Рок опера

2

В возрасте трёх-четырёх лет я частенько оставался один дома. Так получилось, что отец постоянно был в отъезде, то в командировке, то на учёбе в Москве в Литературном Институте им. Горького, а мама, соответственно, проводила всё время на работе, преподавая премудрости английской филологии будущим Корчакам, Макаренко и Ушинским. Так что моим лучшим другом была радиола – здоровенный ящик на тонких ножках, совмещавшая в себе радиоприёмник и проигрыватель пластинок. В целях безопасности, ножки у неё открутили, так что я довольно быстро навострился с ней обходится. Был правда ещё магнитофон Нота -М, но для трёхлетнего ребёнка это было слишком сложное устройство.

Родители мои хоть и были представителями интеллигенции, но происходили из разных социальных слоёв, соответственно, имели различный уровень культурного развития. Папа был выходцем из казачье-крестьянской среды алтайской деревни, и по сему, своё культурное совершенствование начал относительно поздно, уже после школы, во время учёбы в техникуме, служа на флоте и позже на стройках Сибири и лесозаготовках, поэтому и музыкальные вкусы его были сформированы под воздействием улицы и окружения.

У мамы же этот процесс шёл с рождения, так как она вышла из буржуазно-купеческой семьи, земского учителя, соответственно, её музыкальные предпочтения лежали, так сказать, в области ” музыки сфер “, если говорить языком Германа Гессе. Любимой её музыкой была классическая музыка, опера, балет, ну и немножко попсы в форме оперетты. Пожалуй, единственное, в чём вкусы родителей были схожи – это поэзия шестидесятников и соответственно-бардовские песни – Галич, там Высоцкий, Визбор и т.д., хотя, они, будучи людьми молодыми не чурались конечно и каких-то эстрадных исполнителей той эпохи типа Хиля, Магомаева, и прочих Воронец.

Как уже сказано выше, я часто оставался один. Нет, конечно, за мной присматривали соседи там, или студентки моей матушки, но большую часть дня я в одну морду лица сидел около радиолы и слушал музыку. Сначала просто радио, а позже, наловчившись, стал крутить пластинки. Все подряд, какие находил. У меня были детские пластинки со сказками и постановками, такие как: Остров Сокровищ, Путешествие Нильса с Дикими Гусями, Малыш и Карлсон и т.д., однако, они заканчивались где-то к обеду, и мне приходилось либо слушать их заново, либо ставить пластинки родителей, что я и делал. Именно тогда я и познакомился с классикой Мировой музыки: Моцартом, Бетховеном (до сих пор любимый композитор), Чайковским, на пластинках были их фуги, кантаты, балеты, оперы и прочие сочинения. Больше конечно мне нравились песни Поля Робсона, Дина Рида, Пита Сигера, они были веселей, и не утомляли так, как Евгений Онегин или Лебединое Озеро.

Свой первый опыт приобщения к опере воочию я получил лет в пять – шесть, когда мы жили в Пятигорске, и матушка потащила меня на фильм-оперу “Князь Игорь”. Конечно, совмещение музыки с видеорядом было гораздо лучше, нежели весь мой предыдущий опыт, но…
Я задолбался сидеть в тёмном зале, и выслушивать всё это бесконечное пение Кончака, Игоря, Кончаковны, Ярославны и прочих. В театральной обстановке оперу и балет мне пришлось посетить первый раз лет в десять. Это было поинтересней, но всё равно жутко нудно. Единственным плюсом этих походов была возможность разговаривать со сверстниками несколько с высока, изображая лёгкую усталость от богемной жизни.
Правда была вероятность получить за это по шее, от менее гламурных друзей. Иными словами, не смотря на все усилия, приложенные матушкой, я не смог проникнуться великой любовью к опере, считая её, как и балет сплошным Унылым Говном.

Возможно, это отложились те самые первые детские переживания, и проведённое в одиночестве время, хотя симфоническую музыку я всё-таки люблю. Лет в 13-14, будучи в гостях у родственников на Урале, я впервые услышал термин Рок-опера. Господи! Что за бред, подумал я тогда. Рок и опера, и сразу же невзлюбил этот жанр всеми фибрами своей души, и надо сказать, до сих пор терпеть не могу эту профанацию такого высокого явления как рок-музыка. Все эти оперы – это глупые и никчёмные понты и снобизм, лелеемый музыкантами и их продюсерами. (ИМХО)Так что я вслед за героями песни группы Ли.Дер, с удовольствием пою “По херу, по херу, срать хотел на вашу оперу…” Всё потому, что лучшая рыба – это колбаса, а лучшая музыка – это зубодробильный, брутальный рок, без всяких присадок. Однако, разговор сегодня пойдёт именно о рок-опере, просто потому, что нужно держать обещания данные человеку.

Прежде чем поговорить о конкретном произведении, давайте разберёмся с терминологией. Во-первых, термином рок-опера, принято называть концептуальные альбомы рок музыкантов, в которых прослеживается единая концепция, тема, внутреннее развитие действия, связанных в единую структуру альбома включая оформление диска.

Единственным, чем отличается собственно рок-опера, от концептуального альбома – это наличие в ней не только множества героев, но и наделение этих героев собственными вокальными партиями – ариями, ну и большим количеством участников проекта, а также жёсткого сюжета.
В концептуальном альбоме все вокальные партии исполняет обычно один-два вокалиста. Таким образом, рок-опера не просто близко стоит к понятию концептуальный альбом, она его разновидность, ибо выросла из него.

Первым в истории рок-музыки концептуальным альбомом стал вовсе не Сержант Пеппер группы Битлз, как думают некоторые а…  тадам! – “Pet Sounds”- The Beach Boys, вышедший в 1966 году. Именно у них Битлз позаимствовали идею концептуальности для своего Сержанта, выпущенного годом позже. Одновременно с Пеппером, группа Nirvana в октябре 1967 года записала альбом The Story of Simon Simopath, прошедший практически не замеченным на фоне успеха альбома Битлз.

А уже в следующем году группа 3’s Crowd записывают и выпускают альбом Christopher’s Movie Matinee, который собственно уже был не просто концептуальным альбомом, а прототипом рок-оперы. Однако, по-настоящему, рок-опера как жанр оформился только в 1969 году с выходом в свет альбома Tommy группы The Who. Идея записать концептуальный альбом возникла у Пита Таушенда ещё в 1966 году, именно тогда группа записывает 9 минутный трек A Quick One, While He’s Away, кантату из 6 частей для альбома – A Quick One. Именно на альбоме 1969 года впервые появляется надпись Рок-опера.

Идея и сюжет Томми состоит в том, что это история мальчика, перенёсшего сильное психоэмоциональное потрясение, и получившего просветление через путь страдания. Короче, банально до скукоты. По сюжету Капитан Уокер, считавшийся пропавшим во время войны, возвращается домой и находит свою жену с любовником, которого быстро-быстро убивает.
Ну там посттравматический синдром и всё такое. Всё это безобразие через отражение в зеркале наблюдает маленький Томми, родившийся, пока Уокер отсутствовал. Мать с отцом убеждают Томми, что он ничего не видел, не слышал и никому ничего не скажет. Пацан от такого заруба, становится слепым, глухим и немым. Всё остальное действо построено на попытке родителей вернуть ребёнка к нормальной жизни. Его водят в церковь к священнику, к местному гуру-мошеннику и своднику, лечащему людей через секс больного с собственной женой, потом к цыганке-проститутке, по совместительству драг-дилеру местного масштаба, и наконец, отводят к доктору, который говорит, что пацан здоров, он может и слышать, и говорить, и видеть, но, по какой-то причине не хочет. В перерывах между сеансами Томми подвергается издевательствам со стороны кузена, растлению со стороны родного дяди – педофила и алкоголика, и даже становится местной звездой пинбола (была такая игра в 60-х Флиппер).

Всё окружающее его он воспринимает и трансформирует в музыку и тепловые потоки. Наконец, мать не выдерживает и разбивает зеркало, после чего Томми выздоравливает и становится местным гуру, призывая всех к просветлению.

Не знаю кому как, но на меня эта пластинка навевает скуку и моральные терзания. Полностью от начала до конца прослушать ее мне удалось от силы пару раз, да и то сделав над собой неимоверные усилия, настолько унылая, однообразная и скучная вещь (ИМХО) Хотя людям нравится, по крайней мере, некоторым.

Как бы там ни было, пластинка довольно быстро стала популярной и в 1974 году журнал Q поставил её на 16 место в списке альбомов, изменивших Мир. Мало того, этот альбом входит в список 500 Величайших альбомов века (журнал Роллинг Стоунс), он так же попал на 96 место в списке “1001 Альбом, которые необходимо прослушать, прежде чем умереть”. 

Помимо Томми, The Who записали ещё одну рок-оперу – Quadrophenia 1973 года. Этот альбом оказался куда интересней Томми, по крайней мере, с моей точки зрения. Он более разнообразный что ли, хотя структура и идея примерно такая же, как и у Томми. Это история пяти дней жизни подростка – мода по имени Джимми.

Если кто не в курсе, в 60-х, в Англии существовало движение модов (от слова модник), предтечи панк -рока.
Они носили зауженные брюки – дудочки, пиджаки с подбитыми плечами, очки лисички, модельные туфли и рассекали на мотороллерах (скутерах).
Моды враждовали с рокерами и тедди – бойз, ходивших в косухах, тяжёлых ботинках, типа Доктор Мартинс, и гонявших на мотоциклах.

Между ними постоянно шла вражда и махачи стенка на стенку, ну или просто беспорядочные драки, ибо моды – это преимущественно жители городов, представители среднего класса, а рокеры – жители пригородов, представители рабочего класса. Моды слушали преимущественно ритм-н-блюз и пляжный рок, а рокеры соответственно – рок-н-ролл.

В основу либретто были положены личные переживания участников группы (а Ху были модами), выведенные через образ Джимми. Суть оперы в следующем: Джимми все и всё достало. Девушка, выносящая ему мозг, родители, выгоняющие его из дома, друзья моды, наркота. Он пытается разобраться в себе самом, закидывается колёсами (blue blues’s), напивается, и в таком состоянии сваливает из города к морю. По дороге угоняет скутер у своего кореша и топит его в море, сбросив со скалы. В конце пути получает очищение дождём и просветление через символическое утопление. Название выведено не случайно, и происходит от слияния слов шизофрения и квадро, т.е. четыре. Именно четыре сущности Хулиган (Роджер Долтри), Романтик (Джон Энтуистл), Псих (Кит Мун) и Нищий лицемер (Пит Таушенд) составляют сущность Джимми.

Творчество группы The Who послужило примером для тандема Эндрю Ллойд Вебера (композитора) и Тима Райса (писателя). На момент создания, пожалуй, самого известного своего произведения – Jesus Сhrist Superstar, им было по 22 и 26 лет, соответственно.

К моменту написания оперы друзья уже имели опыт работы с таким форматом. Ещё в 1968 году они написали для одной из начальных школ Лондона 15-ти минутную кантату – Joseph and His The Amazing Technicolor Dreamcoat на основе библейского сюжета, которая получила признание и популярность.

Кантата имела особенно большой успех в США (выпущена фирмой Decca), где религиозные чувства были сильно развиты.

Надо сказать, что религиозная тематика в это время была весьма востребована. Лето любви, толпы хиппи, среди которых заметно выделялись волшебные на всю головы последователи Движения Иисуса, называвшие себя фрики Иисуса, лозунги типа Make Love, Not War; Power-flower и прочая системная галиматья детей цветов.

Кругом царит атмосфера праздника, марихуаны, ЛСД и рок-н-ролла. Битлз ещё не померли, но уже не котируются как прежде. Пришли новые кумиры – Хендрикс, Плант, Андерсон, Лии, Гиллан, Моррисон…

Вот так вот летним днём 1969 года, шатаясь по Лондону, Уэббер столкнулся с Райсом. То, да сё, как дела и прочий трёп, а потом вдруг возьми и спроси: – А как там собственно дела с идеей религиозного мюзикла? – Какой, нахрен мюзикл? Да ты же сам полгода тому говорил, что надо такой написать. Все уши мне прожужжал с этой идеей. -Аааааа, так ты про это. Ну раз надо так напишем. Вот примерно так это было. Тим как раз в это время ходил под впечатлением от песни Боба Дилана – With God On Our Side, и книги Фултона Дж. Шина-“Жизнь Христа”, – апокрифической трактовки, текстов трёх Евангелий. Тогда это было модно, впрочем, это и сейчас модно, достаточно посмотреть на этого плагиатора, автора Кода да Винчи.

Работа шла не спешно. Для начала надо было определиться с темой и сюжетом и Райс предложил тему Иисуса, за основу взять три синоптических Евангелия от Марка, Луки и Матфея, именно этих апостолов рассматривал в своей книге Шин, однако не в их библейской трактовке, а именно в свете апокрифов. То есть, Иисуса, Магдалину, Ирода, Иуду и других авторы рассматривали не с позиции церкви, а как реальных людей со своими страхами, желаниями, страстями, слабостями. Как позже вспоминал Райс -” Мы рассматривали Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужном месте в нужное время. Наша задача -рассказать историю Иисуса человека. Думаю, под таким углом зрения, величие его лишь возрастает. “По задумке молодых людей, действие охватывает период Страстной недели, от момента въезда Иисуса в Иерусалим, до момента его казни. Первоначально, сцена воскресения тоже присутствовала, но Райс настоял, чтобы её убрать. Идея названия пришла Райсу случайно. Первоначальный вариант Иисус Христос выглядел незаконченным, в нём не было главной идеи, изюминки. Однажды, гостя у родителей Райсу на глаза попался заголовок в газете ” Том Джонс – Мировая звезда!” Вот, оно, понял Тим – Иисус Христос Суперстар! Так и получилось название.

Со своей идеей Ллойд и Райс пришли к своему менеджеру Дэвиду Лэнгу, который, выслушав их, пришёл в ужас от замысла молодых дарований. Будучи правоверным евреем, Лэнг даже помыслить не мог о таком святотатстве, но… подсчитав всё на счётах и прикинув все шансы, согласился.
Для начала было решено записать сингл, тем более, что на тот момент в готовом варианте было только две вещи, ведь о записи полноценного альбома друзья только думали.

Изрядно побегав и подключив все свои связи, Лэнг смог заинтересовать руководство фирмы RCA Records, чей американский филиал Decca уже выпускал предыдущую работу тандема. Пока шла работа над синглом, у руководства РСА глаза на лоб полезли от расходов. Дело в том, что Уэббер и Райс привлекли к записи сингла симфонический оркестр из 56 человек, группу Джо Коккера-JoeCocker’s Greace Band, хотя сам Коккер в записи не участвовал, а для вокальной партии подписали своего давнего приятеля – Мюррея Хэда. Сингл Heaven On Their Minds / John Nighteen: Forty- One (Instr.) состоялся 21 октября 1969 года.

На родине на него практически не обратили внимания, за редким исключением, зато в штатах и в остальной Европе он собрал неплохую прессу, хоть и не стал сенсацией. Забавным фактом стало то, что одну из рецензий на него написал настоятель главного Лондонского храма – St.Paul’s Cathedral. Рецензия была хвалебная. Несмотря на это, прессы было мало, а значит и продажи были не высоки. И тут на помощь авторам приходит телеведущий Дэвид Фрост, сделавший им рекламу в своей передаче. В результате возник скандал, ему стали писать возмущённые письма, интерес к синглу повысился, и на таком фоне всплывают ещё факты, полу слухи, полу правда. Дело в том, что агент Джона Леннона заявил, что в предстоящей записи оперы, роль Христа будет петь его клиент.
И действительно одно время Леннон рассматривался как вариант, но офигевшая звезда начала выдвигать условия, в частности в ультимативной форме потребовала, чтобы роль Магдалины исполняла Йоко. На что Уэббер и Райс послали зарвавшегося звездуна в пеший эротический тур вместе с его японкой.

Следующим слухом стало объявление о том, что премьеру мюзикла собираются провести не где-нибудь, а в святая святых – том самом Кафедральном соборе Святого Павла. Тут уж глаза на лоб полезли у его настоятеля и Архиепископа Англии. Как бы то ни было, время шло, а работа над записью всё не начиналась. Очень долгим был процесс утверждения и поиск актёров для мюзикла. Если с ролью Иуды авторы определились сразу и окончательно – Мюрэй Хэд, то с другими действующими лицами долго не могли определиться. В конце концов, на роль Пилата был приглашён Барри Деннен, роль Каифы предложили джазовому певцу Виктору Броксу, Ирода спел бывший вокалист Манфрэд Мэнна – Майк д’ Амбо. На роль Симона Зилота взяли басиста Джона “Гуса” Густафсона, роль Анны исполнил Брайан Кит. Имя Анна-изначально мужское, так же, как и Инна, поэтому – это мужской персонаж. Кроме того, в роли одного из священников подвизался Гарри Глитер, скрывшийся под псевдонимом Пол Рэйвен.

На роль Христа решили взять вокалиста Deep Purple Яна Гиллана, который как раз стал новой восходящей звездой рок-музыки. Проблемы были с ролью Марии Магдалины, авторы долго не могли подобрать певицу, пока однажды Уэббер, шатаясь по городу, не наткнулся в одном из кабаков на Ивон Эллиман, исполнявшую гавайские песни под гитару. Эндрю был ею очарован и без обиняков подкатил к ней со словами: “Я нашёл свою Магдалину”. Ивон решила, что чувак пьян или под наркотой и послала его пешком вокруг планеты и всё лесом. Однако Уэббер сдаватьс не привык и уже на следующий день заявился к ней вместе с Тимом. Объяснив, что же они от неё хотят, ребята уговорили Эллиман, так был сформирован основной актёрский состав.

Практически сразу после этого группа приступила к записи альбома. Запись проводилась   сразу в нескольких студиях: Олимпик, Барнис саундс и Спот Продакшн. Для записи использовали вершину инженерной мысли того времени 16 канальный магнитофонный пульт. Всего в записи приняло участие 62 музыканта, два хора (один из них детский), вокальная группа The Trinidad Singers и Лондонский городской струнный ансамбль. В аранжировке использовались джазовые, роковые, эстрадные и классические традиции, что сделало произведение масштабным и оригинальным.

Выход первого из множества переизданий оригинального варианта оперы состоялся 27 октября 1970 года. Опера была выпущена в формате двойного альбома, где по традиции 60-х на первой пластинке записана сторона “A” / “D “, а на второй соответственно «B”/”C”. Последующие варианты, в том числе и запись оригинального состава Бродвейского мюзикла незначительно отличаются друг от друга по количеству композиций, и тексту, который периодически корректировался авторами. В Европе выпускающей компанией являлась РСА, а в штатах – Декка, у американской и европейской пластинок различался дизайн обложек. Первоначальный дизайн состоял из оранжевого круга в центре конверта с вписанными туда изображениями Христа (14 штук), но авторы остановили свой выбор на варианте, предложенном художником Эрни Стефану, который и стал каноническим. С той лишь разницей, что молящиеся золотистого цвета ангелы в европейском варианте расположены на белом конверте, а у американцев на тёмно-коричневом, имитирующим кожу.

Довольно быстро альбом завоевал популярность у слушателей, хотя пресса всё так же была не в большом восторге, особенно в Британии, тем не менее к февралю 1971 года журнал Биллборд поместил его на первое место в чартах. Два сингла, выпущенные по следам альбома: I Don’t Know, How To Love Him (ария Магдалины) и Superstar (заключительная ария Иуды) заняли 28 и 14 места в чартах, соответственно. Популярность альбома во многом   объяснялась причинами, указанными выше, не забывайте лето любви и всё такое. Кроме отлично подобранного состава исполнителей, важной стала сама трактовка образов. По сути   Уэббер и Райс очеловечили героев. Причём, в отличии от библейских образов, образы Иуды, Пилата, Христа, Магдалины, Симона и других были иными. Иуда – вот главное действующее лицо наравне с Иисусом. Прописывая его образ, Райс задавался вопросом, а на сколько велика вина этого человека, какие идеи им двигали, был ли Бог на его стороне?

В результате получился вполне себе здравомыслящий апостол, который в большей степени соотносится с реальной личностью, нежели с мифом. Иуда выступает не как антагонист Христа, а как человек борющийся за интересы народа, так же, как и Симон Зилот, являющийся представителем течения зилотов, боровшихся с римлянами. Магдалина вырисована как супруга, подруга Христа, а сам Иисус, как обычный слабый человек, находящийся перед экзистенциальным выбором. Не случайно на его роль был выбран Гиллан. Образ высокого, харизматичного рокера в обтягивающих клешах с длинным хаером и в цветастой рубахе, как нельзя кстати вписывался в представленный образ Суперзвезды рок-н-ролла, купающегося в лучах славы, но при этом уже уставшего от пристального внимания фанатов. Фраза Гиллана «Не толкайтесь! Разойдитесь, как много вас и как мало меня!” – не случайна.

Вот как например описывает это состояние Джон Леннон: “Поскольку мы стали знаменитыми, к нам в гримёрку всё время ломились эпилептики и другие несчастные. И нам полагалось их принимать… С ними обязательно сестра или сиделка. Они подталкивают к тебе калек, будто ты Христос, будто у тебя нимб, и ты способен исцелить их… В штатах калек приводили сотнями – это было неописуемо. Я не мог смотреть на них, мне приходилось отворачиваться. Мы не были жестокими, на берегах Мерси мы повидали немало горя. Но когда мать кричит: “Пожалуйста, прикоснись к моему сыну, быть может он снова начнёт ходить!”, – хочется расплакаться и убежать, отдать всё, что у тебя есть.” (Дж. Леннон)

Его слова подтверждает и Джордж Харрисон: “Мы всего лишь играли рок-н-ролл, а их привозили не только в инвалидных креслах, но иногда и в кислородных палатках. На что они рассчитывали? Не знаю…” (Дж. Харрисон).

Так же неоднозначно выглядит в опере и Понтий Пилат. Не жестокий и сребролюбивый взяточник, каким он являлся в реальной истории, а обычный чиновник, поставленный управлять провинцией, и стремящийся к справедливости. По ходу действия он испытывает сочувствие к Христу, понимая, что он ни в чём не виноват и пытается его спасти. Он пытается убедить толпу, первосвященника и даже обращается к самому Иисусу, говоря, что может его спасти, но получив ответ, что ничего не изменить, и не стоит пробовать, он умывает руки, понимая, что фатальный выбор сделан самим Христом. Он устал и хочет прекратить весь этот балаган. Именно поэтому он и приговаривает его к казни.

Основным антагонистом и отрицательным героем авторами выведена толпа «фанов», а не Иуда или Пилат. Именно толпа сначала создаёт кумира, а потом требует принести его в жертву.

После выхода альбома встал вопрос о театральной постановке мюзикла. Помня об идее провести премьеру в церкви, руководство РСА, Декка и авторы решают сделать это в Нью- Йорке в лютеранской церкви Святого Петра, на Ленгсингтон Авеню. Дебют оказался ошеломляющим. Вся пресса не только в штатах, но и в Англии стала осаждать офисы авторов, сразу же потянулись и антрепренёры с предложениями постановки. Но битву за право так сказать “первой ночи» выиграл продюсер Би Джис Роберт Стигвуд. Еще во время записи предсингла ребята обращались к нему, но были вежливо посланы, теперь же он из кожи вон лез, чтобы получить доступ к телу. И добился – таки своего, получил право стать сопродюсером. Практически сразу после этого он развил бурную деятельность для подготовки постановки на Бродвее. Для начала он прекратил практику постановок, совершаемых церковью. Дело в том, что Эндрю и Тим необдуманно предоставили право на постановку спектакля церкви в своих приходах, чем конгрегация быстро воспользовалась, начав косить бабло. Стигвуд прекратил эту практику.

Премьера на Бродвее состоялась 12 октября 1871 года в театре Mark Hellinger, и до июля 1973 года выдержала 720 спектаклей. В Европе первая постановка состоялась 25 декабря 1971 года в канун католического Рождества, вы не поверите где… в Вильнюсе, тогда ещё Литовской ССР. Правда это был единственный спектакль на территории Советского Союза, вплоть до 90-х годов. В 1973 году на территории Израиля австралийским режиссёром Норманом Джуинсоном была снята экранизация оперы.

Собственно, на этом можно и закончить, дальнейшая история – это история театральная.

В заключении можно сказать, что жанр рок-оперы не умер, и остаётся достаточно популярным и по сей день. Особой популярностью этот жанр пользуется у металлических команд, прогрессив-металл, либо групп играющих готическую или фолковую музыку. Основной темой являются различные фэнтази, иногда социальные темы, но последние больше характерны для арт-роковых и пост панковских команд. Ниже приведены наиболее значимые рок-оперы и концептуальные альбомы, выпущенные в разное время.

Tommy – The Who
Quadrophenia – The Who
Jesus Christ Superstar, 1971(Original Edition)
The Wall – Pink Floyd
Streets – Savatage
Outside – D. Bowie
Abigai l – King Diamond
Avantasia – Edguy
American Idiot + 21st Century Breakdown – Green Day
The Mission – Royal Hunt
Crison Idol + The Neon Gods – W.A.S.P.
The Magican’s Birthday – Uriah Heep
Nostradamus – Judas Priest
Nostadamus – Nikolo Kocev

В СССР и в России так же ставились рок-оперы:

Алые Паруса – ВИА Музыка (А. Богословский)
Джордано – В. Леонтьев (Лора Квинт и Владимир Костров)
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты – (Алексей Рыбников, Павел Грушко)
Орфей и Эвредика – ВИА Поющие Гитары (А. Журбин, Ю. Дмитрин)
Юнона и Авось
Овод – (Г. Егоров)
Стадион – (А. Градский)
Мастер и Маргарита – (А. Градский)
Дорога без возврата – гр. ESSE (по мотивам А. Спаковского Ведьмак)
Эльфийская рукопись – гр. Эпидемия (по мотивам серии Драгонлэнс)
Жанна д’ Арк – объединение Тампль (Лина Воробьёва, она же Йовин)
ну и другие.

A Legacy of Honor – Soul Spell. 2008, симфо-металл (Бразилия). Приключения студента Тобита, его друга Гермеса и его девушки Джудит. Все вместе они отправляются в долину Тойво, где к Тобиту является ангел Арлим и открывает, что Тобит живёт уже 8-ю жизнь и раньше он был фараоном в Древнем Египте.

А кроме того, Александром Македонским, Императором Константином Багрянородным(Великим), защищал Трою и Иерусалим во время крестовых походов. Был Дракулой и Колумбом. Дальше идут заморочки с экзистенциальным выбором между добром и злом, в результате добро побеждает (а как иначе). Тобит женится на Джудит.

Продолжение истории было представлено на следующем альбоме Labyrinth of Truths.

Abigail – King Diamond.
1987, пауэр-метал. Альбом – история мстительного призрака девочки Эбигэйл Ла Фей, которая не по-детски кошмарит своих родных, особенно Джонатана и Мириам Ла Фей, своих папика с мамиком. Всё эпично, атмосферно, готично, как это обычно бывает у Даймонда.

Все арии поёт сам, как и всегда. Отлично владея вокальным аппаратом, Даймонд создаёт полифоническое звучание характерное для многоголосого хора. Короче   всё как надо кроваво, брутально и инфернально.

Avantasia – Edguy, Tobias Zammet.
2001, 2002. Пауэр-метал, симфо-металл. (Германия). Мистическое фэнтази по мотивам Бесконечной истории Михаэля Энде.

Авантазия – страна   за пределами человеческого воображения. Название состоит из Аввалон и фантазия. История послушника доминиканского монастыря Габриэля Леймана, который в скриптории находит запретную книгу ведьмы Элтзе Воглер, чтобы выяснить почему инквизиция схватила его родную сестру. Его бросают в тюрьму, где он знакомится с друидом Лугайдой Вэндрой, который открывает ему истину. Вместе они спасают книгу, и всех-всех-всех.

В записи приняли участие Ханси Кюрш (lind Guardian), Кай Хансен, Майкл Киске (Helloween, Gamma Ray), Тимо Толкkи (Stratovarius), Дэвид дэ Фэйс (Virgin Steele), Шарон ден Адель (Withing Temptation) и другие.

Outside – Davi Bowie. 1995. Классический рок, индастриал. Альбом должен был стать первым в серии, но так и остался единственным. Концептуальный альбом, имеет подзаголовок – Ритуальное убийство малышки Грэйси Блю. Действие происходит накануне 21 века и представлено в виде дневника главного героя Натана Адлера. Альбом полон полунамёков, из которых ясно, что Андлер работает на британское правительство, а действие разворачивается в основном в США, которые захлестнула мода на ритуальные убийства с художественным искажением тел, заявленное как новый вид искусства. В результате возникает спец. учреждение по раскрытию художественных преступлений – Арт Крайм. Всё приводит к убийству 14 летней девушки Грэйси Блю.

Days of Rising Doom – Ania. (Германия), 2003. Прогрессивный метал, симфо-пауэр метал. стиль Фэнтази. Отчасти построен на библейских мотивах. Действие происходит в вымышленной стране Аина. Ко двору короля Таития являются три пророка, предвещающие наступление тёмных времён. Он их посылает нах. Сыновья короля спорят за руку и сердце прекрасной Ории Аллейан, Ория выбирает младшего Талона, тогда старший Торек, сваливает из страны, подчиняет себе расу Кракон, и сменив имя на Сорвахр, начинает всех колбасить. Он захватывает Аину и требует выдачи ему Ории. Талон прячет малолетнюю дочь, Ория добровольно идёт в плен, где становится женой Сорвахра, у них рождается сын. Много лет спустя сын Сорвахра и дочь Талона встречаются и влюбляются. Потом начинается восстание, все друг друга убивают и Ания становится свободной. В записи приняли участие такие   музыканты как: Глен Хьюз, Кэндис Найт, Михаэль Киске и другие.

Dead Winter Dead – Savatage. 1995. Прог-метал, пауэр-метал. Девятый студийный альбом американцев, рассказывает историю трёх югославов во время войны: серба Серджана Алешковича, боснийки Катарины Брасич (мусульманка) и безымянного старика серба, играющего на виолончели во время бомбёжек.

Genius a Rock Opera с 2002 по 2007. Прогрессив метал, (Италия) Даниэль Ливерани. История путешествий главного героя Джуниуса по снам

Nostradamus. 2001 – Brazen Abbot, Николо Котцев (Болгария). Симфо-рок, хард рок. История жизни Мишеля Нострадамуса. В записи приняло участие 35 человек и симфонический оркестр.

The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from mars – David Bowie. 1972 (Британия) Глэм-рок, Арт-рок. Пятый по счёту и первый концептальбом Дэвида Боуи, вошедший в Мировую классику, заняв 35-е место в списке 500 величайших альбомов всех времён.

История рассказывает о похождениях марсианина Зигги Стардаста, прилетевшего на Землю, чтобы спасти человечество. В течении пяти лет он пытается это сделать, воплотившись в рок-музыканта, но его усилия тщетны, в конце концов Зигги погибает от рук фанатов, совершив таким образом ритуальное самоубийство. Прототипом главного персонажа стал Винс Тэйлор, с которым был знаком Дэвид. Имя – это производная от имени Игги Попа и модели и певицы Твигги, близких друзей Боуи, а прозвище позаимствовано у кантри певца и гитариста Нормана Карла Одэма по прозвищу – The Legendary Stardust Cowboy.

Streets – Savatage. 1991 (США). Прогрессив-метал. Шестой альбом группы, рассказывает о похождениях Ди Ти Джизаса, рок-музыканта и драг диллера.

The Wall – Pink Floyd. 1979 (Британия). Прогрессивный рок, хард-рок.
Последний альбом группы записанный в классическом составе. Сюжет построен на личных переживаниях Роджера Уотерса, выведенного под именем Пинк. Основной лейтмотив – стены отчуждения между людьми, построение тоталитарного общества, давление государства на маленького человека. Предпосылкой к написанию послужил инцидент на одном из концертов Пинк Флойд, когда Уотерс не выдержав буйства и развязного, хамского отношения фанов, плюнул в одного из них и отказался продолжать концерт.

American Idiot – Green Day. 2009 (США). Рок-опера на основе двух концептуальных альбомов группы: American Idiot и 21st Century Breakdown. История троих друзей из пригорода Нью Йорка Джони, Уилла и Тунни, которые покидают родной городок, точнее покинули городок только Джони и Туни. Тунни попал на войну и потерял ногу, Джони мотался по штатам торчал на наркоте, становится нигилистом и теряет любовь, но в конце концов прозревает.

Дорога без возврата – группа ESSE, Ростов- на- Дону. 2012 Симфо-рок, фолк-рок, средневековая музыка. Написана по мотивам серии о Ведьмаке Анджея Спаковского. Опера построена по той же схеме, что и книги, с одним исключением, все герои Геральт из Ривии, Цыри, Йенифер, Лютик и т.д. присутствуют, а вот часть героев, таких как: члены банды”Крыс”, Трисс Меригольд и т.д. отсутствуют, ну и еще слишком акцентируется ведьмачья сторона жизни Геральта.

Эльфийская рукопись – Эпидемия. 2003. Пауэр-метал, хэви-метал при участии музыкантов Арии и Мастера. Опера написана по мотивам книжной серии Копьё дракона. (Dragonlance) и Саги о вечном воителе, Майкла Муркока. Имеет продолжения – Сага о двух мирах и Сказание на все времена.

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!