мы за три недели записали весь альбом, которым я был очень доволен» (С).  

Песней, изменившей последующий ход истории, стала одна из лучших и теперь уже классических песен не только «Рэйнбоу», но и всего хэви –металла – Man On The Silver Mountain.

Первоначально задумка Блэкмора была гораздо скромнее, он просто хотел выпустить сингл на песню Black Sheep Of the Family Стива Хэммонда, а для второй стороны  пластинки, к уже готовой мелодии, попросил Ронни написать текст, наиграв её ему по телефону.

На утро Ронни принёс готовую песню, которая в последствии станет одной из самых известных композиций Блэкмора- Sixteenth Century Greensleeves – это была первая песня, написанная Дио для Рэйнбоу. Последующие четыре года с 1975 по 1978 год включительно, Дио работает совместно с Блэкмором, выступая как чистый вокалист. При этом он же пишет все тексты песен Рэйнбоу и делает к некоторым из них аранжировки.
Так на первом совместном альбоме он указан в качестве автора в 7 из 9 песен,
а на Raising, уже на всех 10. Как считает Мик Уолл, один из ведущих музыкальных журналистов, лично знакомый со многими музыкантами, и с ДИО в частности, альбом Rainbow Rising 1976 года «… стала эталоном, по которому мерили все хэви- металлические альбомы вплоть до конца семидесятых.» (С)

Идиллия продолжалась до тех пор, пока Блэкмор не решил изменить характер материала в сторону мэйнстримовского облегчения, что категорически не устраивало Дио. Объясняя журналистам своё решение покинуть Рэйнбоу, ДИО говорил о своих разногласиях с Блэкмором, что «…Он хотел стать поп-звездой, а я так не пишу. Я хотел, чтобы наши стихи оставались интеллектуальными, а он хотел любовные песенки.» Однако, это была только часть правды, точнее только видимая верхушка айсберга.

На самом деле всё было гораздо сложнее. Блэкмор, будучи выдающимся музыкантом, был не менее известен своим дурным импульсивным и неуравновешенным характером, склонностью к перфекционизму с диктаторскими замашками, предпочитал постоянно что-то менять, чтобы придумать что-нибудь свежее. Легко выходил из себя, если его что-либо не устраивало. Поэтому часто менял участников проекта. Уже сразу же после выпуска первого альбома он уволил всех музыкантов ЭЛЬФ, за исключением Ронни, и собрал новый состав, пригласив в группу Тони Кэри (клавишные), Кози Пауэлла (ударные, перкуссия) и Джимми Бэйна (бас–гитара). С этим составом вышло две работы студийная Rainbow Rising (1976) и концертный альбом 1977 года – On Stage. Уже в ходе гастролей 1976-77 годов Блэкмор вновь принимает решение о смене состава, заменив Кэри и Бэйна на Боба Дэйнсли и Дэвида Стоуна. Тогда же начались и его противоречия с Ронни на фоне проблем с записывающей компанией Полидор, которая требовала более коммерческого материала, чем мог предложить Дио, продолжавший исследовать толкиеновские миры снов с их драконами, волшебниками, магией.

К тому же внутри коллектива оказались три весьма сильных, авторитарных личности Блэкмор – Дио – Пауэлл, каждый из которых по собственному видел музыку и цели, которых хотел достичь, так что альбом 1978 года Long Live Rock’N’Roll! стал «лебединой песней» Дио в Рэйнбоу, да и пожалуй – лучшей работой группы в её дискографии, а заглавная песня вообще стала так сказать символом и девизом всей рок-культуры.

Трудно сказать на что рассчитывал Дио, согласившись стать участником и фактически со основателем Рэйнбоу, возможно он рассчитывал на более партнёрские отношения, где его мнение будет иметь вес, но учитывая, что по своему характеру он был такой же тяжёлый и «упёртый», как и Блэкмор, когда речь заходила о работе, на долгое сотрудничество, наверное, не стоило рассчитывать. Официально об увольнении Ронни из группы, было объявлено в январе 1979 года. Положение певца оказалось весьма плачевным. Бывшие коллеги по Рэйнбоу, в частности Пауэлл и Блэкмор, возложили всю вину на Дио, представив всё таким образом, что он сам был во всём виноват, и даже обвинив его в полном отсутствии интереса к работе. Мало того, как вспоминает супруга Ронни, Венди, положение оказалось вообще катастрофическим. Согласно контракту Дио фактически не имел никаких прав в группе, а находился на фиксированной ставке 150 долларов в неделю, что автоматически лишало его средств к существованию. Кроме того, после увольнения из Рэйнбоу, семья лишилась дома в Коннектикуте и машины, которые им предоставлялись от группы.

Покинув Блэкмора, Ронни едет в Англию для того, чтобы собрать свой коллектив. Как говорили люди, хорошо знавшие Ронни, в частности, его супруга и по совместительству менеджер – Венди, Дио был заядлым англоманом. Ему нравился именно английский, европейский подход к звуку и к музыке, несмотря на своё американское происхождение, он не слишком любил коммерческий подход американцев и, видимо, по этой причине старался набирать английских музыкантов в свой проект, однако, вместо этого подписывается на место вокалиста в Блэк Саббат, заменив уволенного Оззи.

Надо сказать, что дела у Саббат начали разваливаться. После выпуска практически провальных альбомов Technical Ecstasy и Never say Die, скандалов с Оззи и общего упадка в группе, для Саббат рекрутирование такого вокалиста как Ронни, было спасением. После «случайной» встречи Тони Айоми и Ронни в клубе «Рэйнбоу» в Л.А, хотя конечно же встреча была вовсе не случайной, Тони пригласил Дио поджемовать, как вспоминал позже сам Ронни, он даже не догадывался, что это было прослушивание в группу, а просто воспринимал это как обычный джем двух музыкантов.
В результате того джема родилась одна из лучших песен Блэк Саббат – Children Of The Sea. Практически сразу же была достигнута договорённость о присоединении к группе, чему сильно посодействовала Венди, так как на их семейном счету оставалось всего 850 долларов. Именно здесь он что называется, нашёл себя. Работа в Блэк Саббат дала Дио возможность воплотить свои мрачные задумки в духе средневековой и мистической стилистике.

При этом работа в Саббат, по воспоминаниям самого певца, была совсем не радужной. Не чувствовалось атмосферы единения, общности. Сами участники группы, позже вспоминая тот период, говорили, что на них очень сильно повлияло увольнение Оззи и сильная нарко-алко зависимость, ну и помимо этого у каждого были свои амбиции и чувства.
Билл Уорд, особенно тяжко переживал уход Оззи, с которым был наиболее близок и покинул Саббат.

На его место по предложению Дио взяли молодого барабанщика Винни Эписи, младшего брата знаменитого Кармина Эписи, участника группы Ванилла Фадж, про которого ударник Лэд Зеппелин – Джон Боннэм говорил, что именно у него подсматривает все свои шедевральные ходы и трэки, считая своим учителем в некоторой степени.
У Гизера Батлера тоже были свои претензии, если раньше в ранний период, он по сути был единственным автором текстов всех песен, то теперь у него появился сильный конкурент и не только по части текстов, но и как аранжировщик и автор многих музыкальных идей.
Помимо всего прочего, кандидатурой Ронни был совершенно недоволен менеджер группы Дон Арден (тесть Оззи в будущем), который прямо говорил, что: «…нельзя, чтобы фронтменом Блэк Саббат был карлик. Вас же на смех поднимут!» (С) Музыканты встречались только в студии и на концертах. Работа с Ронни дала возможность группе восстановить свою репутацию и открыла новые горизонты, представив группу в более лучшей форме, сравнимой с временами Paranoid и
Мaster Of Reality. Однако в конце концов всё закончилось скандалом и увольнением Дио и ударника Винни Эписи.

В 1982 году он ушёл, оставив саботажникам два первоклассных альбома Heaven And Hell (1980) и Mob Rules (1982), которые давали группе возможность закрепиться на первом месте тяжёлой сцены на ближайшее десятилетие, продолжи Саббат сотрудничество с Дио. Пикантность ситуации же заключалась в том, что сольные работы двух их бывших вокалистов – Оззи и Ронни, в 80-х просто растоптали репутацию группы фактически запинав их под лавку.

Уйдя из Блэк Саббат, Эписи и Дио собирают свою команду, пригласив басиста Джимми Бэйна и молодого гитариста Вивиана Кемпбелла. Над названием долго не парились, назвались простенько и со вкусом DIO, что, учитывая обстоятельства, а именно ведущую роль самого Ронни как автора текстов и музыки, а также усилия, которые приложила его семья, пришлось заложить дом, чтобы изыскать средства для записи и последующего продвижения альбома.

Дебютный альбом увидел свет в 1983 году и сразу же стал явлением в мире тяжёлой музыки, благодаря таким убойным вещам как Stand Up And Shout, Holly Diver, Rainbow in a Dark, Don’t Talk to Stranger. Теперь уже ни что не ограничивало полёт фантазии Дио, и он в своих последующих работах продолжает всё больше дрейфовать в сторону утяжеления саунда и мрачности текстов, исследуя тему борьбы добра со злом и экзистенциального выбора человека.

Дебют новой группы Ронни стал просто ошеломительным, получив статус сначала «золото», а позже и «платины» он разошёлся миллионными тиражами, в отличии от последовавших работ Блэк Саббат и Рэйнбоу. «…я чувствую, словно у меня началась новая жизнь, только на этот раз я сам контролирую свою судьбу после Рэйнбоу и Блэк Саббат я, пожалуй, заслужил это право», говорил он позже в интервью.

Альбом Holy Diver, наряду с альбомами Оззи того же периода и Моторхэд, фактически перекроили всю тяжёлую сцену, наметили и определили направление, в котором будут в последствии двигаться все тяжёлые группы 80-х.
Сплав олдскульного духа харда 70-х, агрессивной подачи хэви и романтических текстов превратило альбом в эталон жанра. Пластинка получилась очень гармонично сбалансированной и уравновешенной, начиная от внутреннего содержания до оформления обложки альбома, которая хоть и вызывала некоторые вопросы, тем не менее была весьма благожелательна принята и прессой, и поклонниками, а фигура монстра Мюррея, стала частью логотипа группы и своего рода талисманом на подобие фигуру Эдди у Айрон Мэйден.

Следующий альбом The Last In Line, вышедший летом 1984 года через три месяца получил статус “Золотого”, а к зиме дорос уже до “платины”. Работа была выдержана в “восточном стиле” и мотивах Древнего Египта и содержала такие мощные композиции как We Rock, Mystery, The Last In Line, которые и определили её положение в чартах, став классикой тяжёлой музыки. Как и на предыдущем альбоме Дио поднимает темы духовного выбора человека упаковывая в античную обёртку реалии современного общества. Диск получился весьма приятным. Интересным моментом является то, что сам Дио не только выступает в роли лидер вокалиста, но и в качестве клавишника вполне справляясь с его обязанностями. Хотя, понимая сложность совмещения ролей фронтмэна и клавишника, группа пригласила к сотрудничеству профессионального сессионного музыканта Клода Шнелла, в последствии ставшего постоянным участником группы.

Помимо музыки, альбом привлекал внимание и своим оформлением, где центральным персонажем так же как, и на дебютнике, становится фигура монстра по имени Мюррей. Этакое хтоническое чудище, олицетворяющее дуальную природу человека. Как позже объяснял сам Ронни, Мюррей – ни злой и не добрый, он может быть, как тёмным, так и светлым, в зависимости от выбора человека, который сам творит добро и зло. Он просто есть, а каким мы его увидим, это зависит уже от нас. Получается почти по Гёте,- ” я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо”.
В философском смысле, Мюррей – это объективная, не раздельная дуальность вселенной, ибо без света – нет тени, без зла – нет добра. После выпуска диска последовали масштабные гастроли с пышными театрализованными представлениями на концертах. Сцена, задники, порталы, занавес оформлялись в духе обложки диска, использовалось много светодымовых эффектов. Всё это только способствовало росту популярности коллектива.

Третий студийный альбом Sacred Heart, выпущенный летом 1985 года, становится вновь золотым. Открывает альбом мощная по энергетике и подаче концертная запись King of Rock’n’Roll, которая как бы задаёт тон всему альбому.

Следом идёт мрачноватая, эпическая заглавная песня: Sacred Heart, повествующая о борьбе со страстями и погоне человека за мечтой. Примерно в том же направлении и стилистики был и такие песни как Hungry For Heaven и Falling Angels.

Однако среди всех композиций диска следует обратить внимание на песню Rock’n’roll Children, которую сам Дио считал лучшей своей работой, поскольку она была практически автобиографическая. В ней Дио описывает чувства и мир подростка, увлечённого рок-н-роллом и не вписывающегося в попсовое общество окружающее его. В целом альбом получился удачным, но стал последним, который был записан в первоначальном, классическом составе.

Гитарист группы Вивиан Кэмпбелл покинул коллектив после записи и гастролей в поддержку альбома. Позже объясняя своё решение Кэмпбелл, говорил, что Ронни «застрял в прошлом. Это всё равно, что играть в группе с собственным отцом. С тем отличием, что этот отец – рок-звезда и тебе не родственник».
Как и предыдущий тур, выступления Sacred Heart Live, носили характер театрализованного   представления. Для них был изготовлен макет огромного дракона по имени Дензил, с которым Дио бился во время исполнения заглавной песни. Печальным фактом становится то, что этот альбом фактически стал точкой постепенного творческого спада. Кэмпбелл ушёл в самый разгар промо тура, что поставило коллектив в трудное положение. Для поддержки альбома нужны были гастроли, которые прервались на время поиска и адаптацию нового гитариста коим стал Крэйг Голди.
Для того чтобы смягчить переход и представить нового члена коллектива в 1986 году было принято решение выпустить концертный диск, получивший весьма говорящее название Intermission (перерыв).
Диск представлял из себя концертный материал, записанный ещё с Кэмпбэллом плюс специально записанную с Голди песню –  Time to Burn. Интересным моментом можно считать факт обращения Дио к прошлому. Во время исполнения композиции Рок-н-Ролл Чилдрен, он совершает некоторый камин аут во времена Рэйнбоу и включает значительный кусок из композиции 1978 года – Long Live Rock’n’Roll.

После этого группа вновь продолжила гастроли. Следующий альбом Dream Evil, записанный в обновленном составе, уже по устоявшейся традиции увидел свет летом 1987 года. Помимо Голди, новым членом коллектива стал клавишник Клод Шнелл. В отличии от предыдущих работ, где весь песенный и музыкальный материал принадлежал творчеству Ронни, на новом альбоме значительная его часть была написана всеми участниками группы. Каждый внёс свою лепту.
В целом альбом был встречен положительно, но уже без бывшего энтузиазма, сопровождавшего предыдущие работы. По мнению некоторых критиков, это было связано с некоторой коммерциализацией звучания, ну и плюс, как заметил Ричи Блэкмор, вспоминая Ронни, он, будучи непревзойдённым вокалистом, обладая практически оперным голосом и манерой исполнения, пел одну и ту же песню, он пел всегда хорошо, но всегда одинаково.

Действительно, если взять и прослушать подряд четыре альбома, мы практически не сможем отличить один от другого, на столько они были похожи. Несмотря на сопровождавшие выход альбома два сингла (All the Fools Sailed Away I Could Have Been a Dreamer), только две композиции альбома попали в чарты. Это собственно заглавная композиция, и вышедшая на сингле I could Have Been a Dreamer.
Причём, если первая вошла в десятку, то вторая не смогла подняться выше 33 места. Возможно в этом виноват набиравший силу трэш – металл, а может и какие-то иные причины. По мне так, если сравнивать альбомы 1985 и 1987 годов, последний был более металлический и тяжёлей предыдущего, несмотря на использование сэмплов и клавишных. Возможно ещё одной причиной спада группы, помимо «застрявшего в прошлом» Ронни, дело было так же в стиле менеджмента Венди, которая всеми возможными способами старалась законсервировать время и делала весь упор на фигуре мужа. Джимми Бэйн вспоминал, что она постоянно говорила, что группа –это фактически только Ронни и поэтому он может делать так как сам того хочет, а остальные только принимать его решения.

После беспрерывной пятилетней гонки участники коллектива выдохлись, учитывая довольно тираничную манеру Ронни, который, когда речь заходила о работе мог быть жесток и непреклонен, начались трения, музыкантам нужны были перемены и отдых. В результате работа над следующим диском затянулась на три года.
Вслед за Кэмпбеллолм из группы уходят Эписи и Бэйн, которые считали, что упустили золотую возможность достичь большего, стать своего рода Лэд Зеппелин 80-х, а не жить за счёт прошлых успехов. За это время от изначального   состава музыкантов остался один Ронни.

Для работы над альбомом Lock Up The Wolves состав был полностью обновлён и значительно омоложён, возможно поэтому этот диск вышел самым “тяжёлым” по звуку, по сравнению со всеми предыдущими. В работе над альбомом приняли участие: Роуэн Робертсон – гитара, Тедди Кук – бас, Саймон Райт – ударные и Йенс Йоханссон – клавишные. Альбом увидел свет 15 мая 1990 года и оказался практически провальным по сравнению с предыдущими.

Во время гастролей в поддержку альбома, на одном из концертов вместе с Ронни на сцену вышел его бывший коллега по Блэк Саббат – Гизер Батлер, с которым они исполнили Neon Knights. После концерта музыканты пообщались и за кружечкой пива, решили записать альбом в составе Блэк Саббат. В прессе тут же заговорили о возвращении Ронни в Саббат, однако до зимы 1991 года это были лишь слухи. Так на свет появился Dehumanizer (1992), это был особенный альбом. На нём уже не было всей этой средневеково – колдовской атмосферы. Тексты песен, написанные Ронни, стали более холодными, жесткими и социально-ориентированы. Это был отличный тяжёлый альбом с гранджевой подложкой. Нет, они конечно же не стали гранджерами, оставаясь всё теми же мрачными хард-н-хэви музыкантами, но в мистическо-психоделическую атмосферу прошлого вплели современную реальность, как бы очнувшись от сна и увидев более мрачную, чем их сон реальность.

Несмотря на вроде бы наладившиеся отношения, дело дальше не пошло возможно по той же причине, что и в случае с Lock Up The Wolves, слишком долго и тяжело шла работа над материалом. На запись, мастеринг и сведение ушло полтора года. Как результат, к окончанию работы никто ни с кем не разговаривал, всё вернулось на круги своя, как и в прошлый раз.  
«… На этот раз думал я мы будем на равных. И очень гордился альбомом, хотя если честно, к тому моменту, когда всё закончилось, я с нетерпением ждал, когда же можно будет поехать домой», вспоминал позже Дио.

Ко всем проблемам внутри коллектива добавился так же фактор Оззи. Точнее его супруги Шэрон, которая вела откровенную войну со своим отцом Доном Арденом и группой Блэк Саббат, поставив целью максимально унизить отца и его протеже, прибрав их в конце концов к своим рукам, чтобы полностью возвысить мужа, который и так уже давно превзошёл своих бывших коллег по группе.
Точкой преткновения, которая поставила крест на дальнейшем сотрудничестве Дио и Блэк Саббат, стало принятое группой, предложение Шэрон, сделать этакий мини-реюнион, который бы предшествовал последующему восстановлению классического состава Блэк Саббат, но уже под главенством семейки Осборн. Суть предложения была в том, чтобы на одном из концертов тура No More Tours, Блэк Саббат должны выступить в качестве разогревающей группы, а после сета Оззи, выйти уже без ДИО, чтобы исполнить песни классического периода.  Ронни, видя, к чему это ведёт, выступил против мнения Томи и Гизера и вновь покинул Блэк Саббат, как и в первый раз забрав с собой Винни Эписи (прям традиция какая-то).

Покинув в очередной раз Тони Айоми, Ронни, переосмыслив прошлый опыт записывает новый альбом Strange Highways, вышедший в 1994 году.
В новой формации приняли участие Винни Эписи, басист Джефф Пилсон (экс Доккен) и гитарист Трэйси джи Гринхалву (экс Грэйт Уайт). На этом альбоме Ронни отошёл от своей излюбленной темы волшебных снов и обратился к жестокой реальности реального мира с его пессимистической реальностью надвигающегося Апокалипсиса. Свой новый взгляд на музыку Ронни определил следующим образом: «… Музыка ушла вперёд, мне уже недостаточно петь о королях и королевах, драконах и монстрах. Достаточно заглянуть в газету, чтобы увидеть настоящее зло этого мира.» (С) Музыка стала звучать современней, в духе времени, однако это тем не менее не способствовало продвижению альбома, и он в целом оттолкнул прежних поклонников, а новых приобрёл весьма мало. Слишком технологичный, холодный и прямолинейный и индустриальный рок, который продемонстрировали музыканты, совершенно не вписывался ни в один формат. Хотя надо отметить, что чисто технически альбом получился весьма качественным, но пропала та теплота и жизнеутверждающий дух, так присущий предыдущим работы маэстро.

Следующей работой, стал альбом 1996 года – Angry Machines, ещё более тяжёлый и депрессивный, чем его предшественник, благодаря атмосферным клавишным Скотта Уоррена, получивший индастриала и дум-металла. Этот альбом стал, пожалуй, самым тяжёлым и мрачным альбомом во всей дискографии Ронни. Нарисованная им пост апокалиптическая картина вгоняет в депрессию и вызывает лично у меня, стойкое неприятие материала. Впрочем, в этой оценке я не одинок. Собственно, и сам автор сего сюрреалистического, брутально-инфернального коллажа в последствии негативно отзывался об этом периоде и записанных альбомах.

После продолжительных гастролей 1999 года, в том числе и в России, Ронни решает поменять концепцию и приглашает вернуться в группу гитариста Крэга Голди, заменив им Трэйси Джи, так же в группу вернулись Джимми Бэйн и Саймон Райт, возродив тем самым состав 1985-87 годов.
Вместе с ними в 2000 году был записан очередной, восьмой по счёту студийный альбом Magica, ставший своего рода каминг аутом прежнего Дио. Эпический, концептуальный альбом об извечной борьбе добра со злом и о человеческих страстях, основанный на фантастическом рассказе Ронни, который он читает.
Диск воплотил всё то лучшее, что было в творчестве Ронни и практически сразу же ворвался в хит-парады, достигнув 13 отметки в чартах. Это было триумфальное возвращение после периода стагнации и депрессии.

Однако, внутри группы вновь возникли противоречия по поводу дальнейшего пути, результатом которого стала замена Голди на Дага Олдрича, с которым группа записывает следующий альбом 2002 года – Killing The Dragon.
На этот раз Дио обратился к теме технологической катастрофы, которая губит людей, слишком зависимых от технического прогресса, в роли которого и выведен мифический Дракон, похищающий детей и загоняющий людей в этакое феодальное крепостное, компьютерное право. Альбом был весьма благожелательно принят, как прессой, так и слушателями.

Следующей работой стал альбом, увидевший свет в 2004 году Master Of The Moon, выдержанный в духе прежних работ Дио с Блэкмором и Блэк Саббат. По задумки самого Дио, эта работа должна была стать своего рода сиквелом альбома Магика.
В это же время компания Юнивёрсал решает выпустить компиляцию «Блэк Саббат. Времена Дио», однако права на использование имени «Блэк Саббат» к этому моменту принадлежали уже Шэрон Осборн, которая не считала оправданным такое использование музыкантами Саббат на стороне, хотя и не была против выпуска компиляции в коммерческих целях.
Таким образом, возник проект Тони Айоми, Гизер Батлер, Винни Эписи и Ронни Джеймс Дио, названный по альбому 1980 года, что с одной стороны прямо намекает на Блэк Саббат, а с другой не нарушает прав на название, ну и наконец, чётко дистанцирует состав от любой деятельности Оззи и его жены.

Этот проект, был назван «Возвращение года». По сути так оно и было, возвращение всех заинтересованных лиц: Ронни, Тони, Гизера. Альбом проекта Heaven& Hell – The Devil You Know, вышедший в 2009 году гипотетически мог стать победной точкой в противостоянии Блэк Саббат и Шэрон Осборн и реально вывести Тони и Гизера на первое место, однако всё складывалось слишком хорошо, чтобы стать реальностью.

Ещё в 2004 году у Дио начались проблемы с желудком, но он отказывался от госпитализации, однако к ноябрю 2009 года боли усилились, и он прошёл диспансеризацию. Результаты оказались неутешительными, ему диагностировали рак. Ронни был вынужден проходить процедуры химио и радиотерапии и каждые две недели приезжать в госпиталь. При этом, он продолжал гастролировать и даже успел записать с Хэвен энд Хелл, концертный альбом Neon nights в 2010 году.

Несмотря на ухудшение здоровья, Ронни был счастлив, он находился на вершине карьеры, несмотря на болезнь, о которой он заявил публично за месяц до смерти, к этому времени метастазы добрались до печени, и ничего сделать было уже невозможно. За несколько дней до конца Ронни стало совсем плохо и его пришлось ввести в искусственную кому, через сутки он скончался, не приходя в сознание.

Дискография :

Ronnie Dio & The Prophets
Dio At Dominos (1963)

The Elves
Live At The Beacon 1971 (бутлег) (1971)

Elf
Live At The Bank 1972 (бутлег) (1972)
Elf (1972)
Carolina County Ball (1974)
The History Of Syracuse Music Volume VI (1974)
Trying To Burn the Sun (1975)
20 Years Of Syracuse Rock (1989)
The Gargantuan (1989)
The Elf Albums (1991)

Rainbow
Ritchie Blackmore’s Rainbow (1975)
Rising (1976)
On Stage (1977)
Long Live Rock ’n’ Roll (1978)

DIO
Holy Diver (1983)
The Last In Line (1984)
Sacred Heart (1985)
Intermission (1986)
Dream Evil (1987)
Lock Up the Wolves (1990)
Strange Highways (1994)
Diamonds – The Best of Dio (1995)
Angry Machines (1996)
Inferno – Last in Live (1998)
Magica (2000)
Killing the Dragon (2002)
Master of the Moon (2004)
Evil or Divine – Live in New York City (2005)
Holy Diver – Live (2006)
Electra [Single] 2009 (2009)

Mightier Than The Sword: The Ronnie James Dio Story (2011) посмертный сборник

Black Sabbath
Heaven and Hell (1980)
Mob Rules (1981)
Live Evil (1982)
Dehumanizer (1992)
The Dio Years (2007)
Live at Hammersmith Odeon (2007)
The Rules of Hell (2007)

Heaven & Hell
Live from Radio City Music Hall (2007)
The Devil You Know (2009)
Neon Nights: 30 Years of Heaven & Hell (2010)

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!