Форвард

2

Моё знакомство с группой “Форвард” состоялось осенью/зимой 1982 года. Я тогда ещё семиклассник, каким-то не понятным образом попал с компанией более старших товарищей на концерт в ДК “Сибэнергомаш” (в просторечии “Котлы”) даже уж и не помню кого, где во втором отделении выступала группа из Ленинграда “Форвард”. В то время я вообще имел слабое представление о музыке как таковой, ибо только начал этим активно интересоваться, так что к тому времени слаще морковки мне было мало что знакомо, и самым крутым коллективом родного СССР, для меня существовал разве что «Динамик”, ну и разумеется “Машина Времени”, а про буржуинов вообще знал только, что они есть и хотят всех захватить – поработить. Ну как-то вот так тогда представлялось. Нет, конечно же я слышал что-то и где-то, но всё в целом ограничивалось поп – музыкой, всевозможными Арабесками, Аббами и БитлСами, о существовании чего-то иного, хотя и знал, но не слышал.

Представьте себе, что вас ещё не проснувшегося, выдёргивают из-под тёплого одеяла и резко запихивают в душ (даже если он и не холодный), каково будет ваше состояние?  Правильно, слегка неадекватное, мягко говоря. Вот и я смиренно прослушал положенную по программе первую часть агитпропа. Всё было скучно, банально и малоинтересно, но по крайней мере знакомо. Единственно, что скрашивало весь этот паноптикум говорящих статуй, были несколько кучек обезбашенных болельщиков Рок-н-ролла, которые по ходу выступления всего этого официоза разбавляли атмосферу речёвками типа “Блэкмора, давай!” или” Даёшь -Рок!”. Конечно их пытались отловить погоны и комсюки, но как обычно в пустую, кучки растворялись на задних рядах, либо винтили в буфеты-туалеты и позже возвращались в зал, и, если честно сказать,- это было самое интересное и зрелищное действо во всём первом отделении. И вот тут-то началось то, зачем собственно наша компашка припёрлась в этот ДК.

Свет приглушили, конферансье объявил, что перед публикой выступает рок-группа Форвард, город Ленинград.
И чего-то там ещё добавил про то как наша молодёжь строит коммунизм, и музыка ей помогает. А дальше начался настоящий шабаш (как я его тогда представлял).

С первых же минут зал был погружён в рёв и рык гитарных запилов, сатанинский пульс ритм секции и не слишком «благородного ” вокала. Вся рок-н-ролльная тусовка сразу же пришла в движение к ужасу респектабельного партера. Менты уже просто не покидали зал, бегая по проходам, чтобы отловить очередного танцующего, поющего, орущего, свистящего рок-н-рольщика неформала.

Что касается меня, то у меня остались двойственные чувства, полный разрыв шаблона; с одной стороны, всё это жутко захватило и приподняло моё не окрепшее сознание. Пошёл такой пёр, что остановиться было сложно, с другой стороны, мне не очень понравился звук и весь этот грохот. Так что я оказался в роли Буриданова осла.

И только по прошествии какого-то времени, когда сознание пришло в норму, а познания в мире музыки расширились, я смог адекватно воспринимать эту группу. Однако, задача-то сегодняшнего разговора, отнюдь не в моих ощущениях давно ушедшего, а информация о группе, которая во многом переменила лично моё сознание.

Как тут уже говорилось выше, накануне Олимпиады, Советское правительство слегка отпустила узду и разрешило молодым музыкантам самовыражаться, хотя конечно не бесконтрольно. Многие тогда воспользовались  этой  возможностью: “Круиз”, “Альфа”, “Ария”, “Чёрный Кофе”, “Диалог” и  др., – это всё команды  возникшие на базе  профессиональных, разрешённых ВИА  .Не стал исключением и  “Форвард”, когда 13 Октября 1980 года бывшие участники официальных ВИА: Ирина Комарова-скрипка, бас, вокал (экс Интеграл, Калинка), Александр Назаров-бас, банджо, стил-гитара (экс Интеграл,  Калинка) Алексей Фадеев-гитара, бас, вокал (экс Калинка), Михаил Кошелев-вокал (экс Лира), Александр Симагин-гитара (экс Весёлые Голоса), Дмитрий Евдомаха-барабаны (экс Весёлые Голоса) собрались вместе для реализации собственного  музыкального проекта на базе рок-музыки.

Основателем группы стал Алексей Фадеев, который каким-то образом уболтал руководство Ленконцерта, что новая группа исполняющая, вроде как разрешённый рок, будет востребована. Возможно сказалось то, что все будущие участники Форварда являлись участниками вполне себя зарекомендовавших ВИА, а основа во главе с Фадеевым, так вообще пришла из, пожалуй, самой ортодоксальной группы СССР-Калинка, что давало какую-то гарантию благопристойности для чиновников Ленконцерта.

Как бы то ни было группа получила карт-бланш и начала репетиции на базе ДК “Невский”, где с помощью Анатолия Гуницкого, администратора группы и будущего соавтора “Аквариума составила и обкатала программу, которую без каких-либо проблем принял худсовет.

Дебютное выступление группы состоялось в 1981 году на сцене ДК “Октябрьский”, где группа каждую Субботу давала представление и собирала полный зал. В основу работы были положены принципы профессионального шоу с точно выверенной программой, светом, звуком, сценическим оформлением и костюмами, благо подобный опыт у ребят уже имелся. Слабым же местом в группе являлась проблема текучки кадров. Уже в 1982 году начались пертурбации. Для начала из группы ушёл Дмитрий Евдомаха, ему на смену приходит более техничный Виктор Гуков, игравший в другой Ленинградской группе Савояры, а до этого в Рассвете, Какаду, Мифы. Тут ситуация сложилась несколько анекдотичная, дело в том, что Евдомаха ушёл в Савояры, как раз на место Гукова. Вслед за Евдомахой уходит и вокалист Михаил Кошелев, чтобы примкнуть к Землянам. Одновременно с этим состав группы пополнился басистом Юрием Медведчиковым, так как Александр Назаров всё больше брал в руки гитару и банджо. Практически сразу за этими изменениями группа начала широко гастролировать по стране. Выступления в Ленинграде дополняются поездками в Душанбе, Иваново, Новгород.

Программа группы построена по большей части на собственном материале с использованием различных музыкальных стилей: Кантри, Хард-рок, рок-н-ролл. После выступления на конкурсе Политической песни “Красная гвоздика”, группа разделилась. Гуков, Симагин, Медведчиков, решили создать собственную группу “Мастера”, оставшиеся Фадеев, Комарова и Назаров восстанавливают группу, пригласив для этой цели Владимира Ермолина-гитара, вокал (экс Россияне, Аргонавты, Мания ремонта, Зарок) и уроженца Новгорода Бориса Богданова-барабаны (экс Каскад).

В таком составе Форвард встретил 1983 год. Это был год заворачивания гаек. Всё началось со ставшей уже хрестоматийной статьи «Рагу из “Синей птицы». ” Рок-музыку стали   запрещать. В этот год Форвард исколесил весь Союз, и в некоторых регионах побывал дважды. Публика принимала группу на ура! Чего не скажешь о прессе. Рецензии на концерты были, если и не совсем разгромными, то и не слишком приветливы. Все отмечали профессионализм музыкантов, прекрасное владение инструментом, но отказывали в оригинальности и актуальности текстов. Во многих статьях стали проскальзывать намёки на идеологическую вторичность и копирование западных групп. Так к примеру Ирину Комарову иногда сравнивали с Сюзи Куатро, так как она на концертах часто брала в руки бас -гитару.

Роковым для группы стал концерт 26 Мая,1983 года на заключительном отрезке гастрольного тура по Средней Азии в Алма-Ате. Какому-то местному ипадлолбу из комсюковских вожаков не понравилось поведение молодёжи на концерте и плакаты в стиле “мы любим Битлз”, посвящённые Форварду, и этот упырь настоял на отмене концертов в последний день и составил очень грозное письмо в Минкульт СССР с требованием разобраться как надо и наказать, кого попало.
Из Министерства сразу же позвонили в Ленконцерт, а затем и прислали распоряжение о запрете права работать участникам группы в концертных организациях и лишения их тарификации. Все оставшиеся из запланированных концертов, в том числе и в Ленинграде были отменены.

Музыканты остались без работы. Если помните, то в то время -это было равносильно приговору за статью о тунеядстве. В течении полугода ребята искали возможность возобновить работу, но тщетно. И только к осени 1983 года положение изменилось к лучшему, хотя и не во всём.

Дело в том, что в Ленинграде жил, работал и радовался жизни один “деятель культуры”, некто Морозов Александр, один из тех, кто оченна не любил рок-музыку и рок музыкантов. Так не любил, что всеми своими силами принимал активное участие в гонениях на них и проталкивания на Олимп всякую бездарную серость попсово-фольклорного содержания.

И тут так случилось, что ему срочно потребовались музыканты, чтобы его опусы исполнять, вот он и предложил ребятам сотрудничество. Особого выбора у них не было, и они согласились. Так возник этот стрёмный конкубат под названием “Форум». Да-да, именно Форум.

Первое время группа надеялась вернуть собственное имя и лицо, но…попса-это такая ублюдочная вещь, которая убивает всё живое. По этому сей мезальянс Рок-музыки и попсятины просуществовал совсем недолго, до июля 1984 года. Правда ребятам удалось поколесить по стране и даже выехать за ” псевдобугор” в Чехословакию, на какой-то там очередной конкурс, где они даже завоевали один из призов.

По возвращении в Союз, группа порвала отношения с Морозовым и подписалась под Калининградскую филармонию, правда под своим именем им выступать было запрещено, поэтому они взяли новое – Старт, не желая, чтобы их творчество ассоциировалось с Морозовской субстанцией. Однако расставание с Морозовым произошло не без потерь, переехать в Калининград не смогли, звукач группы Лазарь Анастасиади и бессменный участник-основатель Александр Назаров.

Обустроившись в Калининграде, группа залечивает раны путём вливания в свои ряды гитаристом всё из того же Ленинграда-Александром Шмелёвым. Группа начинает активно гастролировать, правда до столиц её не допускают, а держат на 105-м км от них. Но это всё-таки лучше, чем совсем ничего. Так продолжается два года, вплоть до 1986 года, когда Земляне переманивают к себе Владимира Ермолина. Однако ему быстро находится замена в лице гитариста и скрипача Александра Скрябина (экс Август, Дилижанс). Вслед за этим Ирина тоже покидает группу, вернувшись ненадолго в Интеграл, а позже уезжает в Японию. Группа, оставшись вчетвером, начинает рубить уже не полу хард, а вполне себе даже зачётный хард-н-хэви. С наступлением новой политической линии-перестройки, объявленной «Меченым», группа вернула себе прежнее имя, и весной 1987 года вновь становится квинтетом, приняв в свои ряды клавишника, по совместительству вокалиста – Михаила Огородникова (тоже уроженец Ленинграда).

Весной 1988 года с приходом нового вокалиста Павла Волыхина происходит два события в жизни группы. Во-первых, она записывает альбом «Второе Дыханье” в студии Алексея Вишни, и меняет прописку перейдя в Ульяновскую филармонию. Весь год группа колесит по стране, большую часть времени это опять же Средняя Азия и Закавказье. По окончании гастролей группа распадается очередной раз. Скрябин, Огородов, Шмелёв, Богданов сваливают, чтобы собрать собственный проект “Королевская Охота”. Фадеев в очередной раз пытается реанимировать проект, пригласив молодых музыкантов Владимира Цапенко-вокал, Юрия Глотова-лидер гитара, Николая Тараскина-барабаны. Но видимо все передряги расшатали нервную систему Фадеева, и он, устав от всего, распускает коллектив летом 1989 года.

Дискография:                                                                                                                                  

1982. Концертная запись.
1983. Концертная запись.                                                                                                              
1984. Люди Гибнут За Металл!                                                                                              
1985. На старт. (под именем “Старт”).                                                                                              
1987. Герои и Танцы.                                                                                                                        
1988. Второе Дыхание.
2006. Разворот.

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!