Disco Fever

2

  ДИСКО

Возможно, эта осень так повлияла на моё состояние, нажав кнопку “ностальгия” и запустив хандру и сплин.
Нет, осень я люблю,особенно раннюю.
Помните, как у Пушкина А.С. – ” Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса,…”. Одетые в разноцветный убор парки и скверы,мягкое шуршание палой листвы, по особому прозрачный горизонт, запах прелых листьев и влажных веток. Ещё не холодно, но утром по особенному свежо. Даже дожди в октябре, в самом его начале – не противные, а какие-то мистическо-инфернальные,вызывающие в памяти стихи Верлена, Рэмбо, Бодлера с их сплином и обречённостью. Но обречённостью просветлённой, а не унылой.

Природа, как бы прощается с нами перед долгим сном, веселясь на последнем в этом году карнавале. Вот такую осень я люблю, и я ждал её, но увы, она так и не пришла. Холодный, серый плювиоз правил бал в этом году, а так хотелось праздника и света. Не лёгкая грусть, а тяжёлый, липкий сплин окутывал всё. Видимо, это и сподвигло поговорить о чём-то легкомысленном, радужном и весёлом.

Именно таким в моём представлении является диско. Да-да,не фанк, не сальса, не ламбада, а именно диско с его безбашенным весельем, яркими цветами, лёгкими, зажигательными мелодиями, вспышками стробоскопов и миганием фонарей цветомузыки.
Начиная работу, я даже не представлял насколько сложна тема. Большим любителем и знатоком диско я никогда особо не являлся, все мои знания в принципе ограничивались знанием десятка исполнителей и тем фактом, что – это диско. Однако. всё оказалось более чем сложно.

Начнём с того, что диско – это не стиль, не направление и даже не жанр музыки. Это целое явление, особая субкультура со своей, историей, направлениями, жанрами и модой. В этом плане диско сродни рок-культуре имеющей такое же сложное строение, всё это меня несколько озадачило и поставило в тупик, ибо я не ожидал подобного и просто не знал как всё это уместить в рамки одной статьи.

Да если честно, то и сейчас, когда пишу, не знаю что из всего этого получится. Структура диско-культуры насчитывает боле двух десятков жанровых,стилистических направлений, периодов от раннего(пред-диско) начала 70-х до Новой волны и Ту-Тон 90-х. Помимо этого, жанры диско делятся так же по географическому признаку: фрэнч-поп, австро-поп, нидер-поп и т.д. и всё это объединяется одним общим знаменателем – диско.

В виду всего этого, я попытаюсь кратко представить историю развития данного феномена без глубокого погружения во все тонкости и детали, кого заинтересует, интернет в помощь. Термин ДИСКО произошёл от французского – discotheque ( собрание дисков), позже так стали называть танцевальные клубы,где проводились тематические вечеринки с использованием записей музыки диско, в отличии от обычных клубов с “живой” музыкой, ну и наконец, термином диско стали называть собственно музыку.

В музыкальном плане корни диско уходят в музыку фанк, спиричуэлс и соул, а так же традиционную эстрадную песню с преобладанием именно танцевальной составляющей, что не удивительно, учитывая тот факт,что именно фанк стал непосредственным предшественником диско, которое по своей ритмике представляло сильно упрощённый его вариант. По сути, классический рецепт диско сложился к середине 70-х годов ХХ века: ритм в монотонном темпе – 120 ударов в минуту + тематика: любовь, развлечения( соул), религиозные откровения (спиричуэлс) + громоздкие оркестровки с большой долей струнных и духовых (классическая эстрада) + зажигательные,навязчивые мелодии = диско.

Структура песен часто состояла из нескольких блоков со сменой тональности, мелодии, рисунка баса, всё это не давало слушателю устать от жёсткой ритмики, подчёркнутой бочками и непрерывной линией бас-гитары. Если фанк, будучи достаточно многоплановой музыкой, помимо танцев, её можно было пускать фоном, медитировать и прочее, то диско было же заточено конкретно на танец, при этом фанк был преимущественно музыкой чёрного и цветного населения (в первую очередь Америки), то диско быстро освоенное белой аудиторией стало интернациональным явлением,так же как в своё время рок-н-ролл.

На формирование диско явно оказали значительное влияние рок-н-ролл, музыка латино и карибского бассейна. Формально можно выделить два основных направления в развитии жанра. Это условно американский с сильным влиянием фанка и соул-музыки (Michael Jackson, Belinda Carlisle, Cher, Gloria Gayner, Amilii Stewart, Grase Jones, Village People) и европейский с уклоном в традиционную эстраду континентальной европейской традиции(Silver Convention, ABBA, Baccara, Bee Gees, Saragosa Band, Santa Esmeralda, Kraftwerk, Rockets, Space, Zodiac, Cerrone, Giorgio Moroder, Adriano Celentano, Antonella Ruggiero, Dalida).

Важной составляющей диско-культуры является дискотека. Именно через неё идёт основное распространение диско. Прообразом дискотеки стали джук-боксы, музыкальные автоматы с набором пластинок – синглов и ярким оформлением. Попытки сконструировать подобные автоматы предпринимал ещё Эдиссон, но только в конце 30-х годов удалось сконструировать более-менее приличный автоматический проигрыватель. В 1933 году немецкий эмигрант Рудольф Вурлитцер продемонстрировал свой первый аппарат – Wurlitzer P-10, в который можно было загрузить десять дисков на 78 оборотов. А в 1936 году он представляет новую модель Wurlitzer 1015 Bubbler объёмом 24 диска и светомузыкой. Машина получила широкую популярность сначала в США, а после войны и в Европе. Джук-боксы устанавливали в закусочных, кафе, барах и даже на заправках для привлечения клиентов. Именно джук-боксы стали основным каналом распространения музыки соул, ритм-н-блюза, рок-н-ролла. Рост популярности таких автоматов привёл к резкому подъёму звукозаписывающей индустрии. Относительно недорогие в производстве синглы, давали высокую прибыль и вскоре такие гиганты как RCA, Columbia, Warner Brothers стали монополистами, подмяв под себя весь процесс от записи до продвижения конечного продукта.

Рост возможностей звукозаписи привёл к широкому использованию грампластинок, и если в 40-х / 50-х для танцевальных вечеров приходилось приглашать многочисленные диксиленды, то в 60-х дело упростилось. Владельцы клубов всё чаще начинают использовать записи, что сокращает расходы и повышает доходы заведения.
Кроме того, вечеринки стали неотъемлемой частью частной жизни, достаточно было иметь дома проигрыватель и приличную коллекцию пластинок.

Формально, первые дискотеки появились в Нью Йорке в 70-м году, там крутили преимущественно фанк и соул, разбавляя его рок-н-ролльными композициями. К середине 70-х диско прочно закрепилось в таких клубах, не только в штатах, но и в Европе и в Азии. Именно на середину 70-х выпадает такое явление как макси-сингл,12-ти дюймовые диски, на которых песни записаны в удлинённом формате. Если в начале 70-х продолжительность песни редко составляла 5 минут, то на макси-сингле она могла звучать по 12-15 минут. Эти диски записывались специально для дискотек. Одновременно с ростом популярности диско, роль исполнителя постепенно начинает сходить на нет и наоборот растёт роль продюсера.

Практически все популярные коммерческие проекты – это дело рук продюсеров от шоубиза, таких как Фрэнк Фариан, Джорджио Мородер, Куинси Джонс. Именно продюсер решает, кого приглашать для записи, как записывать, и т.д. Роль исполнителя сводится к функции статиста, красивой живой обложки, которой отведена работа шоумэна. Теперь для исполнителя не столь важны голосовые данные и профессионализм, сколько яркая, эпатажная внешность, умение хорошо двигаться и делать шоу.

Классическим примером продюсерского продукта являются Village Peoplе, Boney M, Santa Esmeralda, Goombay Dance Band. Часто исполнитель имел мало отношения к написанию, аранжировке и записи песен, подключаясь на последнем этапе – выступлении с концертами. Сами понимаете, в таких условиях музыканты стали всё чаще прибегать к минусовкам, а позже, вообще стали в полный рост использовать фонограмму.
С другой стороны, попробуй полтора-два часа петь, скакать и выкидывать акробатические номера одновременно, никакой дыхалки не хватит, да и с ритма сбиться не трудно.
Так что “фанера” прочно вошла в поп музыку, хотя посетителей дискотек это не слишком волновало.

Практически, с первых шагов новой культуры сложилась особая схема существования диско. На первом этапе студия записи готовила номер, приглашала музыкантов, аранжировала и записывала сингл. Затем, сингл обкатывали на одной из “модных” дискотек. Если он получал хорошую реакцию, устраивались несколько “живых” выступлений и только после этого шла ротация на радио, откуда уже распространялся сингл в “провинцию” с непременными гастролями исполнителя. Первая радиостанция специализирующаяся на диско – музыке появилась в 1974 году, одновременно со специальной прессой, посвящённой диско культуре, хотя первая статья о диско вышла в журнале The Rolling Stones ещё в 1973 году. Интересной особенностью диско являлось массовое использование кавер версий: Layla – Chily, Motherless Child; No Woman, No Cry – Boney M; Hush; The House of Rising Sun – Santa Esmeralda; Light my Fire-Baccara и др.

Помимо всего прочего, диско группы активно используют рок-инструментарий и техники. Например: группа Matia Bazar, Neoton Familia, Omega местами звучат в лучших традициях арт и глэм рока. Одновременно с этим и рок музыканты обращают свой взор к диско: KISS – I Was Мadе for Loving You; The Rolling Stones – Miss You; Rod Stewart – Do You Think I’m Sexy; Elton John – Victim of Love; David Bowie – Young Americans и др.

Новая музыка потребовала новой философии и моды. Именно диско стало отправной точкой развития “гламура” со множеством блёсток, ярких тонов розового,зелёного, сиреневого цветов.
В моду вошли джинсовые кепки с паетками и короткие шорты с разноцветными колготками (с подачи Дайаны Росс), а Донна Саммер ввела в обиход платья – туники и свободные тёмные рубашки с люрексом и блёстками.
Однако, эталоном стиля стал образ созданный Джоном Траволтой в фильме “Лихорадка субботнего вечера”, вышедшего в 1977 году. Белый костюм и чёрная рубашка или водолазка. Одновременно с этим идеи унисекса с подмостков Высокой моды вышли в широкие массы. Смешение несовместимых красок, материалов, стилей, которое до этого считалось признаком дурного вкуса, теперь стало идеальным для стиля диско. Появились дизайнеры и модельеры, работавшие исключительно на диско культуру.

Например: дизайнеру из Нью-Йорка Хальстену принадлежит идея шорт-комбинезона, а Билл Гибб придумал трикотажные топы с люрексом. А самым модным дизайнером обуви считался Терри де Авиллан с его туфлями на платформе. В целом, мода широко использовала всевозможные искусственные материалы, главное, чтобы было больше блеска и ярких красок. В дополнение к блистающим нарядам у девушек большой популярностью стала пользоваться яркая косметика, перламутровая помада и тени. В ходу были все оттенки розового, голубого, фиолетового. Под стать одежде и макияжу были и причёски, одно время в топе была причёска “афро”.

Помните, как пел Гарик -” …он носил плотформяк под коричневый клёш и причёску – Анджела Дэвис…”, это как раз она самая. Понятное дело,что не каждый обладал такой шевелюрой, позволяющей замутить “химию” мелким бесом, тогда в дело шёл парик, коих было немереное множество.

Философия диско была простой: отрывайся, веселись здесь и сейчас. Однако, в отличии от субкультур предшественников: хиппи, битников или современников-панков, фанаты диско не шокировали окружающих своими образами. Днём это были обычные граждане, учащиеся, клерки и прочее, а вот вечером, в конце недели он преображались на танц поле в дискоманов. Носили безумную одежду, делали невообразимые причёски и танцевали.

Пара слов о тёмной стороне диско культуры. Стиль диско требовал от своих поклонников жизни на максимуме, в безумных ритмах и скоростях, в буйстве красок. Жить в таком ритме постоянно было невозможно. Природный адреналин быстро расходуется, поэтому многие прибегали к допингам. Если битники, хипари, рокеры употребляли траву и ЛСД, галлонами поглощали пиво и крепкие напитки: виски, водку, текилу, то диско – культура перешла на иной уровень драгсов — кокаин, экстези, наряду с травой. В моду вошли различные коктейли, энергетики, иногда ром. Всё это конечно приводило к печальным последствиям.

Своего пика диско достигло в 1978 – 79 годах и по прошествии его стало клониться к закату, сойдя на нет к концу 90-х годов. Собственно, теоретическая часть статьи закончена, перейдём к фактологии, но опять же в силу обширности материала, большого количества исполнителей рассмотрим чисто конспективно основные моменты в истории диско, его направления и наиболее значимых исполнителей. Затруднительно сказать, когда же точно зародилась диско культура, в разных источниках называются различные даты.

Одни говорят, что годом рождения следует считать выход песни Вэна МакКоя – The Hustle (1975), другие кивают на Донну Саммер с её Love To Love (1976), есть такие, кто считает, что диско зародилось в 1974 году на дискотеках в Нью Йоркских гей клубах. Кто прав, трудно сказать, но большинство сходится во мнении, что годом рождения диско следует считать 1972 год, когда в свет вышел сингл американской группы Love Unlimited Orchestra – “Love’s Them”.
По видимому – это была первая диско композиция занявшая в чартах верхнюю строчку, до этого в топах присутствовали по большей части соул и фанк композиции.

Буквально на следующий год журнал Роллинг Стоунс издаёт статью о новой музыке, а журнал Биллборд основывает отдельный чарт- Disco Action Chart’s, тем самым утверждая новое направление в поп — музыке. В этом же году происходит ещё одно событие. Глория Гейнер записывает чисто танцевальный диск Never Can Say Goodbye в котором между треками не было пауз, и одна песня плавно переходила в другую. Это был первый диск, записанный специально для дискотек.

К 1975 году диско становится главенствующим направлением поп музыки, появляются первые хиты таких исполнителей как: Donna Summer – Love To Love You Baby, групп: KC& The Sunshine Band, Earth Wind & Fire, Kool of The Gang, Hot Chocolate.
75 год, год рождения классического евродиско. Именно в этом году, в Мюнхене был записан культовый хит девичьей группы Silver Convention – Fly Robin Fly и одновременно одна из участниц проекта Пенни Мак Леан записывает хит – Lady Bump. Таким образом, диско из чисто американской становится интернациональной музыкой.

Наиболее влиятельные исполнители периода
РАННЕГО ДИСКО: Amii Stewart, Hot Chocolate, Barry White, Tavares, Kool& The Gang, Village People, Grace Jones, KC& Sunshine Band, Earth, Wind & Fire, Odyssey. Собственно на этом и заканчивается период раннего диско и наступает период КЛАССИЧЕСКОГО диско (1975-1983), в котором можно условно выделить два основных направления.

Это БРАЙТ- ДИСКО и собственно ЕВРО – ДИСКО. Брайт – диско – это по преимуществу американский вариант классического диско. Просуществовал в промежутке между 1977 и 1981/82 годами.
Наиболее весомые представители этого направления это: Cher, Diana Ross, Donna Summer, Gloria Gaynor, Bonnie Tyler, Tina Turner, Pointer Sisters, Weather Girls.

По какой-то странной прихоти Фортуны, европейское диско, и в первую очередь КЛАССИЧЕСКОЕ, в большей степени развивалось на севере континента (Германия,Швеция) и Англии, хотя и другие страны старушки Европы тоже вполне достойно внесли вклад в историю диско. Основным центром притяжения диско-индустрии стал Мюнхен, возник даже термин – мюнхенское звучание, именно отсюда вышло наибольшее количество топовых групп и исполнителей: Boney M, Dschinghis Khan, Arabesque, Gilla, Goombay Dance Band, Charry Laine, El Pasador, La Bionda ….

Помимо перечисленных, к значимым можно отнести так же таких исполнителей как: ABBA, Afric Simone, Amanda Lear, Baccara, Bee Gees, Belle Epoque, Bisquit, Cerrone, Chilly, Eruption,Katz, Maywood, Ottawan, Neoton Familia, Dwa Plus Jeden, Pussycat, Secret Service, Stars On 45.

В 1977 году происходит эпохальное событие, на экраны выходит Saturday Night Fever, большую часть музыки к которому написали Bee Gees, альбом с саунд треком к этому фильму стал бомбой. Одновременно с этим, Джорджио Морадер записывает с Донной Саммер композицию I Feel Love, полностью написанной с помощью синтезаторов, положив тем самым основу для всей последующей электронной танцевальной музыки.

Следующий,1978 год становится высшей точкой эпохи диско. Это был самый урожайный год по части хитов и премий. Группа Taste of Honey получает Грэмми как лучший исполнитель года, Глория Гейнор получает единственную диско-Грэмми за свою эпическую I Will Survivе, в прокат выходит второй культовый диско-фильм Thank God Is Friday с хитами Донны Саммер (Last dance) и Дайаны Росс (Lovin’, Livin’ And Givin’ ), Санта Эсмеральда выпускает свой первый хит – Don’t Let me Be Misundestood. 1979 год, зарождается рэп Sugarhill Gang (Rapper’s Delight). Ирапшн выстреливают своим самым известным хитом – One Way Ticket, а ABBA записывают свой альбом Voulze-Vous В

1980 году на экраны выходит очередной диско-боевик Can’t Stop The Music с участием Вилледж Пипл. Интересным моментом становится совместная работа Джорджа Бэнсона и Куинси Джонса – Give Me The Night. 1981 год принёс грустную весть для жанра: классическое диско увы, умирает. В этот год о себе громко заявила Новая Волна в лице группы The Human League – ( Don’t Yоu Want Me Baby).

Следующий год стал для классического диско последним годом, когда его власть была безраздельной. Единственным, по настоящему значимым событием стал выход альбома Thriller Майкла Джексона с его супер хитом-Билли Джин.

В рамках классического диско на протяжении всего его существования выделяют несколько течений, не столько по жанровой стилистики, хотя это тоже присутствует, сколько по географическому принципу.
ИТАЛОДИСКО: Savage, Sabrina, Radiorama,Tony Esposito, Gazebo,Baltimora, Mauro, Ken Laszlo, Mr. Zivago. Стиль существовал на всём протяжении 80-х.
ИТАЛО-ПОП (СПАГЕТТИ -ПОП): Adriano Celentano, Al Bano & Romina Poewr, Gianni Morandi, Matia Bazar, Riccardo Fogli, Ricchi E Poveri, Toto Cutugno, Pupo, Antonella Ruggiero.
ФРЭНЧ-ПОП: Dalida, Desireless, Niagara, Joe Dassin, Demis Russos, Mylene Farmer, Patricia Kaas.
АВСТРО-ПОП: Supermax, Opus, Falco, EAV.
СВЕДИШ-ПОП: Ace Of Bace, Roxette, Yaki-Da, Army of Lovers, BWO, Vacuum.
НИДЕР- ПОП : Bolland & Bolland , Earth & Fire.(поп музыка из Нидерландов).
Собственно ЕВРОДИСКО: Bad Boys Blue, Blue System, C.C.Catch, Fancy, F.R. David, Joy, London Boys, Video Kids, Sandra, Modern Talking.
БРИТ-ПОП : Bryan Ferry, Chris de Burgh, Eurythmics, Chris Rea, Chris Norman, Sam Brown Sting, Phil Collins, Sarah Brightingham, Kim Wild, Samanta Fox.
АМЕРИКАНСКИЙ ПОП : Paula Abdul , Janet Jackson , Madonna, Prince , Michael Jackson.

Помимо географического деления в Диско музыке классического периода выделяют отдельные жанры и направления такие как: ДИСКО_ЭНЕРДЖИ: конец 80-х годов (Сандра, Бэд Бойз Блю, СиСи Кейч, Саманта Фокс, Фэнси и т.д.
ЕВРОДЭНС : Ту анлимитед, Аква, Калчера Бит, Доктор Албан.
СПЭЙС-ДИСКО : Droids, Ganymed, Rockets, Dee d Jackson, Visitors, Zodiac, Cerrone, Space, Sara Brightingham.
СПЭЙС-СИНТИ : Кибер пипл, Кибер Спэйс, Лазердэнс.
НЬЮ ЭЙДЖ : Vangelis, Tangerine Dream, Kitano, J.M.Jarre, Enigma, Mike Oldfield.
ФРИСТАЙЛ : Cover Girl, Lisa Lisa, Cynthia.
ХАЙ-ЭНЭРДЖИ : Madonna, Bananarama, Kim Wild, Samantha Fox, Giorgio moroder, Jason Donovan, Kylie Minouge.
ЭЛЕКТРО ФАНК : Kraftwerk, Mantronix, Laid Back, Run DMC.

Завершающим явлением диско эпохи становится Новая волна, включающая в себя такие направления, как собственно: Нью Вэйв, Синти поп, Новых романтиков, Электропоп, Панк-вэйв и Ту-Тоун. Новая волна, которую часто относят к пост-панку, родилась на стыке двух противоположностей: брутального панка и гламурного диско и в значительной мере под влиянием музыки карибского бассейна СКА и Рэггей.
Наиболее значительные представители новой волны: Sintypop (A-Ha, Alphaville, Depech Mode, Erasure, Pet Shop Boys) ; New Romantics ( Adam & The Ants , Culture Club , Duran Duran , Japan , Spandau Ballet, Ultravox); Electropop (Kraftwerk, Yazoo, Yello); Punk-wave ( B-52’s , Cure , Talking Heads , Cars , Blondie , Police , New Order , Simple Minds.) ; 2-Tones ( Madness , Selecter , Apollnaires) ; New Wave( Laid back , Berlin , Mood , Men At Work , Level 42 , INXS , Thompson Twins)  

Автор – Артём Казаков

Не копируйте текст!