Мифология

Мифология

Что такое мифология?

Мифология

Мифологией называют и науку о мифах. Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание.
Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно
в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.
Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире.
Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества.
В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.
Первобытный человек не выделял себя из окружающей социальной и природной среды. А его мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости и было почти неотделимо от эмоциональной аффектной, моторной сферы.
Следствием этого явилось очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов.
На природные объекты переносились человеческие свойства. Им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность. И, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных.

Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает
причудливую мифологическую фантастику.
Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными
трансформациями внешнего облика.
Болезни могли быть представлены чудовищами — пожирателями людей.
Космос — мировым древом или живым великаном.
Родоплеменные предки — существами двойной — зооморфной и антропоморфной — природы, чему способствовало тотемическое представление
о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных.

Характерные черты мифа

Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны
семейно-родовыми отношениями.
В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается
в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и его атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности.
Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.
Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей с прецедентом.
В мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей).
Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление пищи — всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния.

Миф и ритуал

Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической модели мира. Мифическое время есть время «начальное», «раннее», «первое».
Это «правремя», время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени.
Это время первопредков, первотворения, первопредметов, «время сновидений», сакральное время в отличие от последующего профанного, эмпирического, исторического времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия предков и богов являются сферой первопричин всего последующего, источником архетипических первообразов, образцом для всех последующих действий.
Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа.
Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов.
В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются.
Ритуалы обеспечивают их вечное возвращение и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.

Миф и ритуал составляют две стороны — как бы теоретическую и практическую — того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника.
Категория мифического времени особенно характерна для архаических мифологий, но трансформированные представления об особой начальной эпохе встречаются и в высших мифологиях, иногда как идеальный «золотой век» или, наоборот, как время хаоса, подлежащее последующей космизации.
Миф нацелен на изображение превращения хаоса в космос.
В последствии, в эпических памятниках мифическое время преобразуется в славную героическую эпоху единства народа, могучей государственности, великих войн и т.д.
В мифологиях, связанных с высшими религиями, мифическое время преобразуется в эпоху жизни и деятельности обожествлённых пророков, основателей религиозной системы и общины.
Наряду с временем начальным в мифы проникает и представление о конечном времени, о конце мира (эсхатологические мифы). Возникают биографии богов и героев, описывается их жизненный цикл и главные подвиги.

Мифология

Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, предтеатральными и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику.
Искусство даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами
(не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами).
Миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды.
Философия развивалась постепенно, преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования.

Не копируйте текст!