Рождество

1

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: “Христос родился!”.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.

Продолжая наш разговор о праздничных традициях, поговорим сегодня об одной из самых значимых и любимых “зимних” традициях – о Рождестве. Наряду с Новым годом и праздником Крещения Господня, Рождество является одним из самых значимых и древних праздничных традиций зимнего периода.

Согласно православной (кафолической) традиции Восточной Христианской церкви, Рождество Христово является вторым по значимости праздником после Святой Пасхи, а для представителей западной, вселенской (католической) церкви, Рождество стоит даже выше праздника Пасхи, ибо знаменует собой приход в Мир Спасителя.

Однако, какими бы ни были смысловые разногласия между западной и восточной церквами, по большей части, носящие чисто технические моменты, смысл и суть праздника от этого не меняется, хотя и имеет свои различия и национальные особенности.

Глубинный, исконный смысл праздника состоит в том, что не зависимо от того, к какой группе (религиозной, атеистической, национальной, конфессиональной и прочее), относит себя человек, праздник Рождества является в первую очередь праздником Надежды всего человечества на установление справедливого во всех отношениях мира в Мире. Рождение младенца Иисуса, как символа мира и справедливости для всех, сродни чаянию землероба, охотника и скотовода древности (да и современности), о наступлении Новой Эры, новых возможностей и новых, гораздо лучших времён всеобщего процветания и благоденствия.

Исторически корни праздника легко прослеживаются в языческих обрядах народов Передней Азии, Европы, Скандинавии, Славянского мира. Одновременно с этим, как справедливо заметил Мишель Монтень в своих “Опытах”, христианство по своей сути являлось социально-политическим явлением, отражавшим взгляды наиболее угнетённых слоёв общества Римской империи, и в этом ракурсе мы видим его социальную роль до сих пор, ибо мало что изменилось со времён императора Траяна.

Таким образом, Рождество – это праздник надежды, праздник обновления и он по сути отражает чаяния (пусть скрытые, подспудные, неосознанные) практически всего, без малого, населения планеты Земля с её немыслимым разнообразием форм, содержаний и смыслов. Ведь не зря этот праздник справляют даже не в христианских странах, например, Марокко или Китай, и Япония. Заметьте, это происходит вопреки выступлениям как ортодоксальных верующих, так и атеистов, по какой-то причине.

Подложкой, или основой праздника Рождества служит библейский сюжет, канонических Евангелий о рождении Спасителя. Как бы то ни было, вопреки традициям словесности, тут мы должны сказать: И всё-таки!

И всё-таки основой праздника являются Евангелистические сказания (несмотря на всю пену атеистических, отмороженных сообществ), ибо, по сути Евангелия являются историческим источником, в части изучения древней истории Ближнего и Среднего Востока.

Отвлечёмся от религиозной составляющей и попытаемся погрузиться в мир научных представлений. Что нам известно? Да в принципе ни много, ни мало. Есть Евангелия – отсчётная точка, есть кое-какие данные по археологии, а также совместимые с ними данные из других источников

Если откинуть религиозную составляющую, что мы получим?

Точной даты рождения Спасителя – нет. Судя по источникам, мы не можем даже точно определить хотя бы сезон его рождения, не говоря о более точных месяце и дате. Мало того, мы если точно, даже не можем с приближением, хотя бы процентов на 50 уверенно утверждать, что Иисус – это историческое лицо.

Так исследователи Библии Г.Гече и Амброджджо Доннини, не говоря уж о Джеймсе Фрэйзере, Леониде Васильеве и великом мистификаторе Лео Таксиле, с допуском в 30% говорят, что Библейский Иисус – это фейк, мистификация. Особенно исходя из анализа математических, географических, астрономических, лингвистических и прочих данных.

Что в реале нам известно – куча запутанных фактов и не обоснованных расчётов.

Так как всяких расчётов в мире существует немыслимое множество, то я решил просто представить Вам выдержки из разных статей, посвящённых этой проблематике, по сему ко мне претензии прошу не предъявлять.

Итак, цитата:

… если Христос действительно родился в 7 году до н. э., то на момент распятия ему было не 33 года, как утверждает Библия, а 40 лет…

Когда же именно родился Иисус Христос?

Точная дата рождения Христа волнует умы ученых и простых обывателей уже многие столетия. Важность этого вопроса объясняется не только религиозными причинами, хотя даже богословы признают, что 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому, – дата скорее символическая, чем реальная. Но рождение Христа – это еще и начало летоисчисления по григорианскому календарю, ведь мы ведем счет времени от Рождества Христова. Ученые утверждают, что даже по приблизительным оценкам реальная и традиционная даты отличаются на срок от 4 до 20 лет. Причины этой разницы можно найти, как всегда, в истории, а именно – в VI веке.

До VI века время на территории Европы отсчитывалось от момента основания Рима.
И в 1288 году от основания Рима, то есть в 534 году до н. э., монах по имени Дионисиус Эксигурс потребовал от Священного Собрания утвердить новую точку начала летоисчисления – дату рождения Христа. Он мотивировал это просто: христиане не должны вести счет времен от основания варварской империи, поскольку рождение сына Божьего для этого – более подходящий рубеж. Дионисиус не только предложил реформу календаря, но и самостоятельно высчитал дату рождения Христа. Правда, из–за несовершенства научных методов исследования и отсутствия достоверных исторических источников расчеты Дионисиуса были весьма и весьма приблизительными – он подсчитал, что рождение Иисуса произошло в 754 году со дня основания Рима.

Несколько столетий спустя вопрос о точной датировке этого события пытался решить великий немецкий астроном Иоганн Кеплер. В XVII веке он принял за основу исследований Вифлеемскую звезду, которая, согласно Библейским преданиям, возвестила о моменте рождения Мессии и была очень яркой. Кеплер предположил, что речь идет вовсе не о звезде, поскольку звезды не могут сильно менять силу своего света, а о движении планет.
После долгих расчетов Кеплер пришел к выводу, что Вифлеемская звезда была ничем иным, как «встречей» Сатурна и Юпитера: разница скоростей движения этих планет и Земли привела к тому, что в течение одного месяца орбиты этих планет особенным образом трижды пересекались.
В итоге, визуально планеты слились в одну чрезвычайно яркую точку. Также Кеплер подсчитал, что подобное событие происходит регулярно с периодичностью от 120 до 139 лет. Анализируя свои вычисления и данные Библии, ученый высчитал время рождения Христа – примерно 7 год до н. э.

В последствии версия Кеплера нашла еще одно подтверждение. Были найдены исторические источники, указывающие на то, что Мария и ее муж Иосиф примерно за год до рождения Иисуса были вынуждены отправиться в Вифлеем, чтобы заплатить важный налог. Сведения об этом налоге были найдены при раскопках в Турции – настенные надписи свидетельствуют, что этот налог платился регулярно и точно в срок через определенный промежуток времени. Ученые подсчитали, что Мария и Иосиф должны были прибыть в Вифлеем в 8 году до н. э.

В конце 1970–х годов Дэвид Хаггс, как и Кеплер, провел ряд вычислений на основании библейских данных о Вифлеемской звезде. Он привлек к работе множество источников, среди которых были известные своей точностью китайские и вавилонские астрономические записи. Оказалось, что Иоганн Кеплер был прав: в 7 году до н. э. действительно имело место сочетание Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб.

Примечательным оказалось еще одно открытие: согласно древним записям, Юпитер является символом короля богов, то есть главного бога, Сатурн – символом Палестины, а созвездие Рыб – символом еврейского народа. Дальнейшая работа Хаггса позволила ему утверждать, что точная дата рождения Иисуса Христа – 15 сентября 7 года до н. э. Исследования Дэвида Хаггса наделали много шума в средствах массовой информации, причем особенно активно протестовали представители религиозных общин, которые осуждали осквернение основ веры точными математическими вычислениями. Однако спустя десять лет расчеты Хаггса подтвердил английский астроном Перси Сеймур, воссоздавший макет звездного неба, каким оно могло быть в ночь рождения Христа.

Эти исследования могут указывать на то, что если Христос действительно родился в 7 году до н. э., то на момент распятия ему было не 33 года, как утверждает Библия, а 40 лет. Недаром же известная поговорка гласит, что после сорока жизнь только начинается…

Насколько бы удивительным ни было это для современного человека, но древние иудеи считали день рождения человека – началом болей и скорби, и поэтому день рождения не отмечался, как праздник. Это стало причиной того, что установить дату рождения Иисуса Христа доподлинно не представляется возможным. Иисус родился в Вифлееме, куда Мария и Иосиф пришли на перепись населения. Установить же приблизительную дату рождения Христа возможно только с помощью различных сопутствующих дат, каких-либо событий, правлений императоров или царей.

Исходя из всех исследований, Иисус родился где-то между 7 и 5 годами до нашей эры. Первая дата рождения 25 декабря) указана в летописи Секста Юлия, датированной 221 г. Однако есть и другие предпосылки к установлению настоящей даты рождения Христа.

Это период с 12 по 7 год до н.э. В этот период проходила комета Галлея, которая вполне могла быть названа Вифлеемской звездой.
В тот же период проводилась единственная перепись населения. Немаловажным фактом является то, что Иисус родился во времена правления царя Ирода, который умер в 4 году до н.э. Значит, Иисус Христос мог родиться только до 4 года до н.э., никак не позже, иначе на момент казни он был бы слишком молодым.Согласно исследованиям Роберта Д. Майерса, Библия не содержит указание даты рождения Иисуса.

Однако есть слова Луки, который говорит, что “на поле были в то время пастухи, которые сторожили свое стадо”.
Это говорит о том, что Иисус родился либо летом, либо в начале осени, поскольку в декабре в Иудее было достаточно холодно и дождливо. Следовательно, пастухи не выпасали бы стада на полях.

Ранняя христианская традиция совмещала праздник Богоявления (6 января), Рождества и Крещения Господня, который в последствии стали различными праздниками.

Как бы то ни было, но. Но!…….Христианство а) никогда бы не стало общеевропейской идеологией без поддержки Государства и б) Христианство – всегда будет идеологией противной любому государству, какую-бы поддержку оно не оказывало, ибо Христианство – это идеология вне Государства, нации или народа.

В принципе из всего исходящего мы можем с большой долей уверенности сказать, что всё, что написано в Библии – есть правда, хоть и приукрашенная и Иисус – это вполне реальная историческая фигура, если исключить его мистическую составляющую.
Да. Иисус, как герой Евангелий, как исторический персонаж – вполне историческая фигура, но ведь дело-то не в этом. Дело-то в ином, а именно в том, что за аллегориями Евангелий сокрыто.

А там всего лишь одна мысль, проходящая сквозь Откровения: Мир – есть Любовь! Всё просто, давайте покаемся от уничтожения и придём к миру и любви, как Христос. Вот она, основная, скрытая идея праздника.

Для любителей покопаться в истоках предлагаю направить свои взоры для более объёмного изучения, на работы: Л.С.Васильев-История Религий Востока; Амброджио Донинии-У истоков христианства; Г.Гече-Библейские истории; Дж.Дж. Фрэйзер-Золотая ветвь и Фольклор в Ветхом Завете.
В принципе для более глубокого анализа можно использовать Джона Мильтона, его работы: Потерянный Рай, и Обретённый Рай, Святая кровь и Святой Грааль М.Бейджент/Р.Лей/Г.Линкольн.

Традиции празднования Рождества идут от эпохи первых христиан, приблизительно с века II-го от н.э. Ранняя христианская традиция совмещала праздник Богоявления (6 января), Рождества и Крещения Господня, который в последствии стали различными праздниками. Как заметил А.Донинни, для первых христиан дата рождения Христа вообще была не важна, ибо первейшим чудом являлось всепобедимость смерти Христом, то есть его Воскресение из царства смерти. Именно это являлось подтверждением его божественной природы.

С одной стороны, миф о бессмертии составлял единое целое с мифологией предшествующих и окружающих культур, с другой стороны определял базис нового философского учения, густо замешанного на языческой традиции, что делало его более восприимчивым широкими массами. Идея человека-бога, была весьма распространена среди общин Передней Азии.
К примеру, тот же миф о Гильгамеше, или Осирисе. Они формировали в представлении народа идею богоизбранности, идею божественной природы, воплощённой в человеческом теле.

Исходя из этих посылок, в данный момент трудно определить точно дату рождения Иисуса, хотя сейчас мало кто сомневается в его исторической природе.

Также, как и в случае с Новым годом, традиции празднования Рождества имеют множество национальных особенностей, попробуем их рассмотреть хотя бы чисто конспективно.

 Традиции Рождества

Безусловно, главной традицией Рождества является наряженная ель.
Этот обычай известен с VIII века и пришел к нам из Германии. Первое упоминание о Рождественской ёлке связано с личностью святого Бонифация. Когда монах Бонифаций читал друидам (поклонникам деревьев) проповеди об Иисусе Христе и Рождестве, то убеждал их, что дуб не является священным деревом. Чтобы доказать свои слова, Бонифаций срубил дерево.
Падая, дуб поломал все деревья своей кроной, не сломанной осталась только лишь одна ель. Монах увидел в этом событии чудо, воскликнув: “Пусть будет ель древом Христа”. Именно поэтому Рождество в Германии отмечается высаживанием молоденьких ёлочек.

Символами Рождества являются также вечнозеленый венок со свечами, колокольчики – символ Небесных Колоколов и изгнание нечистых духов, Рождественские открытки, Рождественские гимны, свечи. Двенадцать дней праздников от Рождества Христова до Крещения принято дарить своим близким подарки, радоваться и петь рождественские песни.

Славянские народы часто гадают на рождество, особенно молодые девушки – на суженого. Загадывают желания и сны, которые, по поверью, обязательно сбудутся. В некоторых сёлах в ночь перед Рождеством строят “колодцы” из веточек. Верх “колодца” кладут небольшой навесной замочек, который перед сном захлопывают. Ключ девушка кладет под подушку, загадывая, чтобы суженый пришел воды напиться из колодца, а “колодец” на замке. Ключ нужно у суженой взять: придет суженый у девицы ключ просить, так они и свидятся.

Существует и еще одна традиция. Для того, чтобы вещи в доме водились, и семья всегда была в обновках, в канун Рождества (6 января) следует переложить вещи в полок на полки, поменяв их местами. Тогда, по верованиям, весь год семья, живущая в этом доме, сможет покупать новые вещи.

Кроме того, в Святой Вечер 6 января принято ходить в гости к близким и родственникам с песнями, колядками, поздравлять всех с Рождеством Христовым, желая благополучия и добра.

Праздничные ‘двенадцать дней’ христианского мира – самые красивые и торжественные в году. Этому немало способствует рождественский стол – изящно оформленный, украшенный хвойной веткой и свечой или живыми цветами. Традиционные цвета рождественского стола – красный и зеленый. Они непременно присутствуют на рождественских скатертях западного христианского мира. Несмотря на то, что красно-зеленая рождественская гамма зародилась в Европе, американцы возвели ее чуть ли не в ранг собственного закона и это при том, что Рождество в США, относительно молодой праздник. Дело в том, что Америка как государство, было основано выходцами из пуританских кругов Великобритании, в которой в период с 1642 по 1652 годы празднование Рождества было официально запрещено законодательством. Большинство рождественских традиций связано с кулинарией, при этом многие блюда готовились только единожды в году.

Праздничные кушанья могут быть самые различные, но обязательно должно быть одно центральное блюдо – гусь, индейка, утка, курица, рыба, запеченные целиком. Это – символ единства всех собравшихся за праздничным столом. Рождество – самый семейный праздник, на рождественский ужин не принято приглашать друзей. Их звездный час – новогодняя ночь.

На протяжении многих столетий у жителей Британских островов на Рождество была на столе особая каша – ‘плум порридж’, сваренная на мясном бульоне. В нее добавляли хлебные крошки, изюм, миндаль, чернослив, мед и подавали ее очень горячей. К началу III в. это название трансформировалось в ‘плум-пудинг’ – одно из главных блюд рождественского стола. Его еще называют пудинг в огне – перед подачей пудинга на стол его обливают коньяком и поджигают. После такого ‘фейерверка’ пудинг кажется еще вкуснее. Традиционными блюдами считаются также жареная или фаршированная индейка (в Англии), жареный (в Шотландии) или копченый
(в Ирландии и Уэльсе) гусь. Разрезать дичь и разложить ее по тарелкам – обязанность мужчины.

Шотландский Новый год связан с представлениями о добрых гномах, их изображения украшают стол и многие блюда. Обязательно выпекают большой песочный торт, украшенный засахаренным миндалем, марципанами.

Во Франции декабрь – месяц праздников и кровяных колбас. Заранее откармливают гусей и индюшек, режут свиней, заготавливают колбасы. Трапеза в конце Рождества состоит из семи блюд: суп с шалфеем и чесноком, шпинат или треска, зеленые и черные маслины, жареная рыба, цветная капуста, сельдерей в анчоусном масле, улитки. Традиционная пища французов на Рождество – кровяные колбасы, жареный гусь или индейка, запеченная свиная голова, горох, фасоль, чечевица, орехи, каштаны, лепешки на молоке, сласти. Традиционный французский (в том числе рождественский) деликатес – гусиная печенка.

В Италии в сочельник на столе должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, капуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. В иных местах таких блюд должно быть девять. Сохранился обычай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трески, устриц и других даров моря, а также ‘морские фрукты’ – разные моллюски вперемешку с традиционными спагетти. В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся.

Рождественский ужин по-немецки – это жареный гусь и пирог с орехами, марципанами и изюмом. Пекут крендели и фигурное печенье.

В Австрии за рождественским ужином едят национальный суп-лапшу, а на второе – запеченного с тмином карпа. В меню обильного новогоднего ужина входит заливной поросенок. Согласно обычаю, надо первого января на обед есть свинину (на счастье), хрен (на здоровье) и зеленый горошек (чтобы деньги водились).

В Португалии и Испании в сочельник готовят миндальный суп, медово-ореховую халву, рисовую кашу, обрядовое печенье и сласти, а в первый день Рождества – сытные мясные блюда: свинину, ветчину, каплуна, а также обрядовые вареные каштаны и кашу.

В Бельгии и Нидерландах в каждой области свои традиционные блюда. Во Фландрии – рисовая каша, пудинги, мясо, жаренное крупным куском. Повсюду очень разнообразны новогодние печенья, вафли, торты, особые виды хлеба. Горячий чай пьют с молоком, сахаром и корицей, гвоздикой, лимонной пудрой, шафраном и мускатным орехом. Это нечто вроде русского сбитня, но только на молоке.

В обычаях рождественского, новогоднего и крещенского стола народов Скандинавии очень много общего: вечером едят рождественский окорок, кашу, рыбу и особый хлеб с маслом. Украшение рождественского стола – вареный шпигованный язык и жареная свиная голова. На ужин – жареный гусь с яблоками и сливами, жареная свинина, тушеный картофель, кабачки, пироги с яблоками, орехи, фрукты. Новогодний стол дополняют холодными закусками – сёмгой, салатом из сельди, сыром. Традиционно и особое блюдо из сушеной и вымоченной до состояния желе трески, а также рисовый пудинг.

Во время зимних праздников у финнов на столе обычно похлебка из свинины, говядины и кровяной колбасы, вареная вяленая треска с картофелем, ячменная или рисовая каша на молоке, запеченная брюква и непременно – запеченное с растопленным свиным жиром картофельное пюре.

В Дании на рождественский ужин обязательна утка с яблоками, непременный напиток, помимо шампанского, – ‘глег’ (смесь корицы, гвоздики, вина и воды).

В Швейцарии на любом праздничном столе – традиционный лосось и по специальному рецепту приготовленное жаркое.

Рождественское меню венгров-католиков значительно отличается от меню венгров-протестантов: у последних почти совсем не встречается характерных для этого праздника блюд, в то время как католики не только употребляют лишь определенные кушанья, но и соблюдают строгую последовательность в чередовании этих блюд на столе, а в некоторых селах – и определенное число их, имеющее также магическое значение (7 или 13). Ужин начинают с того, что съедают по дольке чеснока с куском хлеба или калача, затем – по ореху и по дольке яблока, после этого следует лапша или галушки с маком, фасоль с маслом, творожные лепешки, сладкие мучные изделия, чаще с маком, реже – с орехами и мармеладом; заканчивается ужин обычно капустным, реже – фасолевым супом. Главным блюдом новогоднего стола является жареный поросенок, что, по поверьям, должно принести счастье. Интересно, что в день Нового года существовал запрет не только на куриное мясо, как на Рождество, но и вообще на всякую домашнюю птицу, хотя в повседневном меню венгров блюда из птицы занимают довольно много места. Запрет в народе объясняется тем, что если будешь есть птицу на Новый год, то из дома ‘улетит счастье’.

В Румынии пекут необычные пироги. В них запекают фарфоровые куколки, кольца, монеты, стручки красного перца и другие сюрпризы. Есть такие пироги надо осторожно – вдруг достанется жгучий перец. А кольцо или монеты, по народным приметам, приносят благополучие.

В Болгарии тоже пекут пироги с сюрпризами – баницу. В пирог запекаются кизиловые почки, веточка кизила и монета. Кому достанется одна почка – тот будет весь год здоров, две почки означают счастье, три – быть новой семье, четыре – хорошо учиться, а кто монету достанет, тот в этот год разбогатеет.

В Польше считают, что на новогоднем столе обязательно должно быть 12 блюд, причем мясо исключается. Непременно должны быть карп жареный или карп заливной, грибной суп (борщ), бигос, каша ячменная с черносливом, клецки с маслом и с маком. На сладкое – шоколадный торт.

Заканчиваются зимние праздники у народов Европы 6 января. В конце этого дня пекут пирог с запеченным бобом и выбирают ‘бобового короля’.

Другим главным атрибутом рождества являются все же подарки, которые в разных странах разносят разные святые или сказочные герои. Так, например, в Норвегии и Дании рождественские подарки разносят эльфы, которые живут на чердаках и конюшнях. В канун рождества они появляются, чтобы разложить подарки по всему дому. В Италии раздачей подарков заведует старушка, которая прилетает на метле, и зовут ее – Бефана. У немцев подарки приносит Кристкиндл – ангел, который появляется верхом на олене, с целыми повозками сладостей и игрушек. В России в канун Рождества появлялась прекрасная девушка в белом – Коляда, которая и привозила с собой подарки. Наиболее известным и любимым рождественским духом является Санта Клаус, который в рождественскую ночь появляется в упряжке из оленей, пробирается в дом, сквозь трубу и оставляет подарки в чулках, которые предварительно развешиваются по всему дому.

Особенностью празднования Рождества у Славянских народов являлись гадания. Согласно православной традиции рождественская неделя совпадала с языческим Новым годом и колядками, и носила название Святок. Святочные гулянья предполагали шумное веселье с переодеваниями, играми, песнопениями. Чтобы нечистая сила не могла опознать участников колядок, их участники переодевались, одевали маски и так далее. Молодёжь ходила по дворам и пела колядки, требуя «откуп» у хозяев, как говорилось выше гадала. Вот некоторые из вариантов, которые дошли до наших дней.

Гадание на картах. На ночь кладут бубнового или другого короля под изголовье и загадывают на суженого-ряженого или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать свое будущее или его расположение к себе. Приснившийся – жених.

Гадание на луковицах. Берут несколько луковиц и замечают каждую из них; эти луковицы кладут на землю, чья луковица ранее даст росток, та из девушек выйдет прежде замуж.

Гадание на кольце, хлебе и крючке. Положив на пол кольцо, крючок из соломы и кусок хлеба, покрывают эти три предмета платком, из-под которого потом вынимают, кому какая вещь достанется. Если достанется кольцо, то жених будет щеголь, если хлеб – богач, а если крючок, то бедняк.

Гадание на туфле. В ночь перед Рождеством молодая девушка должна бросить с крыльца на улицу свою туфлю. Если туфля упадет острым концом к калитке, то девушка скоро покинет родной дом, если тупым – еще год сидеть ей в девках.

Гадание на желания. Берется большой таз. На края его прикрепляются бумажки, на которых написаны желания. В половинку грецкого ореха вставляется свеча, и отпускается в таз. Какая бумажка загорится, то желание и сбудется.

Помимо гаданий у нашего народа сложилось большое количество различных примет и поверий, связанных с Рождеством.

Поверья, приметы, пословицы, присловья

Святые дни кануна Рождества до Крещения – Святки. Гулянья. Ряженые. Рождественский стол должен быть щедрым, чтобы досталось всем знакомым и соседям.

Под Рождество и молод, и стар ступай на базар,
покупай веселей, рублей не жалей.

К Рождеству в горнице расстилают праздничные половинки: на белом поле – голубые цветы.

Если метель в канун Рождества – будет ранняя листва.

Если в первые дни рождественских праздников иней на деревьях – будет урожай хлеба.

Если Рождество теплое – весна холодная.

Во время обеда на Рождество нельзя воду пить; кто не пьет, тому не захочется воды, когда ее негде взять: в дороге или во время работы.

Для любителей готовить и совмещать традиции можем предложить несколько рождественских рецептов, чтобы отметить праздник вкусными блюдами.

Ингредиенты: 1 стакан пшеницы, 100 гр. мака, 100 гр. ядер грецких орехов, изюм 100 гр. 1-3 ст. л. меда, сахар по вкусу.

Способ приготовления: Пшеничную крупу промываем и замачиваем на 4-5 ч. в холодной воде.
После того, как крупа размокнет, воду сливаем.
Пересыпаем крупу в кастрюлю (алюминиевую или из нержавейки) и доливаем 2 стакана воды.
Ставим пшеницу вариться на маленький огонь.
Через 1,5ч. когда крупа сварится ее нужно остудить.
Мак промыть, запарить кипятком на 2-3 часа, слить воду, растереть мак в ступке, добавить по вкусу сахар, мед, нарезанных орехов, промытого изюма, влить 0,5-1 литр взвара или остывшей кипяченой воды, соединить эту массу с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать с деревянной ложкой.

Приготовление: Мясо промыть и хорошо обсушить. Сделать вдоль всего куска мяса глубокий надрез до половины толщины куска (мясо стараться не прорезать насквозь). Затем сделать надрезы вправо и влево, также, не прорезая кусок, а оставляя стенки, толщиной 7-8 мм. Развернуть пласт мяса, как книгу.
Накрыть мясо пищевой пленкой или пакетом и хорошо отбить. Отбитый пласт мяса натереть солью и перцем.

Приготовить начинку.
Грибы перебрать, промыть и обсушить. Лук нарезать мелко или четверть кольцами. Зелень вымыть, обсушить и порубить. Чеснок очистить и мелко порубить или пропустить через чесноко-выжималку. Сыр натереть на терке.
В разогретой с небольшим количеством масла сковороде обжарить грибы (жарить, пока не испарится вся влага), затем долить еще немного масла (можно положить сливочное или топленое) и еще немного поджарить до румяности.
В отдельной сковороде, на растительном или сливочном масле, обжарить до румяности лук. Соединить грибы с луком, посолить, поперчить свежемолотым перцем и немного остудить. Добавить к грибам чеснок, зелень, сыр и перемешать начинку. Выложить грибную начинку на мясо. Свернуть аккуратный рулет, следя за тем, чтобы начинка оказалась внутри и была полностью, со всех сторон, покрыта мясом. Рулет перевязать ниткой или скрепить зубочистками.

В сковороде хорошо разогреть масло, выложить рулет и обжарить со всех сторон, на сильном огне, до румяности. Обжаренный рулет переложить в смазанный сливочным маслом противень или форму для запекания.
Запекать рулет ~1,5 часа (или дольше, в зависимости от веса) при температуре ~180°С.

Когда рулет хорошо подрумянится, но еще не будет готов, накрыть его фольгой и продолжать запекать до полной готовности. В конце запекания снять фольгу и еще немного подрумянить. Готовый рулет вынуть из духовки, дать постоять ~15 минут и нарезать ломтиками, толщиной ~1 см.

Подавать рулет в горячем или холодном виде.

Ингредиенты: утка или гусь – 1 тушка (весом ~ 2 кг), соль, перец, паприка, чеснок.
Для начинки: яблоко – 1 шт, курага – 50 г, чернослив – 50 г, апельсин – 1 шт, орехи (миндаль, кешью или грецкие) – 30-50 г.
Для украшения: яблоки, апельсин, зелень

Способ приготовления: Утку или гуся хорошо промыть и обсушить. Внутри и снаружи посолить, поперчить и посыпать паприкой. Внутри натереть утку пропущенным через чесноковыжималку чесноком.
Для начинки: Яблоко вымыть, очистить и нарезать небольшими кусочками. Апельсин очистить от кожуры и нарезать на небольшие кусочки. Чернослив и курагу промыть и обсушить.

Нарезанное яблоко смешать с черносливом, курагой, апельсином и орехами (при желании, утку можно нафаршировать только яблоками – очистить кожуру и нарезать яблоки дольками (ломтиками). Яблоки желательно брать сорта “Антоновка»). Начинку положить внутрь тушки и заколоть отверстие зубочистками или зашить ниткой. Утку смазать растительным маслом (чтобы кожа не была вареной) и уложить на застеленный фольгой противень или в глубокую форму для запекания (можно готовить и в утятнице) на спинку.

Рядом с уткой выложить целые или разрезанные пополам яблоки. Противень плотно закрыть фольгой и поставить в духовку на средний огонь на 2-3 часа (время приготовления зависит от веса птицы – чем больше вес, тем больше время приготовления). Каждые 30 минут поливать утку выделившимся жиром. (Чтобы утка получилась нежирной – во время запекания проткните зубочисткой грудку и ножки птицы).

За 15-20 минут до готовности снять фольгу, вылить скопившийся жир, полить утку соком апельсина и подрумянить в духовке, не накрывая фольгой или крышкой.

Подавать утку, выложив на большое блюдо, и украсив запеченными яблоками и кружочками апельсина.

Ингредиенты: карп, весом ~1-1,5 кг, лук-порей – 1 крупный стебель (только белая часть) или 1-2 репчатых луковицы, шампиньоны – 150-200 г, помидор – 1 шт, зелень петрушки, растительное масло, сок лимона – 1 столовая ложка, соль, свежемолотый перец

Способ приготовления: Карпа очистить от чешуи, хорошо промыть. Удалить жабры. Разрезать брюшко и удалить внутренности. Карпа хорошо промыть снаружи и внутри, и обсушить салфетками. Сбрызнуть рыбу соком лимона и оставить на 15-20 минут.
Приготовить начинку:
Лук-порей вымыть и нарезать кольцами или полукольцами. Шампиньоны вымыть и нарезать ломтиками. На разогретой с растительным маслом сковороде обжарить лук до мягкости. Добавить грибы и жарить, помешивая, ~5 минут. Посолить и поперчить. Начинку немного остудить. Карпа уложить в смазанную растительным маслом форму и натереть солью и свежемолотым перцем снаружи и внутри. Наполнить брюшко карпа подготовленной начинкой. Брюшко аккуратно сколоть зубочистками. Кожу рыбы хорошо смазать растительным маслом. Помидор вымыть и нарезать кружками.

Выложить кружки помидоров на рыбу так, чтобы кружки немного заходили друг на друга. Помидоры чуть посолить и сбрызнуть растительным маслом. Сверху можно положить веточку петрушки. Запекать ~45-60 минут в нагретой до ~180°C духовке. Время запекания зависит от веса рыбы.

Готовую рыбу вынуть из духовки, дать постоять ~10 минут, аккуратно переложить на блюдо, и оформить зеленью и свежими овощами.

Ингредиенты: свекла – 2 шт, лук репчатый – 1 шт, картофель – 2 шт, морковь – 2 шт, курица – 200 г, яйца – 2 шт, гранат – 1-2 шт, грецкие орехи, майонез, соль, перец.

Способ приготовления: Свеклу, морковь, картофель и яйца отварить. Отваренные овощи и яйца потереть на крупной терке в отдельные мисочки. Куриное филе отварить до готовности и порезать соломкой или кубиками. Репчатый лук мелко порезать и обжарить. На середину блюда, в котором собираемся подавать салат, поставить стаканчик. Слои салата выкладывать вокруг стаканчика, чтобы получить форму браслета. Некоторые слои по желанию, можно слегка посолить и поперчить.
1-ый слой: картофель, майонез;
2-ой слой: половина свеклы, майонез;
3-ий слой: морковь, майонез;
4-ый слой: грецкие орехи;
5-ый слой: половина курицы, майонез;
6-ой слой: жареный лук;
7-ой слой: яйца, майонез;
8-ой слой: половина курицы, майонез;
9-ой слой: половина свеклы.

Вынуть стаканчик и сверху салат хорошо обмазать майонезом. Всю поверхность салата покрыть зернами граната.

Ингредиенты: 125 г жареных бразильских орехов; 80 г жареного миндаля; 100 г сушеного инжира; 125 г мелко нарезанной кураги; по 50 г сушеного имбиря и изюма; по 2 ст. л. какао и муки; по 1/2 ч. л. порошка мускатного ореха, кориандра и молотой гвоздики; по 50 г меда и сахара; 1 ст. л. воды; 2 ст. л. сливочного масла; сахарная пудра.

Способ приготовления: Соедините орехи, сухофрукты, просеянное какао, муку и специи. Смешайте в кастрюле мед, сахар и воду. Поставьте на медленный огонь и, помешивая, уваривайте, пока сахар не растворится. Снимите с плиты и вылейте в орехово-сухофруктовую смесь. Тщательно размешайте. Выложите массу в выстланную пергаментной бумагой и смазанную сливочным маслом форму диаметром 17 сантиметров. Запекайте при температуре 160 о С около 40 минут. Дайте пирогу остыть в форме. Затем достаньте, заверните в фольгу и поместите в холодильник.
Перед подачей на стол посыпьте сахарной пудрой.

В заключение сегодняшнего разговора приведём несколько текстов – колядок, вдруг кому-нибудь захочется вспомнить обычаи предков и поколядовать.

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
С Рождеством Вас!

Ты нас будешь дарить —
мы будем хвалить,
а не будешь дарить —
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Уродилась Коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку
А дай бог тому,
Кто в этом дому
Его рожь густа,
Рожь ужиниста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!

Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!

Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба –
Уведем деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!

Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом!
Со всем родом!
Коляда, коляда!

Мы ходили, мы ходили
По святым вечерам!
Эй, Овсянь! Эй! Коляда!
Дай Бог тому, кто в этом дому!
В поле – зерно,
В доме – добро,
Не дадите пирога –
Сведем корову за рога!
Эй, Овсянь! Эй! Коляда!

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется!
С Рождеством Вас!

Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте
Колядовщикам!

Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепешки –
Разобьем окошки.
Не подашь пирога –
Уведем корову за рога.

Коляда-моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!
Тяпу-ляпу, Скорей дайте коляду!
Ножки зябнут, Я домой побегу.
Кто даст, Тот — князь,
Кто не даст — Того в грязь!

Ходит коляда по святым вечерам,
Заходит коляда во Павлы-село.
Собирайся, селяне,
Будем с колядой!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте, коробейники,
Доставайте копейки!
Подходи, не робей,
Сейчас народ потешим.
Кто будет чертом, а кто лешим!
А кто никем не хочет
Пусть за пятак хохочет!

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: “Христос родился!”.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
Вот идём мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
Колядин, колядин,
Я у мамки один,
По колено кожушок,
Подай, дядя, пирожок!
Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
Что есть в печи – в мешок мечи!

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.
Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Счастья вам,
хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
С Рождеством Вас!

Поздравляя друг друга с Рождеством Христовым, помните, что вместе с вашими искренними словами придут в дом благословение и любовь, радость и благоденствие. Помня о Христе, станьте чуточку добрее и чище, чтобы вы смогли поверить в чудо, и чтобы Его любовь поселилась в вас!

Не копируйте текст!