Масленица

1
«Масленица — масляная неделя, сырная, неделя до Великого поста; ее чествуют; веселою, широкою, разгульною, честною; пекут блины; катанье с гор и на лошадях, и потехи разного рода».
Так разъяснял значение этого слова в XIX веке В.И. Даль.

Масленица (масленка, масленичная неделя, сырная неделя, сырница, белая мясоедь, мясопуст) – языческий праздник проводов зимы и встречи весны, отмечалась она у всех славянских народов.
Масленица переняла традиции запрещенной христианством языческой Комоедицы – древнего 2-недельного веселого славянского праздника пробуждения Комов-медведей, тотемных предков  славян, встречи Весны в день весеннего равноденствия и начала древнеславянского Нового года.
Именно от языческой Комоедицы осталась традиция печь блины – круглые, желтые и горячие, как Солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бои, тёщины посиделки.

Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Первое упоминание о Масленице, с описанием всего происходящего
в отпущенное ей время, известно только с ХVI в.
Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося Солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила.
К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет.
“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”, писал А. Куприн.
Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась
в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы.
С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем
на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

«А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» — запевали во время одного из самых длинных славянских праздников наши предки, поедавшие семь дней масленичной недели блины.
Масленица относилась к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть народного календаря.
Срок ее проведения зависел от даты главного христианского праздника Пасхи.
По православным пасхалиям празднование масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели,
предшествовавшей началу Великого Поста.
Это соответствовало второй половине февраля – началу марта.
Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним,
так и к весенним календарным праздникам.
Период проведения Масленицы, однако, не соответствовал в данном случае тому времени года, которому она посвящалась.
Так символическая встреча весны, которую в определенной мере обрядовые действия должны были символизировать и приближать, приходилась на время, когда вокруг исполняющих ритуальные действия людей лежал плотный снег, зима не утратила пока окончательно своей силы, а до действительного прихода весны было еще сравнительно далеко.

Первоначально масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося по лунному календарю на март (после церковной реформы ХVI в., оно было отнесено на 1 сентября – по старому стилю летоисчисления), и празднование ее продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения в природе.
Тогда же, вероятно, Масленица и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Длинная череда постов, введенная христианской церковью до и после ее главного праздника Пасхи, принудила вынести некоторые древние языческие ритуальные действия, не регламентированные жестко по времени церковным календарем и предназначенные стимулировать природу в день солнцеворота, за начало запретного времени.
Таким образом, период проведения Масленицы сократился до одной недели, и она оказалась передвинутой.

В сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно.
Именно это временное положение позволяло исполнять главное правило Масленицы – накрывать обильные сытные столы со всевозможной снедью и употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а так же яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов, кваса, пива и вина.
Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая избыточность, вероятно, исторически имели непосредственное отношение к магии первого дня Нового года, когда они должны были символизировать собой весь окружающий мир и предназначались, возможно, для разделения его благ между всеми участвовавшими в ритуальных действиях.
Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение различного рода обрядовых действий, направленных на благо крестьянской общины.

Масленица вобрала в себя целый пласт разнообразных разновременных традиций, правил, обрядовых действий и развлечений.
В ней переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.
Наиболее важными ритуальными элементами, составлявшими суть праздника, были следующие:
1. Поминальные: обряды связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр.
2. Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых.
3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков.
4. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье.
К Масленице начинали готовиться еще с середины предыдущей недели.
В это время хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома – от чердака до погреба: подновляли побелку печей, скоблили столы, лавки и полы, готовили к использованию праздничную посуду, выметали мусор со двора и перед воротами.
Закупали для праздника большое количество продуктов: мешки муки разных сортов для блинов, пряженцев и пирогов, бочки соленой рыбы, пряники, конфеты и орехи для детей, собирали молоко, сливки, сметану и коровье масло.

Суббота накануне масленой недели называлась ,,маленькой масленицей”.
В этот день принято было поминать умерших родителей. Для них пекли специальное угощение – блины – и клали его на божницу,
слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, раздавали в церквях нищим и монашкам.
В воскресенье на заговены перед Великим Постом последний раз ели мясо. Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали разделить семейную трапезу умерших в доме родственников, оставляли для них на всю ночь накрытые большим количеством еды столы.
Праздновать Масленицу начинали с понедельника следующей недели.
Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году.
Каждый из них имел собственное название: понедельник – “встреча”.
Утром делают куклу из соломы.
Вопреки устоявшемуся мнению – это не изображение Масленицы, это символ зимы Мары, Морены, Костромы.
Именно её сжигают в последний день праздников. Пекут блины. Дети обходят дома с трещотками, им выносят сладости. Дети катаются со снежных горок.
В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: «Звал, позывал чистый семик Широкую Масленицу
к себе в гости на двор.
Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай
ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
Понедельник — Встреча — начало Узкой Масленицы.
Вторник – “заигрыши” – день молодоженов.
Парни высматривают себе невест, молодые семьи катаются с горок и зовут родных и знакомых на блины.

Среда – “лакомка. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво.
Повсюду появлялись театры, торговые палатки, в которых продавался горячий сбитень (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники и чай.
Считалось, что в Масленицу, а особенно на «лакомку», нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».
К блинам следовало подавать всевозможные сыры, молоко, сметану и масло.
Пеклись и поедались блины с икрой, блины с овсяной мукой, блины с картошкой, блины с творогом.
Ели эти блины, смазывая сметаной, коровьим маслом и медом. Наедались впрок, на весь будущий пост! “

Четверг – “разгул”, “перелом”, “широкий четверг”.
Вот тут-то начиналось основное веселье: катались по улицам, пели частушки, устраивали кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика — балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ.
Катание в санях на Масленице было обязательным. В нем принимали участие взрослые семейные люди, а также парни и девушки, новобрачные.
Катание начиналось в четверг, продолжалось в пятницу и субботу. В русских деревнях существовал обычай катать в понедельник после Масленицы старух. Их сажали в сани и возили по полям, чтобы, как говорили крестьяне, «лен на полях был долгий». В старину масленичные гулянья начинались в четверг и с каждым днем набирали силу.
Воскресенье представляло собой апогей праздника. Игры и забавы во всех областях могли быть разными, однако главная их цель — показать удаль молодецкую. При стечении народа и теперь на Масленицу устраиваются всевозможные соревнования и потехи. Зрители должны бурно реагировать на происходящее.
Популярные соревнования на Масленицу — это перетягивание каната, соревнования по залезанию на шест, бег на ходулях. Однако самое популярное развлечение на Масленицу — это катание с ледяных гор. Горы украшали елками, фонариками. Катались на чем угодно.
Во время катания девушки и парни могли целоваться при всем честном народе, не вызывая при этом нареканий.
Пятница – “тёщины вечерки”.
Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные — когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые — на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званных», тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек — любимый сынок». 
Суббота: «Золовкины посиделки».
В субботу на золовкины посиделки (золовка — сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно — вспомним, хотя бы русские народные сказки.
Воскресенье – “проводы”, “проща”, “прощенье”, “прощеный день”, “целовальник”.
Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими.

Главным символом праздника являлось масленичное чучело – Масленица женского или мужского пола, одетая в традиционный крестьянский костюм соломенная или деревянная кукла, снежная баба или специально избранный для этой цели человек, наряженный самым фантастическим образом в разномастную старую одежду.
Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение
(в России ряженые сопровождали чучело Масленицы, Костромы, Морены), вождение «козы» или «козла» (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др.
В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла.
В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась.
А пепел развевали над полями — «на богатый урожай».

Самыми важными считались последние четыре дня праздника, называвшиеся “широкой” или “разгульной Масленицей”. Накануне их следовало обязательно вымыться в бане и смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах прекращали какую-либо постоянную работу, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым, кататься с гор, развлекаться, ездить по ярмаркам и пр. К этому времени приурочивалось исполнение большого количества инициационных обрядов, связанных в основном с чествованием ,,новоженов” -молодых супругов, вступивших в брак в этом году.
Их валяли в снегу, катали с гор на примороженных шкурах животных и санях, сажали на перевернутые бороны, заставляли ,,выкупать” друг друга у веселящихся односельчан и пр.
Дети и подростки ходили по домам, где жили молодые, распевая специальные песни – колядки и требуя от хозяев угощения за свои старания:
“Погляди на огневку – не найдешь ли гривенку,
Погляди в сундучок – не найдешь ли пятачок,
Кто не даст полушку – уведем телушку,
Кто не даст денежку – уведем девушку,
Кто не даст лепешку – разобьем окошки,
Кто не даст пирога – разобьем ворота,
Вот хозяин-господин графин водки выносил,
Стакан водки наливал, песенникам подавал”.

Хождение в гости и поглощение большого количества всевозможной жирной масляной пищи, присутствие в масленичной трапезе в качестве обязательного ее компонента блинов, блинчиков, оладий, пряженцев, хвороста, блинных пирогов, одаривание родственников подарками являлось непременным условием правильной и достойной встречи праздника. Для успешного сытого существования людей в наступающем году следовало “потешить масленицу”, что означало щедро ее встретить и достойно проводить.
“Хоть с себя что заложи, а масленицу проводи” (Соколова В.К., 1979, с. 12.),
,,Масленица объедуха, деньгам прибируха.”(тульск.)
Кто не отдавал дань празднику, подвергался всеобщему порицанию;
кроме того, считалось, что он остальное время года будет жить в горькой беде и нужде.

Первое упоминание о Масленице, с описанием всего происходящего в отпущенное ей время, известно только с ХVI в., хотя Мясопуст упоминался уже в Несторовской летописи при описании эпидемии язвы в Киеве в 1090 году.
Существующее название было, вероятно, связано с большим количеством употреблявшейся во время его проведения масляной жирной пищи.
Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место.
Она единственная не приурочивалась к конкретным дням христианского календаря и была древнейшим истинно народным праздником, отразившим в себе двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований.
Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, Масленица представляла собой сложный, многоплановый, четко регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих.
Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия.
В них нашли свое отражение и природные и биологические циклы, которыми издавна определялась жизнь крестьянского общества.
Главной особенностью Масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение как к зимним, так и к весенним календарным праздникам. Период проведения Масленицы, однако, не соответствовал в данном случае тому времени года, которому она посвящалась.
Так символическая встреча весны, которую в определенной мере обрядовые действия должны были символизировать и приближать, приходилась на время, когда вокруг исполняющих ритуальные действия людей лежал плотный снег, зима не утратила пока окончательно своей силы, а до действительного прихода весны было еще сравнительно далеко.

Вероятно, все это можно объяснить тем, что первоначально масленичные действия соотносились с началом Нового года, приходившегося по лунному календарю на март (после церковной реформы ХVI в., оно было отнесено на 1 сентября – по старому стилю летоисчисления), и празднование ее продолжалось более двух недель, захватывая время начала пробуждения в природе.
Тогда же, вероятно, Масленица и стала восприниматься как праздник проводов зимы и встречи весны. Длинная череда постов, введенная христианской церковью до и после ее главного праздника Пасхи, принудила вынести некоторые древние языческие ритуальные действия, не регламентированные жестко по времени церковным календарем и предназначенные стимулировать природу в день солнцеворота, за начало запретного времени.
Таким образом, период проведения Масленицы сократился до одной недели, и она оказалась передвинутой в первую неделю облегченного поста, носившую в церковном календаре название ,,сырной” или ,,мясопуста” и предстоящую времени Великого Поста. В сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца еще можно.
Именно это временное положение позволяло исполнять главное правило Масленицы – накрывать обильные сытные столы со всевозможной снедью и употреблять в пищу большое количество разнообразной молочной пищи: сметаны, сливок, творога, коровьего масла, молока, а так же яиц, рыбы, различных круп, пирогов, блинов, кваса, пива и вина.
Богатая масленичная еда, ее подчеркнутая избыточность, вероятно, исторически имели непосредственное отношение к магии первого дня Нового года, когда они должны были символизировать собой весь окружающий мир и предназначались, возможно, для разделения его благ между всеми участвовавшими в ритуальных действиях.

Помимо обильного угощения обязательным условием Масленицы было исполнение различного рода обрядовых действий, направленных на благо крестьянской общины. Масленица вобрала в себя целый пласт разнообразных разновременных традиций, правил, обрядовых действий и развлечений.
В ней переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.          
Наиболее важными ритуальными элементами, составлявшими суть праздника, были следующие.
Масленица издавна была общенародным праздником, не имевшим каких-либо возрастных, социальных, семейных или половых ограничений. Неучастие в празднике могло быть оправдано только увечьем, немощью или болезнью человека. Ее радостно встречали как население сельских окраин, так и жители столицы, больших губернских и малых уездных городов России.
Порядок проведения Масленицы на различных территориях страны имел некоторые свои особенности. В северных губерниях основное внимание при отправлении ритуальных действий уделялось семейной обрядности и, особенно, той ее части, которая непосредственно относилась к молодоженам текущего года и молодежи.
В центральных, поволжских и южнорусских губерниях большее развитие получили проводы Масленицы. В городах праздник к концу ХIХ в. уже утратил большую часть своей обрядовой специфики и сохранил в основном свою развлекательную часть.
На основной территории России встреча Масленицы, как правило, не отмечалась специальными ритуалами и не всегда даже происходила в первый день праздника. Но “прихода” ее очень ждали и к нему заранее тщательно готовились: заливали на морозе крутые склоны берегов рек, строили высокие ледяные и снежные катальные горы, снежные крепости и городки, висячие и круглые качели, на ярмарках сооружали балаганы для представлений кукольников.

Масленичные обряды

Масленичный костёр

Во время проводов Масленицы, в воскресенье, был обычай жечь костры. Костры зажигаются, чтобы отогнать от людей зло, неведомую и нечистую силу спутников зимы.
Огонь помогает очиститься от грехов, снять болезни, порчу, сглаз.
В то же время масленичный костер имитирует солнце. Он дает, по поверью, то, что дает людям настоящее солнце: тепло, силу земле, урожай хлебов, трав, плодов, умножение скота.
На возвышенном месте за околицей деревни втыкали в землю длинный шест, на которое укрепляли масленичное колесо. Его обкладывали дровами, старыми корзинами, бочками, соломой, тряпками, а затем поджигали.
Люди, пришедшие к костру, плясали, пели, старались перепрыгнуть через огонь. Пепел от сгоравшего костра разбрасывался по полям.

Катание на санях

Катание в санях на Масленице было обязательным. В нем принимали участие взрослые семейные люди, а также парни и девушки, новобрачные.
Катание начиналось в четверг, продолжалось в пятницу и субботу.
В русских деревнях существовал обычай катать в понедельник после Масленицы старух.
Их сажали в сани и возили по полям, чтобы, как говорили крестьяне, «лен на полях был долгий».
Сани — необходимая принадлежность масленичного катания.
Сани, украшенные нарядной росписью, назывались «выездные».
В них запрягался один или два выездных жеребца, которые содержались на конюшне специально для поездок в город, в гости, на свадьбу или для катания на Масленице.

В субботу на Масленой неделе принято парам, которые недавно поженились, проводить обряд целования. Молодые поднимались на катальную горку. Там они должны были поклониться «миру» — собравшимся посмотреть на событие деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «Давай, давай!»
В отдельных деревнях встреча Масленицы представляла собой особый ритуал. Он состоял в почетном ввозе специально сделанного чучела, олицетворявшего собой праздник, в селение из-за околицы в сопровождении большого количества зрителей и исполнении ряда действий.
Иногда несколько парней ввозили в деревню сани, в которых рядом с чучелом Масленицы стояла самая красивая девушка. За ними сзади двигалась еще целая вереница саней и разрисованных салазок с празднично разодетыми девушками. Праздник начинался на высоком месте деревни или на специально возведенной катальной горе. Первыми встречали Масленицу дети, молодые девушки и парни. Они же являлись и основными исполнителями всех последующих действий.

От начинающегося праздника ожидали радости, веселья, обильных трапез и развлечений, поэтому и старались встретить его как можно веселее и приветливее, надеясь, что и Масленица ответит им тем же.
Дорогую гостью закликали, окликали, гукали; все действие сопровождалось соответствующими песнями-причитаниями: ,,Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, веточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…”(Сахаров И.П., 1990, стр. 329.)

“А мы масленицу дожидали,
В окошечку доглядали,
В окошечку поглядали…
Сыром, маслицем поливали.
На горушку выходили,
Сыр и с маслицем выносили,
Сыром, маслицем поливали,
Чтобы горушки были катливые,
Чтобы девушки были гудливые.”
(Календарно-обрядовая поэзия сибиряков,
1981,с. 138.)   

“Наши девушки игривы. Молодушки веселые…
Дайте Масленицу нам прогулять,
С ребятами поиграть. С ребятами со холостыми…
У нас седня Масленица,
Масленица, Масленица.
Прилетела к нам ластовица,
Ластовица, ластовица.
Села ж она на колу, на колу, на колу.
Кидает масло по кому, по кому, по кому.
У кого нету – скулья тому…
(Русская обрядовая…,1998,с. 34-35.)

В некоторых регионах России перед началом постоянных катаний на вершине горы кем-либо из участников произносились наговоры:
,, … Масленица тонка, высока, поджара, на катушку прибежала.
Подхватили молодцы, посадили на санки скатили больно далеко, поглянулось очень хорошо…”(Ончуков Н.Е.,1928, стр.122.)
После того, как необходимое число приветствий было пропето, сани с чучелом Масленицы в сопровождении всех собравшихся её встречать с визгом и хохотом под крики детей:
“Приехала Масленица! Пришла Масленица!”, -съезжали вниз.
Девушки и дети начинали кататься с горки на скамейках, заледеневших лукошках и санках.
С этого момента Масленица считалась встреченной, а праздник – начавшимся. Зарождение в день ее встречи нового месяца, когда он ,,окунул рог в масло”, по народному поверью почиталось хорошим предзнаменованием не только на время конкретного праздника, но и сулило богатый урожай и сытую жизнь на протяжении всего предстоящего года.
Если же в этот день мела метель, то такой же ожидали и всю последующую неделю.
,,Помело метлой на Масленицу; придет Осударыня Масленица Метельная.” (Демиденко Е.Л., 1985, с. 60).

В Сибири и Приангарье во время встречи разыгрывали даже специальное представления, участники которых в игровой форме имитировали сельскохозяйственные работы и подсобные занятия крестьян.
Все эти действия сопровождали специальные масленичные песни и комический оркестр.
В этот день ходили к родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях и поездках на ярмарки.
Отмечали встречу Масленицы и жители городов, даже таких, как столичный Петербург.
Считалось, что праздник приходит в него через Охту или Ямскую слободу.
Родоначальницей же праздника представляли нагруженную всякой снедью, пирогами, блинами и оладьями жительницу этой окраины. ,,Насилу дождались такого праздничка, а его дожидали целый годик!”- говорили жители, распевая песни и пускаясь в пляс.

Главным символом праздника являлось масленичное чучело – Масленица женского или мужского пола, одетая в традиционный крестьянский костюм соломенная или деревянная кукла, снежная баба или специально избранный для этой цели человек, наряженный самым фантастическим образом в разномастную старую одежду.
В деревнях и на ярмарках проводились своеобразные “смотры молодоженов”,
на которых они должны были демонстрировать любовь и привязанность друг к другу, символически закрепляя тем самым в глазах крестьянской общины свой новый статус самостоятельных взрослых семейных людей.
Эту же цель преследовали и обязательные ,,гостевания молодоженов” в домах тестя и тещи с непременным угощением блинами, посещение ими крестных родителей и родственников с обеих сторон.
Присутствие там новой образовавшейся брачной пары повышало социальную значимость последних в глазах окружающих, так как подразумеваемая репродуктивная способность и плодовитость молодых супругов, по народным представлениям, сулили успех в сельскохозяйственной и скотоводческой деятельности жителям всей деревни.

Наибольшего размаха достигало развитие праздника в последние два дня. Молодежь каталась с гор на санках, скамейках, ледянках и пр. В это время в деревнях и на ярмарках устраивались “съездки”. На льду озер и рек разыгрывались целые баталии по взятию и разрушению “снежных городков”, олицетворявших собою, вероятно, уходящую надоевшую голодную зиму.
Разгорались многосотенные спортивные состязания, “кулачные бои”, в которых в определенной последовательности принимало участие все население мужского пола, за исключением немощных, убогих и стариков, и где одна деревня сражалась с другой. Проливавшаяся здесь кровь должна была окропить землю и способствовать хорошему урожаю.

Воскресенье являлось последним днем праздника. В этот сравнительно короткий отрезок времени совершалось значительное число наиболее значимых ритуальных действий.
В разных регионах России они имели разное воплощение.
Большую роль в завершении Масленицы играли очистительные обряды, направленные на избавление живущих в деревне людей от влияния на их судьбы злых разрушительных сил.
Они могли исполняться в различных формах: сжигания и потопления, ряженья, сопровождаемого шумом и смехом, то есть любым способом, способным отогнать или обмануть нечистые силы.
В северных регионах страны кульминацией праздника являлось зажигание на возвышенном месте, льду озера или реки большого ритуального костра.
В его сооружении участвовали все жители деревни или села, отдававшие для этого старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и пр.
В центр кострища вертикально помещали высокий шест с надетым на него колесом или смоляной бочкой.

Источники : “Домострой”п/р В.В.Колесова
“Язычество Древней Руси”, Б.А.Рыбаков, изд.2е, М. 2001
Материалы сайтов:www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2088/4010.htm
sleepwind.ucoz.ru/news/maslenica_provody
www.maslenitsa.ru/ma003.htm

Артём

Один комментарий к “Масленица

  1. Масленица, Масленица,
    Дай блинком полакомиться.
    Прогони от нас метели,
    Прокати на карусели.
    Растопи холодный лёд,
    Пусть весна скорей придёт!

    (В. Степанов)

Обсуждение закрыто.

Не копируйте текст!