Slade

3

Подарунок к праздник моему другу Валере из Жодно, Белоусь!

Тёплый летний вечер, уютный, зелёный дворик, утопающий в цветах. В открытом окне выставлена магнитофонная колонка, из которой льются чарующие звуки: ” йес, сэр айм э лэйди…, “вэлкам ту зе хотел Калифорния, … олл мит ю эт миднайт… и конечно же “…Коз ай лов ю!”… и прочих хитов зарубежной музыки. Практически любой, чьё детство и юность пришлись на 70-е, начало 80-х, хорошо помнит подобную картину, сейчас такого уже и не встретить, остаётся только ностальгировать по беззаботной юности. Вот и поностальгируем малость, вспомним сегодня одного из ярчайших представителей зарубежной рок – сцены: группу SLADE.

Нынешним любителям рок-музыки это имя скорее всего мало о чём говорит, однако было время, когда Slade являлся обязательным атрибутивом любого уважающего себя меломана, наряду с Deep Purple, Nazareth, Pink Floyd, Uriah Heep, KISS и других представителей “загнивающего Запада”.  Зажигательные мелодии, высокий с хрипотцой голос вокалиста, странные наряды, плотный и тяжёлый саунд не могли оставить равнодушным никого. Журнал “Pop Today” в 1974 году вот как отзывался о них: «… Немного до сих пор было рок групп, которые привносили бы столько радикальных новшеств и изменений в свой сценический образ, отличались бы столь характерными имиджем, одеждой, стилем, манерами…».

«Slade”- группа во многом изменившая мир рок-музыки, оказавшая значительное влияние на его развитие и творчество многих музыкантов, в том числе и в нашей стране, они стояли у истоков таких направлений как глэм-рок и предвосхитили панк-рок на десятилетие, благодаря им во многом выросла популярность хард-рока и обычный рок концерт, превратился в яркое шоу.
При этом «Slade”, к удивлению, в обычной жизни были весьма далеки от образа рок-звёзд со всей их помпезностью и вели довольно скромный образ жизни.

По крайней мере, я не нашёл каких-либо упоминаний о громких скандалах, связанных с вандализмом, безумными вечеринками, покупками яхт и особняков или наркотиками в которых были бы замешаны музыканты Слэйд, в отличии от других ярких представителей рок сцены, таких как: Роллинг Стоунс, Лэд Зеппелин, Мотли Крю, не говоря уж о Лемми или Оззи Осборне.

Вообще если говорить о «тёмной» стороне рок-музыки, группа вообще весьма негативно относилась к препаратам изменяющим сознание, за исключение алкоголя. В этом они, пожалуй, схожи с другой «иконой» рок музыки – музыкантами AC/DC, также негативно относящихся к наркотикам. По крайней мере, об этом все без исключения участники группы неоднократно заявляли в многочисленных интервью, данных в разное время, как совместно, так и по раздельности.

При этом парни конечно же вовсе не были ангелами белыми и пушистыми, например: Холдер в одном из интервью вспоминал, как они с его близким другом Оззи, во время гастрольного тура в баре чудили. Осборн, брал большой стакан пива, выпивал его, а потом просто шёл вдоль стойки и наливал в него всё подряд, пока не наполнит до краёв и выпивал залпом. На что Холдер отвечал таким же образом. После чего, проказник Оззи, сбривал брови тому, кто после выпивки «отрубался», чего сам Холдер очень боялся. Этот факт подтверждён как минимум двумя источниками – самим Оззи и Тони Айоми в их автобиографиях. Как бы то ни было, Слэйд были достаточно нетипичными звёздами. Будучи популярными у себя на родине, в Европе и Азии, американский рынок покорить им было не суждено.

Нет, там у группы тоже были поклонники, но такого признания как в Старом свете, они не имели, что в целом не удивительно, пиндосы вообще не любят признавать, что кто-то может быть лучше них единственных и исключительных. Большую роль в этом играла американская музыкальная пресса, всячески принижая и насмехаясь над группой, на что музыканты, позже отвечая на вопрос о провальности их выступлений в США, что наверное, они с критиками были на разных концертах. Тем не менее, как писал С.Кастальский : «Слэйд убили умничающие журналисты» и наверное он был прав.  

История коллектива начинается ещё в дремучие времена, в 1964 году, именно тогда будущие участники группы начали свою музыкальную карьеру.
На самом деле, ни о какой профессиональной деятельности речи тогда не шло, просто ребята любили музыку так сильно, что начали играть в школьных и студенческих группах, попутно приобретая профессии и какое – никакое образование.

Так соло гитарист Дэйв Хилл, работал клерком в компании «Трамкор». Забавный факт, игре на праворукой гитаре, Дэйв – левша, юношу обучал его школьный учитель, не поверите чего …. ХИМИИ))))))). Барабанщик и боксёр Дон Пауэлл, учился в колледже на инженера металлурга и подрабатывал литейщиком в одной из компаний Стаффордшира. Басист и основной композитор группы был самым профессиональным участником группы, он не только имел весьма солидный опыт игры в рок- группах, но и профессионально изучал музыку в Лондонской музыкальной школе.

Ну и пожалуй, самый известный и узнаваемых участник – Нэвил “Нодди” Джеймс Холдер, автор текстов, вокалист и ритм гитарист группы, так же как и Лии, достаточно опытный музыкант, начавший свой путь в 13 лет, создав собственную группу в школе.

Родной город музыкантов   Вулвергемптон, хоть и весьма древний, основан ещё в 985 году, но всё-таки весьма скромный по размерам поэтому парням, существовавшим параллельно, рано или поздно пришлось бы пересечься, играя ” на похоронах и танцах”.

Сначала произошла встреча Хилла и Пауэлла. Парни пообщались за чашечкой “ячменного чая” и решили во что бы то ни стало собрать собственную группу, уехать из провинции и стать «зведунами». Для этого они пригласили в свою компанию Лии и Джони Хауэллса на вокале.
Группу решили назвать: «The Vendors». Группа больших звёзд не хватала, играла в основном рок-н-ролльные стандарты из Топ 100 и пыталась писать свои песни. Но обычная публика местных кафешек и пабов не слишком жаждала слушать творчество ребят.

Так продолжалось до 1966 года, когда на одном из выступлений они не столкнулись с одной из многочисленных местных групп “Steve Brett & Mavericks”. Сказать, что они испытали культурный шок, – не сказать ничего. Это была бомба. Нет, это была БОМБИЩА. Лии, Пауэлл и Хилл, которых начала угнетать не определённость и перспектива всю жизнь играть чужую музыку, одномоментно просветлели. Они увидели наяву, что значит делать Рок-н-ролл и познали путь истины. Во время выступления соперников, в зале и на сцене творилась вакханалия и буйство. Если во время выступления The Vendors публика лишь вежливо хлопала и лениво попивала напитки, то уже сам выход на сцену Нодди и компании вызвал взрыв эмоций и взорвал танц-пол.

Вместо приличных, скучных мальчиков рокенроллеров на сцене шло тотальное уничтожение всего и вся. Само появление музыкантов, выносящих на сцену гроб с Холдером внутри, вызывала оторопь. Гроб раскрывался и оттуда выскакивал Холдер и начинался настоящий рок-н-ролл Армагедон, Третья Мировая и пушной северный зверёк  в одном лице. Его высокий голос, порой переходящий в фальцет просто физически резал пространство. Плотная и агрессивная гитара приводила в неистовство публику и музыкантов, которые войдя в раж просто разнесли всю сцену. Заметьте, до появления панк рока ещё оставалось более десяти лет, а ребята уже были панками)))). Через некоторое время Вендорсы пришли в себя и решили пригласить в свои ряды фронтмена с внешностью типичного Джона Булля (правда тогда ещё без знаменитых бакенбардов) и такой бешенной энергетикой.

К вящему удовольствию ребят, Нолдер согласился на их предложение, заняв место ритм-гитариста и лидер вокалиста.

Так сформировался классический состав группы, в котором они просуществовали до 1991 года. Новообразование было решено назвать невнятным именем “The N’ Betweens”. Под таким именем группа записала свой первый сингл – You Better Run, песня была написана ещё до рекрутирования Холдера. Сингл прошёл незамеченным как публикой, так и рекорд компаниями. Тем не менее группа продолжила работу, перебравшись в Лондон, где для начала сменила название на “Ambrose Slade”, увеличила число выступлений и начала оттачивать собственный стиль, основу которого составляли кавер – версии в их собственной обработке.

Благодаря возросшей концертной деятельности и утяжелённому саунду, который только-только стал входить в моду, благодаря таким гарндам как Крим, Ярдбёрдс, Дип Пёпл, группа получила определённую известность среди посетителей пабов и клубов северной части Лондона, где на них и обратил внимание Чес Чендлер, бывший участник Энималз, увидевший их выступление в клубе «Распутин». Надо сказать, в то время не самое благополучное и элитное заведение, в котором любили тусить представители рабочей окраины. Чендлер, посмотрев выступление, и увидев реакцию публики на шоу и песни ребят, решил заняться их продвижением.
Ему удалось подписать группу под Полидор рекордс на запись полноценного диска Beginnings, который вышел в свет в 1969 году. Материал альбома получился довольно эклектичным от рок-н-ролла, до блюза и соула. Альбом состоял по большей части из кавер версий в собственном прочтении. Только четыре песни из двенадцати были собственно авторскими. Тем не менее работа была вполне достойной, одно прочтение битловской- Matha My Dear, или Born to Be Wild, получившейся более драйвовой чем у Steppenwolf, чего стоят.
Особо стоит отметить «открывашку» – Genesis, написанную Хиллом инструментальную композицию, а так же Pity The Mother тандема Холдер/Лии с использованием скрипки (привет, симфо- прог!).   Большого успеха диск не вызвал, но руководство Полидор разглядело потенциал и предложило долгосрочный контракт, только поставило условие – всем подстричься! Надо сказать – это был неплохой рекламный ход Чендлера.

В то время, как повсюду царил культ хиппи и психоделии с их длинными волосами, разноцветными одеждами и прочей фигнёй типа: всем всех любить и «власть цветам!», группа предстала в брутальном, ещё не набравшем силу образе: тяжёлые ботинки, кожаные куртки, бритые головы, что сразу обращало на них внимание. После чего, сократив название до “ Slade”, отправило группу по проторенной британцами дороге – в Европу оттачивать мастерство и разносить немецкие, бельгийские и прочие клубы и притоны.  Это конечно ещё не был успех, но в воздухе уже носился сладкий аромат славы. Вторым альбомом группы стала пластинка Play It Loud, выпущенная в ноябре 1970 года. По сути он мало отличался от дебюта, с той лишь разницей, что стал более тяжёлым, блюзовым  и густым по звуку, и собственного материала прибавилось (9 из 12 песен).

В 2009 году Джим Лии вспоминал, что буквально с первых минут Чес Чендлер убеждал и принуждал ребят писать собственный материал, на вопрос: «как?» отвечал – «не знаю, слушайте внимательно Битлз», так что нет ничего удивительного в том, что Битлз можно услышать на любом альбоме группы, в частности на этом- это композиция Dapple Rose, сочинённая Лии и Пауэллом. Такие боевики как Dirty Joker и   See Us Here стали позже классикой жанра и прочно вошли в концертную программу группы на долгие годы, в целом второй альбом получился весьма хорош, хотя и излишне битловатым.

Однако, прорыва опять не вышло и записывающая компания начала испытывать неудовольствие, надо было что-то решать.

И тут Чендлер предлагает выход.  Группа должна отказаться от прежнего материала и имиджа, сосредоточится на визуализации шоу сместившись в сторону набравшего популярность у публики глэм-рока, при этом не только не облегчать, а на оборот усилить тяжесть звучания совместив таким образом два лидирующих направления.
К этому времени волосы уже отросли и вновь стали вполне рокерскими, одновременно музыканты избавились от кожи и переоделись в блестящие пиджаки, клетчатые брюки и туфли на платформе, дополнив образ головными уборами.

Именно в 1970 году Нодди Холдер обзавёлся своим легендарным цилиндром в зеркалах в дополнение к отпущенным бакенбардам. На самом деле, это была обычная высокая шляпа кэбмэна, на которую Нодди наклеил маленькие зеркала.

Самым примечательным в этой истории то, у кого Холдер купил эту шляпу на «блошином рынке», продавца звали Фрэдди и он был большим поклонником группы, о чём не преминул сообщить покупателю, заявив что он сам станет знаменитым. На что, как вспоминал сам Холдер, он ответил ему тогда: «пошёл к чёрту!».

Буквально через четыре года парень действительно стал знаменит по всему Миру под именем Фредди Меркури. Кстати, та самая шляпа сейчас хранится в банковском сейфе Холдера.  Именно с таким подходом группа записала концертный материал, выпущенный на альбоме Alive 1971 года.
И альбом выстрелил, ”Slade”поймали свою фишку. Чэндлер, знавший, какая отдача зала стоит на концертах группы, решил использовать шанс. Он купил время в студии и за четыре дня группа записала несколько сэтов – нон стоп с одного дубля. Чтобы создать видимость публики, были использованы отдельные моменты живых выступлений, и приглашённая в студию публика, из знакомых и работников самой студии, не участвующих не посредственно в процессе записи.
После чего материал быстро смонтировали и в сыром виде отдали в печать, в результате была создана иллюзия присутствия на концерте.

Трюк сработал, альбом принёс группе популярность и попал на второе место в национальном хит-параде, продержавшись там 58 недель. В общем-то сложилась парадоксальная ситуация, живые выступления проходили на Ура, а студийные работы особым успехом не пользовались. Зато живые записи разлетались, как пирожки. В своё время, общаясь с нашими филофонистами меломанами, неоднократно сталкивался с мнением, что именно концертные альбомы – лучшие работы группы. Что ж и такое бывает.

Развивая успех 1971 года, группа выпускает лучшую свою работу (по мнению большинства любителей, музыкальных журналистов и критиков) – Slayed? записанный в 1972 году. По сути этот альбом стал квинтэссенцией всего Глэм-рока. Абсолютно цельное произведение, держащие слушателя в напряжении на протяжении всего проигрывания от открывашки –  How D’you Ride, до завершающего трэка –  Let The Good Times Roll. Плотный, мощный, задорный, весёлый альбом, ставший классикой в первый же день продаж. Заняв первое место в списке, удерживал его в течении 34 недель. А две песни альбома: Mama Weer All Crazee Now и Gudbuy T’Jane занимали первую и вторую строчку соответственно.

Повышению популярности группы помимо песенного материала способствовали так же меры, разработанные Чандлером.
Во-первых, была разработана фирменная фишка группы – написание названий песен в вульгарной форме, уличного слэнга разговорной речи.
То есть, не канонически литературным образом, а специально искажённым, по принципу как слышу-так и пишу (Сoz I Luv You), во- вторых, – внешний вид музыкантов. От прежних, вполне цивильных одежд не осталось и следа, теперь на сцену выходит цирк сумасшедших клоунов, сбежавших из дурдома. Сапоги на высоченной платформе, яркие, часто блестящие костюмы, огромные головные уборы, сочетание не сочетаемого, или нарочито аляпистые аксессуары.

Особенно выделялся своими нарядами Дэйв Хилл, практически все в один голос говорили, что это полный абзац.

Причём, даже сами музыканты группы были не в курсе, во что нарядится их гитарист сегодня.
По этому поводу даже происходили стычки между Хиллом и Лии, который отказывался выходить с ним на одну сцену. Но на все подколки и упрёки Хилл отвечал: «вы делаете музыку, а я её продаю».

Пожалуй, самым нелепым нарядом Хилла, стал металлизированный, весь в блестяшках балдахин, среднее что-то между сутаной и хиджабом. Всё это в купе с бешенной энергией, хитовыми мелодиями и весёлыми текстами создавало атмосферу праздника, карнавала, безудержного веселья, которое просто физически ощущается при прослушивании дисков группы.

Рок-н-ролл рвётся из динамиков наружу, стремясь вырваться и взорвать весь Мир. Начиная с альбома Slayed? И в плоть до 1976 года – это самый пик творчества группы. Музыкальные критики, любящие всяческую статистику, подсчитали, что за это время группа записала 17 хит-синглов, которые непрерывно, подряд занимали ведущие места в хит-парадах и тем самым стала первой группой достигшей успеха Битлз, а вскоре и перегнала их доведя количество до 22.

В 1973 году, группа готовилась к записи своего следующего альбома, когда 4 июля барабанщик Дон Пауэлл вместе со своей девушкой Анжелой Моррис попал в крупное ДТП. Спутница музыканта скончалась, а сам он получил серьёзные повреждения (сломаны обе ноги, шесть рёбер, проломлен череп, повреждена рука). В результате аварии Дон впал в кому. Частично потерял кратковременную память, вкус и обоняние. Лечение продлилось 8 месяцев, в течении которых остальные музыканты отказывались работать без него, исключение было сделано только для нескольких обязательных по контракту концертов, на которых Дона заменял его брат. Даже через год Дон не мог самостоятельно подниматься на сцену и садиться за установку. Исходя из ситуации, группа, чтобы не выйти в тираж, принимает решение выпустить -”Sladest”-  сборник  вещей, ранее не выходивших на альбомах.

На следующий год выходит долгожданная пластинка:”Old New Borrowed And Blue”. На тот момент это была наверное самая «тяжёлая» пластинка группы, представлявшая классический глэм-рок и опять с массой реверансов в сторону Битлз. Следом за Европой пластинка была выпущена и в США, но под другим названием (“Stomp Your hands, clap your feet!”) и в течении двух недель разошлась тиражом 270 тысяч, что в общем – то не так и много для США. В том же году группа снялась в полудокументальном фильме “ In Flame”. Который оказался провальным, в отличии от одноимённого альбома, выпущенного в след фильму. Песни Far far away, How Does It?, So Far so Good, Standing On the Corner , на мой взгляд  являются  одними из лучших в творчестве коллектива и сразу  по выходу в свет  превратились в классику  рок – музыки. В целом, 1974 год для музыкантов стал решительным. Они отправились в первое крупное турне по Миру и в первые оказались в США, где их уже поджидала местная стая журналистов, чтобы разорвать на куски и смешать с грязью.

Как уже говорилось выше, американские СМИ очень враждебно были настроены по отношению к группе. Не смотря на отвратительную прессу, публика тем не менее приняла “Slade” вполне душевно. Джин Симмонс из КИСС вспоминал, что посетил все концерты, какие смог. Кроме того, группу поддерживали и друзья музыканты из Лэд Зеппелин, Блэк Саббат. Тем не менее Америка не признала группу, увы. Проведя в турне полтора года, группа записывает свой «классический» альбом “Nobody’s Fool”, ныне признанный лучшей работой музыкантов. Песня In for a Penny, по праву может считаться шедевром на все времена.  И на самом деле, альбом 1976 года вышел просто шикарным. По сути, он стал «лебединой песней», как группы, так и всего направления глэм-рок. Тяжёлый, нервный при этом мелодичный и яркий, как и вся уходящая эпоха.

Два года отсутствия на родине, стали для группы преддверием краха, время шло и постепенно группа стала сдавать свои позиции. Во-первых,”Slade” никак не мог достичь той популярности, какую имел на Родине и в Европе (в первую очередь  в Нидерландах, Германии, странах Восточной Европы и СССР и Японии) в США, а без этого  не мог считаться супер-звездой (вечно пиндосы всех обламывают). Во-вторых, музыкальная мода, как и вообще мода – дама капризная и непостоянная. К 1976 году её взор был направлен в другую от классической, олдовой рок- музыки в сторону Диско и Панк-рока захвативших её в плен. Так что альбом 1976 года Nobodie’s Fools, не смотря на положительную прессу, уже не нашёл того всеобщего понимания и не вызвал ажиотажа, хотя был вполне качественной работой наполненной хитами, такими как: In For a Penny, L.A.Jinx,I’m a Talker, не говоря уж о заглавной композиции открывающей альбом.

На следующий год после возвращения из американского турне, Рекорд компания разорвала с группой контракт после выхода ещё более провального у публики альбома 1977 года: Whatever Happenid To Slade?, ещё более тяжёлый, чем предыдущие работы, который  также как и предыдущий, по качеству был вполне на уровне, но для подросшего нового поколения меломанов оказался не интересен, не смотря на заход  группы на территорию панка. С этого момента началась долгая полоса неудач.

В 1978 году группа рассталась с Чесом Чендлером, его последней работой стал второй концертник группы “Slade Alive,Vol.2”, выпущенный осенью, который никак не повлиял на ситуацию, последовавший за ним альбом “Return To Base”, спродюсированный самими музыкантами, оказался проигнорирован и публикой, и критиками. Группу стали забывать. Трёхгодичное молчание было прервано благодаря старому другу Оззи Осборну, который вытащил музыкантов на фестиваль «Монстры рока» в Рединге в августе 1981 года.

В результате осенью 1981 года выходит альбом “We’ll Bring The House Down”, смесь харда, хэви, панка и забойного рок-н-ролла. Следом группа выпускает близкий по стилистике альбом “Till Deaf Do Us part”. Материал представленный на этих двух пластинках показал, что группа ещё может много чего сказать, и чему-то научить молодое поколение.

Последовавшие за этими работами альбомы 1983 “The Amazing Kamikaze Syndrom” и 1985 года – “Rogues Gallery”, показали смещение группы в сторону Арт-рок прогрессива, много клавишных более современный, электронный звук, что отражало в первую очередь интересы Лии и Холдера, всегда тяготевших к полифонии и прогрессивной эстетике и лирике.

Видимо, понимая, что несмотря на все усилия, прежних дней и положения не вернуть и лучше уйти с ринга, не побеждённым чемпионом, дав дорогу молодым, группа записывает свой последний альбом в классическом составе, ставший их «Лебединой песней». В нём группа, как бы подводит итог своей работы за четверть века и с грустью констатирует, что увы, пора уходить. Альбом ’’ You Boyz Make Big Noize” увидел свет в 1987 году и содержал такие немного грустны , но тем не менее отличные композиции как : That What Friends are For, Still The Same,Won’t you rock with me  и конечно так горячо любимую на территории нашей необъятной Родины: Oh-La-La In L.A.

Собственно на этом можно и закончить. Каких-то крупных событий в жизни группы больше не было. Концерты и гастроли сошли на нет. Нового материала – не было. Видимо всё что было в творческих запасниках, музыканты выложили в своих последних четырёх работах и чувствовали опустошение.
Так что каждый стал заниматься собственными делами.
К тому же у каждого были проблемы личного свойства. Так Лии узнал, что болен раком в не операбельной форме, к тому же его отец сильно болел и он был вынужден отказаться от активной работы в группе, чтобы помогать матери ухаживать за ним. У Холдера помимо усталости от гастролей, так же были проблемы с родителями, к которым он был сильно привязан так что он решил сначала взять перерыв, а позже решил уйти совсем, чтобы сосредоточится на семье, о чём и объявил в 1991 году.
Вслед за ним, о своём решении покончить с музыкальной карьерой заявил и Лии, мотивируя свой уход вышеозначенными причинами, а также тем, что без Нодди, группы уже не будет.

Оставшиеся Хилл и Пауэлл до 1992 года пребывали в прострации и расстроенных чувствах, но потом объявили о новом наборе музыкантов. Отработав в новом составе под названием “Slade II”, два года пока шли разбирательства о правах на название, записали в 1994 году альбом: “Keep On Rockin’, после чего вернулись к прежнему названию. Сейчас группа продолжает концертировать. Хоть и не так активно. За период с 1994 года, выпустили три альбома в 1999,2001 и 2002 годах (Wild Nites, Superyob, Cum On Let’s Party, соответственно). Собственно за сим, история и заканчивается. Периодически возникают слухи и предположения, что группа в новь объединится в классическом составе, хотя бы даже и временно, однако Лии и Холдер говорят, что этого не будет. В частности, Нодди, в одном из интервью 2014 года, говорил, что с удовольствием посидит, пообщается с прежними друзьями. Но только по-дружески, в неформальной обстановке, а работать – нет.

Дискография :

1969. Beginnings (под названием Ambrose Slade)
1970. Play It Loud
1972. Slade Alive!
1972. Slayed?
1973. Sladest
1974. Old, New, Borrowed and Blue
1974. Slade in Flame
1976. Nobody’s Fools
1977. Whatever Happened to Slade?
1978. Slade Alive, Vol. 2
1979. Return To Base
1981. We’ll Bring The House Down
1981. (ноябрь) Til Deaf Do Us Part
1982. Slade On Stage
1983. The Amazing Kamikaze Syndrome
1985. Rogues Gallery
1985. Crackers – The Slade Christmas Party Album
1987. You Boyz Make Big Noize
1994. Keep on Rockin’ (под названием Slade II)
1999. Wild Nites
2001. Superyob
2002. Cum On Let’s Party!

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!