Поймём потом или монолог о Диалоге
Всё-таки довольно трудно говорить о прошедшем. Человеческая память странный субъект, в ней задерживаются малозначимые события и начисто вылетают эпохальные вещи. Иногда, выйдя утром на работу и уловив какой-либо аромат или звук, или просто атмосферу, ты вдруг вспоминаешь что-то давнее, почти не уловимое, но обычно вызывающее приятные воспоминания давно ушедшего момента.
Признаться, честно, Энди слегка озадачил просьбой написать про эту группу по ряду причин.
Во-первых, довольно сложно следить за перипетиями бурной истории коллектива, с постоянно меняющимся составом и неоднозначным реноме. Во-вторых, моё личное отношение к творчеству Кима и компании.
Дело в том, что на просторах нашей необъятной Родины, в среде музыкантов было какое-то нездоровое увлечение вымороченым и весьма унылым явлением, которое называлось Арт-рок.
Собственно, Арт-рок, как направление музыки, вполне себе даже интересен (если говорить об английских группах
70-х), но только у буржуинов, но никак у наших доморощенных музыкантов. Лично мне кажется, что всё дело было в недороковости и слишком большой официозности таких коллективов как Автограф, Цветы, Диалог и прочих Високосных лет.
Сознательный уход от «опасных» тем, но отказ от прямой эстрадной попсы ставил эти группы в глупое положение перед слушателями. Минкульт вполне устраивали коллективы, которые можно было представить, как этакую «контр-культуру», но при этом не опасную для идеологии государства и оно достаточно легко предоставляло им статус официальных музыкальных коллективов, включая в штаты различных филармоний.
Арт-роковая структура музыки, выраженная в монументальности, сложной полифонии, использовании джазовых, фолковых, симфонических традиций, с использованием света, декораций, драматургии была альтернативой официальным песням о Родине, трудовых буднях и прославлении советских достижений, но не критичной для идеологии.
Арт-группы все как под копирку были весьма громоздки по составу, исполняли рафинированную музыку для больших залов, чем мало отличались от официальных ВИА, поэтому не могли быстро реагировать на конъюнктуру в отличии от традиционных рок-групп, играющих полуподпольно более дерзкую музыку улиц. Они конечно получали свою аудиторию в условиях относительного музыкального голода, но в целом отношение к ним было таким, как его выразил Майк: — «…я не люблю Землян, я люблю только любительские группы…».
Нет, это вовсе не значит, что они писали плохую музыку, тем более, что писали песни они часто на прекрасные стихи, но в целом впечатление от их творчества — сплошное УГ.
Одним из лидеров советского арт-рока, на протяжении двух десятков лет, выступала группа Диалог, сменившая на своём пути несколько составов и филармоний.
Всё началось как обычно, в 1969 году в одном из центров судостроения СССР — Николаеве, несколько школьных друзей: Ким Брейтбург, Виктор Литвиненко, Виктор Безуглый и Анатолий Дейнега организовали школьный ансамбль «Корды», который просуществовал два года и даже приобрёл определённую популярность в городе. По окончании школы группа распалась в связи с необходимостью исполнять священный долг и почётную обязанность каждого гражданина СССР.
Отслужив своё, Брейтбург возвращается в родной город и создаёт группу Форсаж, а в 1975 году группа под именем «Байконур» подписывается под Джесканганскую филармонию. Помимо Брейтбурга (клавиши, вокал, гитара) и Безуглого-бас, в группу входили: Виктор Волкомор-гит, вокал, Валерий Шерстобитов-барабаны, Олег Соколиков-вокал.
Через год Брейтбург и Соколиков вливаются в группу Николаевского Кораблестроительного института-Гаудеамус. Именно к этому времени относится проба пера Брейтбурга — рок-спектакль «Земля людей» (Брейтбург-клавиши, вокал; Александр Семёнов-барабаны, вокал; Андрей Усатый-бас, вокал; Вадим Бонтарюк-гитара, вокал, Олег Соколиков-лидер вокал. Стремление Брейтбурга выйти на официальный уровень привело в 1976 году группу в Новосибирскую филармонию, где она значилась под вывеской-Гулливер.
В этом же году в состав влился ещё один выходец из Николаева, гитарист Михаил Пирогов (экс Гармония). Видимо в Сибири для южан было слишком холодно и в 1977 году группа возвращается на родину, где Брейтбург вновь форматирует группу в составе: Виктор Литвиненко-гитара, вокал; Сергей Васильченко-клавиши, вокал; Виктор Радиевский-бас, вокал; Михаил Пирогов-гитара, вокал, Анна Салмина-скрипка, вокал; плюс духовая секция Юрий Ларин-труба, Александр Пирожков-саксофоны, Владимир Бесенов-тромбон. Название очередной раз меняется на «Поющие юнги». Группа числится за Николаевской филармонией, участвует во Втором Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Запорожье, где становится лауреатом со своей программой, в основе которой махровый официоз с подложкой из фьюжен и арт-рока. Для Брейтбурга в этот период эталонами были работы Кинг Кримсон, Дженизис и Йес.
Группа стремилась выйти из под давления контролирующих и направляющих товарищей, поэтому, когда им предложили работу в Донецкой филармонии с условием относительной свободой, ребята с радостью согласились. Это произошло в 1978 году.
Переехав в Донецк, группа меняет название в последний раз, теперь уже на Диалог и начинает свою деятельность с того, что ставит рок-оперу Слово о походе Игоревом, с которым начинает гастролировать по стране.
1980 год был знаменателен не только Олимпиадой в Москве, но и проведением знаменитого музыкального фестиваля «Весенние ритмы» в Тбилиси, больше известным как Тбилиси – 80, тем самым, за который БГ выгнали из института и комсомола. Там группа выступает на одной площадке с Машиной Времени, Аквариумом, Високосным Летом, где показывает очередную свою помпезную программу- рок-сюиту «Под одним Небом», на стихи С.Кирсанова. По итогам фестиваля группа заняла четвёртое место, а Брейтбург был признан лучшим вокалистом.
Летом того же года, Диалог отметился на другом фестивале в Сочи. В конце года группа распрощалась с духовыми и Михаилом Пироговым, одновременно в группу приходит вокалист Владимир Ларченко. Два лауреатства и ослабление цензуры дало возможность Диалогу отказаться полностью от официоза и сосредоточиться на собственном творчестве.
В 1981 году, группа перебирается в Кемерово, где готовит новую мега программу «Я-человек». Комплекс гигантомании Брейтбурга делал сложным для восприятия творчества группы и ему волей-не волей пришлось писать обычные песни. Выступление группы состояло из двух частей. В первой группа тупо грузила слушателей своими мега-опусами, а во второй исполняла песенную программу, более доступную и адекватную, на основе рок-н-ролла, рэгги, новой волны. Сильной стороной творчества были крепкие поэтические тексты Кирсанова, Шефнера, Тарковского, Левитанского и др.
1982 год принёс для группы новые изменения в составе, уходит Ларченко, а на замену ему группа выписала из Симферополя Николая Шевченко (клавиши, вокал) и Юрия Никифорова (гитара). В 1983 году, команда записывает концептуальный альбом «Квадратный человек», а на следующий год выпускает две программы-Сюита «Раздели со мной» (на стихи Ю.Литвинкявичюса) и магнитоальбом «Просто», а в 1986 году альбом «Детиктив» и Сюиту -«Однажды завтра»(на слова Ю.Кирсанова).
В декабре этого же года группа выступает на Рок-панораме в Москве, по итогам которой её номер вошёл в сборник, выпущенный Мелодией.
Следующие четыре года, Диалог провёл безвылазно за бугром, кстати, это была единственная отечественная рок-группа, которой было разрешено в полном составе (вместе с техниками, осветителями и т.д.) гастролировать за рубежом, в том числе и у буржуинов.
В общей сложности группа выступила в 23-х странах. Собственно, на этом вся история с группой и заканчивается, потому как медленное умирание жизнью назвать сложно.
Вторая половина 80-х, весёлое время по сравнению с тихим застоем 70-х: » По Союзу мчится тройка-Мишка, Райка, Перестройка». Общественная жизнь забурлила, оживилась и музыка. Вслед за Московской Рок-лабораторией, Питерским и Свердловским Рок-клубами, по всей стране стали создаваться подобные образования, со страниц газет кричали об организации неформальной молодёжи (нонсенс полный!), помните: «Солнышку панки подставили тапки, выйдя на свет из подвалов и тьмы, и на подвале своём написали: «Мы-неформалы, формалы-не мы!».
Постоянно проходят различные рок-фестивали (Ленинградские фестивали рок-клуба, Подольск-87, Рок- Переферия, Рок-Азия, и т.д.), выводящие на сцену любительские коллективы, с более живой и динамичной музыкой. По ТВ стали крутить выступления рок-групп, вышли фильмы Взломщик, Асса и т.д. Короче на этом фоне Диалог резко скис и начал попахивать. Группу покидают Никифоров, Шевченко, Васильчиков, на их место приглашают из Таллиннской группы Радар клавишника Андрея Долгих и гитариста Тоомас Ванема.
Группа резко меняет стилистику, обращаясь к попсовому металлу а-ля Бомжови, только хуже. Это получается у них совсем фальшиво. Тем более, что на сцене уже во всю молотят нормальные металлурги: Чёрный Кофе, Ария, Мастер, Чёрный Обелиск, отмороженная Коррозия Металла. Так что хард-рочок Диалога новых поклонников им не принёс, а старых оттолкнул оканчательно.1991 год стал фактически последним годом существования группы. Брейтбург переключился на продюсерскую деятельность и окончательно опопсел, что в принципе вполне закономерный итог всех арт-роковых коллективов, а особенно росийских недорокеров.
Ну про братьев Мармеладзе, что мутили с группой в 1992-93 году, думаю, смысла говорить нет, ибо это уже и не Диалог вовсе.
Официальные альбомы:
1983. «Квадратный человек» (Магнитоальбом)
1984. «Просто» (Магнитоальбом)
1985. «Просто»
1986. «Детектив»
1988. «Диалог-3»
1988. «Ночной Дождь»
1989. «Красный рок»
1989. «I Put The Spell On The Fire»
1990. «Свой Парень»
1993. «Cry Of Yhe Hawk»
1993. «Осенний крик ястреба»
1995. «Не уходи мой ангел»
Сюиты:
1979. «Слово об Игоревом походе»
1980. «Под одним небом»
1982. «Я — человек»
1984. «Раздели со мной»
1985. «Рассказы и сказки»
1986. «Однажды завтра»
1991. «Посредине мира»
Автор — Артём Казаков