«Рождённый чтобы играть.»
«…Отдавшим сердце рок-н-роллу, но не продавшим душу свою…» (с)
Как часто приходилось слышать рассуждения и споры про «русский рок», бессмысленные по своей природе по причине непонимания сторонами сути явления. Не вдаваясь в детали, скажу, что для себя я давно уже сделал выбор и в целом согласен с Ли Керслейком, утверждавшим, что нет никакого национального рока, есть национальные рок-музыканты, разной степени мастерства и талантливости. Как ни прискорбно для фанатов и ревнителей идеи так называемого «русского рока», но в своей общей массе наши отечественные музыканты занимаются ретрансляцией западной рок — традиции посредством имитации стилей, техник, идей буржуйских рок – групп. Единственным плюсом такой деятельности можно назвать лишь то, что подавляющее большинство музыкантов выражают свои мысли на родном языке. Да и то, это скорее идёт от слабого владения языком оригинала, нежели от принципиальности позиции и как результат в отечественной рок — культуре произошло смещение акцентов в сторону смысловой нагрузки на текст в ущерб музыке.
Вот собственно в этом и есть принципиальное отличие отечественной рок-культуры от западной, то есть от всемирной, где музыка превалирует над текстом. Хорошо это или плохо, судить не берусь, ибо в музыкальном плане я скорее космополит и мне одинаково близки как глубокие философские копании или критические тексты отечественной рок-культуры, так и музыкальные техники западной. Однако не всё так плохо как кажется с первого взгляда. Среди отечественных рокеров попадаются настоящие бриллианты в груде циркония к примеру группа «Вежливый отказ» или творчество Михаила Шумова. Одним из тех немногих, кто смог внести вполне себе равнозначный и весьма заметный вклад в мировую рок-культуру является прекрасный самобытный музыкант, поэт, гитарист с уникальной техникой игры на 9 струнной гитаре и создатель жанра «русский блюз» — Юрий Леонидович Наумов.
История эта началась 3 мая 1962 года, когда в семье свердловских медиков родился на свет второй сын. Мальчика назвали Юрой. Раннее детство будущая звезда провела в Средней Азии в Ташкенте и Душамбе и только в октябре 1970 года, семья перебралась в Новосибирск. Надо сказать, что Новосибирск — это особый город. Из некогда маленького городишки Новониколаевска к первой четверти ХХ века город превратился в важный индустриальный, транспортный, культурный и научный центр сначала Сибири, а во второй половине века и всей страны. Этому способствовало конечно же решение правительства создать здесь крупный научно-исследовательский центр, объединявший практически все отрасли науки.
Отдалённость от основных политических центров страны создала атмосферу относительной свободы в духовной жизни горожан, этому как ни странно способствовало само советское правительство. Именно с его подачи в научной среде Академгородка была внедрена идея объединения «физиков и лириков», для повышения деятельности учёных.
Уже в 60-х годах, практически с самого момента открытия Академгородка в институтах стали проводится творческие вечера поэтов, музыкантов, выставки художников в рамках идеи объединения научного потенциала с культурно-художественным. Именно тут впервые прогремело на всю страну имя Галича, тут частыми гостями были и Рождественский, и Высоцкий, и многие другие. Так что переехав в Новосибирск, восьмилетний Юра окунулся в совершенно иную реальность и атмосферу. По воспоминаниям Наумова он впервые услышал The Beatles в возрасте шести лет, и это его перевернуло полностью, он решил, что непременно станет музыкантом.
Теперь же у него появилась возможность расширять свои познания в музыке. По его словам, его было просто не оторвать от магнитофона. 30 января 1974 года отец подарил Юрию семиструнную гитару, с тех пор он считает этот день, днём основания группы Проходной Двор. Если кто помнит в 70-е годы с гитарами был полный трындец. Хорошую гитару типа Орфей, Мюзима, Кремона было достать архи — сложно. А те, что периодически продавались в магазинах были кошмарного качества. Если инструменты Ленинградской фабрики были ещё очень даже ничего, то уральские были просто — дрова. Поэтому парень не обломался и быстренько переделал её в шести струнку, сняв седьмую басовую струну и заменив верхний порожек простым карандашом. Так в 12 лет Юрий начал осваивать премудрости игры на гитаре, на слух пытаясь подобрать песни Битлз, Роллинг Стоунс, и других. «Я самоучка в чистом виде… Мой путь в музыканты — это путь обломов…» (с) К этому же времени относится и его увлечение новыми исполнителями и в первую очередь Led Zeppelin, любовь к творчеству которых он сохранил до сих пор, что отчётливо слышно в его игре и звуке. «С точки зрения совокупного звука, новизны, оригинальности, глубины и качества человеческих отношений внутри коллектива — это, по-видимому, самый безупречный ансамбль, тот, что существовал в рок-н-ролле» (с).
Вспоминая тот период своей жизни, вот, что он говорит: «…Моё и старшее поколение рок-музыкантов, за редчайшим исключением, обходилось без каких -либо школ. Люди стремились к этим вибрациям, и вибрации стремились к этим людям. И возникала магия. Люди не боялись искать, не боялись ошибаться, не боялись экспериментировать. Любая школа — это свод правил. И поэтому, применительно к року — музыке бунта, свободы и порыва, любая школа — сколь бы хорошей она ни была несёт в себе энергию пресечения и обессмысливания изначального порыва. Этим вибрациям для сохранения свободного дыхания школы противопоказаны. Пусть остаются безграмотные, но высокомотивированные мальчики и девочки, которые ищут всем сердцем…» (с)
И он играл, играл как мог, не имея никакого музыкального образования. «…Мне нужен забой, мне нужен рок, мне нужно, чтобы этот ураган сметал всё на своём пути! Но когда я музицирую сам, обнаруживаю, что в своей потребности выразить душу через звукоизвлечение я тяготею к вязкому, замедленному саунду. И я могу предугадать, что из этого родятся вещи глубокие, надрывные, небыстрые, очень щемящие…» (с)
В 1978 году, учась в старших классах Юрий начал играть в школьной команде, где вместе с ним на бас гитаре играл Дмитрий Селиванов (в будущем участник культовых групп Калинов Мост, Промышленная Архитектура, Гражданская Оборона, Путти), учившийся на два года младше Наумова. Одновременно с игрой в школьной группе, Юрий стал часто пропадать на репетициях студенческих групп в НЭТИ, где знакомится и заводит дружбу с такими знаковыми людьми для новосибирской рок – сцены, как Владимир Бугаец (Ломбард), Геннадий Пестунов (Ломбард, Небесное Электричество), Александр Кириллов (директор Калинова Моста), несколько позже с Дмитрием Ревякиным, Василием Смоленцевым и другими.
По окончании средней школы в 1980 году, Юрий по настоянию отца поступает в Новосибирский Мединститут и на некоторое время прекращает занятия музыкой, погружаясь в изучение анатомии, физиологии, десмургии и транспортной иммобилизации. Собственно, это и не удивительно, изучение медицины оставляет мало времени на сторонние увлечения. Однако хотя сам Юрий и не музицировал, но мечта о собственном коллективе всё время преследовала молодого человека, поэтому продолжение дружеских отношений с музыкантами и посещение репетиций в НЭТИ не прекратилось. На одной из таких посиделок в марте 1982 года, Юрий в первый раз услышал Blues de Moscow, Майка Науменко. Это стало своеобразным триггером для Юрия, он окончательно убедился в своём предназначении музыканта. Именно под впечатлением песен Майка, Юрий сам начинает писать песни и решает собрать группу.
В январе 1983 года состоялась первая репетиция группы Проходной Двор в составе Юрий Наумов-гитара, бас, вокал; Олег Курохтин-гитара; Владимир Зотов-барабаны. Таким составом ребята в домашних условиях записали магнитоальбом «Депрессия». Материал представлял из себя стандартный хард-рок с элементами панка. Однако Наумов довольно быстро отказался от него. » …Я не умру от скромности, но всё ж я честный рокер, хотя ошибочно считали, что я — панк…» (С) Помимо основных участников, с группой сотрудничали Владимир Бугаец и Геннадий Пестунов. Несмотря на низкое качество запись быстро распространяется в кругах рок-тусовки, и вскоре выходит за пределы Новосибирска и области. Росту популярности способствует и несколько концертов в течении 1983-84 годов совместно с известными новосибирскими музыкантами.
Однако рост популярности творчества Юрия совпал с началом анти-роковой компании Минкульта. Если в столицах рок — тусовку, пощипали и поприжали, то в провинции дело было ещё хуже. Рок-движение было практически уничтожено и загнано в глубокое подполье. На этом фоне над студентом четвёртого курса Наумовым сгущаются тучи. Не секрет, что ВУЗы всегда были кузницей кадров для политической системы, особенно такие идеологически правильные как Мед, Пед и классические Университеты. Технари в меньшей степени были подвержены строгому идеологическому отбору. Поэтому особо активные комсомольцы и руководство Новосибирского Меда, зимой 1984-85 года начали готовить процесс исключения Наумова из славного племени «комсюков», что автоматически влекло отчисление из ВУЗа с формулировкой: «За распространение западных буржуазных ценностей». Видя такую засаду, Юрий в первых числах января, сразу после Нового года, не дожидаясь общеинститутского судилища, собрал немногочисленные манатки, прихватил гитару и отбыл в сторону города трёх революций, надеясь там получить хоть какую-то поддержку. Её он нашёл в лице журналиста и писателя А. Житинского, автора широко известных, хотя бы по названию » Путешествий Рок-Дилетанта». Житинский помог Наумову в решении проблемы «статьи о тунеядстве», предложив поступить к нему в качестве секретаря.
Примерно в это же время Юрий приобретает довольно редкий для Союза инструмент – 12 струнную гитару, которую переделывает в девяти струнную, сняв три басовых струны. Этому есть объяснение. Дело в том, что, прибыв в Питер, Наумов надеялся на возрождение группы Проходной двор. Однако, это было не так просто, группа вроде бы существовала, но только как-то инфернально и эфемерно. То есть состав группы состоял собственно только из Наумова, к которому периодически присоединялись для разовых и кратковременных акций питерские музыканты. Не имея возможности исполнять свои песни в полноразмерном масштабе, Юрий начал экспериментировать со звуком, стремясь заместить отсутствующие инструменты, и стал добавлять к обычной гитарной технике, технику игры на бас-гитаре и ударных.
В своей игре Наумов использует более двадцати шести различных настроек инструмента. При том, что гитара обычно настраивается им на квинту ниже обычного, чем достигается эффект звучания бас-гитары. Использование такого огромного числа настроек объясняет довольно частые паузы во время живых концертов Юрия. Вот, что сам Наумов говорит о своей гитаре: «Гитара сделана российским мастером Серёжей Ноздриным… У него есть потенциал гениального мастера. Он виолончельный мастер, это была его вторая гитара…Он построил эту гитару, вторую из созданных им, специально по моему заказу. Заказ был такой — сделать достаточно широкий гриф, сделать гитару 9 струнной и концепция здесь такова, что басовые струны здесь одинарные, а сольные струны сдвоенные, и за счёт этого достигаешь при солировании эффекта пространственности, но при этом бас…фундаментальный.» (с)
Именно в питерский период формируется особый «наумовский» звук и техника игры. Помимо чисто формальной работы у Житинского, Юрий посвящает всё свое время музыке, выступая на подпольных концертах по маленьким клубам и квартирам. Постепенно его песни получают довольно широкую известность сначала в Питере и Москве, а оттуда распространяются уже по стране. К 1986 году у Юрия уже накопилось достаточно материала для записи альбома, по его словам, «Альбом для музыканта — это как книга для писателя.» (с) В результате помощи друзей музыкантов Юрий в октябре на квартире Васильева в одиночку и на чужих инструментах записывает альбом » Блюз в 1000 дней».
Электрический Джипсон был одолжен Владимиром Павловым (гр. Металлобол), в качестве бас-гитары использовалась Мюзима, а вместо живых барабанов была использована драм-машина Yamaha RX-15, которую Юрию за 100 рублей предоставил какой-то неизвестный барабанщик из кабака, предварительно настроив несколько ритмических рисунков. Запись производилась методом наложения, в результате качество конечно было не самым лучшим, но это было и не важно, в то время редко кто имел возможность для качественного мастеринга и записи альбомов. Зато песни пошли в народ. Название альбома было не случайным, оно отражало путь Юрия в музыке за весь период с момента основания Проходного Двора в 1983 году до 1986 года, что составляло приблизительно как раз 1000 дней.
Именно в этот период им были созданы самые известные произведения, такие как: Поролоновый город, Азиатская Месса, Дорога назад, Пессимистический Блюз, Я не вижу Солнца и конечно же эпическая Сказка о Карле, короле Рок-н- ролла и многие другие. Сказка о Карле — это, пожалуй, одно из самых значимых для Наумова произведений, не только по тематике, песня — своеобразный рассказ аллюзия о жизни рок-музыканта в СССР 80-х годов. Это ещё и прекрасный пример того, как Наумов умеет работать с текстом, используя отточенность фраз и точную аллитерацию: «Карл был добрым парнем и сердцем чист, Карл был музыкант, Карл был кларнетист… Карл любил Клару, а Клара- краля…» (с)
По большому счёту, весь альбом был посвящён рок-музыкантам 80-х (И я пою, Отдавшим сердце Рок-н-роллу, Пессимистический блюз, Когда не остаётся слов, Рождён, чтобы играть).
Запись альбома позволила Юрию принять участие в Пятом Ленинградском Рок-фестивале в июне 1987 года и получить приз «за чистоту и искренность». Помимо собственной деятельности Наумов активно помогает питерским музыкантам в аранжировках и аккомпанементе (Алиса (Акустика. Часть -2), Рок-Штат, Башлачёв). С последним Юрий сошёлся весьма близко на почве совпадения взглядов. Зимой 1987 года они даже приступили к записи совместной пластинки на студии питерского отделения Мелодии, где каждому отводилось бы по стороне, но не срослось. На следующий год Юрий собирается вновь принять участие в фестивале и для этих целей собирает «концертный «вариант Проходного двора в лице Михаила Секай (Александр Невский) – гитара, клавиши; Владимира Михайлова (Искушение) – клавиши; Олега Дегтярёва — бас и Бориса «Боба» Шавейникова – барабаны (оба Рок-Штат). Одновременно при участии Михаила Секайя, Владимира Елисеева (ритм компьютер) записывает новую программу — » Не поддающийся проверке». Запись прошла на студии Ленфильм. Имя Марка Бомштейна (Джунгли), указанное на обложке альбома, стоит по причине того, что он поделился клавишами для записи песни Театр Станиславского, сам он участия в записи не принимал. В результате альбом получил хорошую рецензию и получил диплом Второй степени на конкурсе магнитоальбомов журнала «Аврора». Особо выделялись композиции Шкодный блюз, Звёздная ночь, Театр Станиславского, блюз №666. Наумов до сих пор их исполняет на концертах. Дебют нового состава состоялся на сцене Шестого Рок-фестиваля в июне 1987 года. Проходной Двор стал лауреатом фестиваля. Однако в сентябре Шавейников уходит в Аукцыон, его место занял Пётр Трощенков (Аквариум). Однако большого интереса питерской публики Юрий не чувствовал и концерты вскоре сошли на нет. В начале 1989 года Наумов распускает состав и уезжает в Москву. По воспоминаниям самого музыканта, градус активности московской публики в отношении его творчества неуклонно повышался с 1986 года и количество концертов, отыгранных в столице, составило две трети от общего числа. Это и стало решающим фактором для переезда.
1989 год ознаменовался ещё одним событием в жизни Юрия. При помощи Михаила Секая, звукачей Вадима «Десса» Сергеева, Вадима Рокицкого и гитариста группы 99% Игоря Чумычкина, позже участника Алисы, Наумов записывает очередной альбом «Перекати поле». С записью этого материала связана почти детективная история. Альбом был записан за четыре ночи, подпольно, на студии звукозаписи Иосифа Кобзона, располагавшейся в районе станции метро «Колхозная», благодаря знакомству Чумы со сторожем этой студии. Это получился самый профессиональный альбом Наумова, записанный им в Союзе. Особо выделялись композиции: Колыбельная для самоубийцы, Блюз самоубийцы, Возвращение блудного сына и Куда течёт кровь, с отличной соло партией Чумычкина.
В период с 1989 по 1990 год Юрий исколесил пол страны, дав более 30 концертов, выступив на блюзовом фесте в Харькове, Рок Чистой Воды на Байкале, в Череповце на Рок-акустике.
Весной Рокицкий и Десс записывают акустический альбом Наумова — «Нет дороги назад», (до сих пор не издан), а осенью того же года Наумов принимает решение уехать в Нью — Йорк. Вот, как он объяснил своё решение: «…Я уехал из страны, потому что понял тогда одну вещь: канал восприятия звука в России-импортный. Родной язык в этой стране является превалирующей ценностью. Он важнее, чем звук. И если бы не уехал, я бы остался художником, но только в текстовом канале восприятия, а меня это не устраивало. Мне хотелось, чтобы звук и язык стояли наравне… Вот вам ситуация — мой слушатель в основном здесь. Я пытался сделать работу в России, и ничего не вышло. Я приезжаю выступать сюда, но, чтобы осуществить задуманное, я должен работать там…» (с)
Накануне отъезда и первое время после, многие пророчили ему незавидную судьбу эмигранта, работника какой-нибудь закусочной, уличного музыканта-полубомжа или таксиста, или в лучшем случае лабуха в кабаке, однако Юрий всех злопыхателей обломал и выглядит более чем выгодно на фоне тех музыкантов, которые так и не смогли реализовать себя за бугром. В Америке музыкант познакомился и сдружился с А. Аксёновым, и даже спонсировал первое издание его книг в России. Он постоянно участвует в различных фестивалях, например, Bergen Blues Festival, Ben& Jerry Rock Festival в Вермонте, в 1993 году Наумов становится победителем фестиваля гитаристов в Нью Йорке, где получает из рук Эрика Клэптона главный приз — вишнёвый Фэндер Стратокастер. Его работа обратила на себя внимание прессы, в частности журнал Guitar World признал Наумова одним из лучших гитаристов Мира, а The New Yorker и The New York Magazin назвали Наумова Человеком-оркестром. Его гастрольный график довольно плотный — Иерусалим, Амстердам, Берген, Берлин, Лондон, Нью Йорк, Пассадена. Однако ежегодно с 1994 года Юрий приезжает в Россию, весной и осенью, а последние пару лет ещё и зимой, ведь здесь у него основная публика.
Не смотря на гастроли, Юрий продолжает писать и записываться. Для этих целей он приобрёл собственную студию звукозаписи. Будучи самодостаточным по характеру, Наумов сам освоил все премудрости процесса и спокойно обходится без штата инженеров и продюсеров. Он так же не имеет собственного мэнеджмента и ведёт все дела самостоятельно.
Помимо собственной работы Юрий помогает другим, в частности выполнил мастеринг альбома «Lucidus» певицы Алисы Апрелевой, а также выступил как композитор и аранжировщик в проекте Вадима Астрахана «Высоцкий на Английском» (2012).
В середине 2013 года Юрий, до этого выступавший один, создал проект «ЮНИТ», совместно с перкуссионистом Игорем Трусовым. В этом году Юрий записывает новый альбом с симфоническим оркестром, средства на который были собраны слушателями в России.
Сайт Юрия Наумова — Дом Русского Блюза: www.russianblues.com
Дискография :
- Депрессия.
- Блюз в 1000 Дней.
- Не поддающийся проверке.
- Перекати — поле.
- Московский Буги.
- Violent.
- Гитарные истории
- Рождён, чтобы играть (ч.1)
- Рождён, чтобы играть (ч.2)
- Russian Blues Live
- Рок Как будто блюз
Автор — Артём Казаков