Ноль

2

Инвалиды Нулевой группы

Вторая половина 80-х была совершенно сумасшедшим, фееричным, драйвовым временем, временем грандиозных изменений в жизни советского общества. Советская система доживала свой век, пытаясь всячески отсрочить его конец, народ с азартом клал на все её потуги болт на 60 из 30 ХГСА, продолжая верить в светлое будущее. Особенно ярко изменения проявились в молодёжной среде и в частности в музыке, именно конец 80-х начало 90-х стало временем апогея и одновременно закатом советского рок-андеграунда.

Как–то разом из ниоткуда, из подвалов, кочегарок, стен ДК на свет божий и на широкую всесоюзную сцену вышла масса доселе никому не известных групп и исполнителей разной степени таланта и музыкальной направленности от брутального хард-рока и металла (Ария, Шах, Коррозия Металла, Август, ДИВ), панк-рока (Вова Синий, ГРОБ, Янка, Лаэртский, Монгол- Шуудан), до авангардных проектов (Центр, Игры , Николай Коперник, АВИА).

Одним из самых харизматичных, ярких, неповторимых узнаваемых стал проект из города трёх революций – НОЛЬ.

Фактически, можно сказать, что Ноль стал символом всей эпохи. Эту группу принимали как свою и панки, и металлисты, и поклонники первой волны рок-музыки. Ворвавшись на рок-сцену ярким метеором в конце 1986 года (первое публичное выступление состоялось 14 декабря, группа шесть лет зажигала своим разухабистым, безбашенным рок-н-роллом, сердца фанатов и просто любителей рок музыки на всей территории нашей необъятной Родины. Особый шарм группе придавал инструментарий и не стандартный подход к рок-музыке.

Пожалуй, до этого момента, это был единственный случай в рок-музыке вообще, когда ведущим и солирующим инструментом стал баян.

Помимо баяна, ребята активно использовали так же балалайки, бубны наряду с стандартными для рок-н-ролла гитарами и ударными. Получилась этакая гремучая смесь абсолютно западной музыки с русским мелосом, традицией и инструментом.

Но самое главное – это та неподдельная искренность в текстах, стёб и ирония, манере держаться на сцене, исполнении, которые подкупали и завораживали.

Песни группы представляли из себя короткие фельетоны-зарисовки с натуры, легко узнаваемые и актуальные.

В конце 90-х Фёдор Чистяков в интервью журналисту журнала Фузз охарактеризовал творчество группы, как историю деградации, как самого себя, так и всего общества. Возможно, именно эта беспощадная и неприглядная правда позволила группе стать одной из самых любимых и востребованных групп того периода.

Как это обычно бывает всё началось в школьные годы чудесные, когда мальчики начинают замечать противоположный пол и меняют свои старые игрушки на гитары, ибо чел с гитарой-априори центр любой, даже самой маленькой тусовки, а если есть сразу двое, то до создания рок-группы остаётся один шаг. Это сейчас доростки повёрнуты на компьютерах и всяких технологиях, а в 70-80-х годах любой пацан мечтал играть на гитаре.

История группы Ноль началась в 85, когда два 15 летних оболтуса одноклассника из 254 школы, расположенной  на улице Бурцева, что в Охте, затерявшаяся среди рабочего района между проспектом Ветеранов и Проспектом Стачек Федя «Дядя Фёдор» Чистяков (28.12.67) и Лёша «Николс» Николаев сошлись на почве интереса к рок-музыке и игре на гитаре к тому же оба имели уже некоторое представление о музыке, так как Фёдор учился  в музыкальной школе им. Римского – Корсакова по классу баян, и хотел научится гитаре, а Николаев обучался гитаре и барабанах.

Итогом домашних экзерцисов стало решение создать собственную группу третьим участником проекта под названием SCRAP стал Анатолий «Люля» Платонов. Троица воплотила свои идеи записав их на «Маяк» — 205 в квартире Николаева. Обозвав сие творение простенько и со вкусом “SCRAP”.
Если уж говорить начистоту, то это была ужасная, как с точки зрения звука, так и с точки зрения мелодий и текстов творчество дуэта Чистяков — Николаев, но уже тогда появились зёрна того, что через год станет полноценным качественным продуктом. Примерно к осени 1985 года ребята начали посещать кружок звукозаписи в Доме пионеров/Юных техников, на улице Панфиловой (культовое место в истории рок музыки), которым руководил небезызвестный ныне всем любителям рок-музыки, особенно заставшим ещё виниловые пластинки, Андреем Тропилло.

Как вспоминал сам Тропилло, ребята вообще-то были предоставлены сами себе, т.к. он был занят  другими делами. Надо сказать, что студия была практически постоянно занята музыкантами Зоопарка, Аквариума, Алисы, Кино и прочими, так что Скарп записывались только когда им позволяло время и возможности, и взрослые дядьки иногда  пускали их в студию.

Тем не менее в течении осени 1985- весны 1986 года Чистяков и Николаев  сумели сделать вполне профессиональную запись, возможно им  в этом помогло наблюдение за работой более именитых музыкантов.
Там же в студии музыканты познакомились с басистом группы «Цветные сны» Дмитрием «Монстром» Гусаковым, который согласился присоединиться к ним, заменив Платонова.
Тропилло в целом одобрил записанный материал, но посоветовал сменить название и использовать баян как основной инструмент, альбом был записан в стандартной гитарной манере,и баян использовался  как сопровождающий инструмент.

Название решили взять по строчке одной из песен Фёдора — Инвалид нулевой группы, назвавшись Нулевая группа, позже сократив до Ноль.

Альбом получил название: «Музыка драчёвых напильников».
Первое выступление в клубе Юность состоялось 14 декабря 1986 года, а через две недели 26.12.86 уже вышли на так сказать широкую сцену, выступив на предновогоднем концерте в ЛРК на Рубинштейна.  С этого концерта собственно и начинается стремительный взлёт и такое же стремительное падение группы.

В марте 1987 года Ноль выезжает на свои первые гастроли в Новгород, даёт концерты на фестивалях в Шушарах и Черноголовке.  Примерно в это же время к ребятам присоединяется ещё один выпускник 254 школы, гитарист Георгий Стариков, учившийся на год младше Чистякова и Николаева.

В начале июля 1987 года Николаев отправляется исполнять священный долг и группа остаётся без барабанщика, так что весь период до мая 1989 года, пока не вернулся Николаев, группа выступает с сессионными драмерами, среди которых отметились: Никольчак, Воронов, Шарков.

Тут надо добавить вот какую вещь, Николаев попал служить в ПВО, в часть недалеко от Ленинграда. Как он сам вспоминал позже, несмотря на жёсткий контроль (дело было сразу после инцидента с М. Рустом), он тем не менее находил возможность периодически отлучаться из части и немного работать в студии.

Зимой 1989 года в студии ЛДМ группа записывает альбом «Сказки», сделавший её популярной на всей территории СССР. Альбом значительно отличается от предыдущего. С приходом Старикова усложнились гармонии, и во многом изменилась музыкальная форма. Музыка стала приобретать монументальность, тяготеть к сложным аранжировкам и инструментальным соло. Да и с точки зрения текстов, группа шагнула дальше примитивного панк рока.
Именно с альбома Сказки в творчестве группы появляется такой характерный стёб и ирония, что составляло визитную карточку их творчества, именно на этом альбоме появляется тема, которая в последствии будет развита Фёдором на следующих работах — «Мне нет места в этом мире».
Зимой 1989 года группа записывает альбом «Северное буги», выпущенный студией «Антроп» в 1990 году.

На этот момент приходится пик творческой карьеры музыкантов, группа постоянно находится в разъездах, принимает участие в различных фестивалях и зарубежных гастролях, ребятам поступает много предложений в том числе из Германии, Финляндии, Чехословакии, Франции, Ирландии.

Всё это не могло не сказаться на отношениях внутри группы, прибавим сюда так же и личные проблемы музыкантов. Фёдор неохотно уезжал на длительный срок, так как у него на руках была его больная мать.

В 1991 году Ноль при спонсорской помощи небезызвестной всем МММ жулика С. Мавроди, записывают свой самый удачный, самый известный альбом «Песня о безответной любви к Родине», который по сути стал вершиной их творчества, дальше началось затяжное пике, закончившееся распадом группы в 1992 году.

Альбом практически полностью состоял из хитов: «Русский рок-н-ролл», «Песня о настоящем индейце», «Улица Ленина», «Человек и кошка», «Иду, курю», многие из них до сих пор включаются в ротации на радио, кстати и клипы на песни из этого альбома были сняты на деньги МММ, дело в том, что Алексей Николаев некоторое время участвовал в этой структуре.

Именно в этот период Фёдор сошёлся с Ириной Кузнецовой (Левшаковой) — Линник, дочкой известных искусствоведов и внучкой академика, проживавшей в дачном посёлке Комарово, на даче покойного деда. Линник была весьма мрачной фигурой в рок-тусовке, бросив мужа и сбагрив детей родителям, Ирина пустилась во все тяжкие, устроив фактически у себя в Комарово притон (уже после всех этих событий в 2010 году у неё обнаружена целая плантация конопли в количестве 2410 кустов), по слухам она умудрилась переспать со всей питерской рок-тусовкой, и оказала весьма негативное влияние на многих её представителей.

В частности, её обвиняют в смерти Башлачёва. Помимо всего прочего, одна из причин того, что Чистяков переехал к Линник, это необходимость хоть какого — то ухода за своей больной матерью Антониной на время гастролей и разъездов.

Эмоциональное напряжение и разногласия в группе (из неё уходит гитарист Георгий Стариков, у которого произошёл конфликт с Чистяковым, который к тому времени, по словам Николаева, пошёл в разнос и был на грани срыва) достигли своего апогея в 1992 году во время работы над альбомом «Полундра».

Из группы уходит гитарист Георгий Стариков, сам дядя Фёдор плотно подсел на психотропы и алкоголь, в результате, альбом получился весьма эклектичным, сумбурным, громким, немного шизофреничным и злым. Материал уже почти был готов, оставались технические моменты, когда Чистяков попытался убить свою сожительницу Линник, нанеся ей ряд резаных ран лица, шеи и рук.

«Предварительным расследованием установлено: Чистяков Федор Валентинович, будучи невменяемым в связи с заболеванием шизофренией, 8 октября 1992 года около 20 часов после распития спиртных напитков со своей знакомой Ириной N. по адресу пос. Комарово, рядом с этим домом напал на Ирину, повалил ее на асфальт и заранее приготовленным ножом причинил ей менее тяжкие телесные повреждения в виде резаной раны мочки левого уха, две резаных раны левой боковой поверхности шеи, одну резаную рану передней левой поверхности шеи; пять резаных ран пальцев левой кисти и одну резаную рану правой кисти… Указанные действия Чистякова непосредственно во время их совершения были пресечены соседями Ирины, которые оттащили от нее Чистякова… Учитывая характер причиненных Ирине N. повреждений, их локализацию в области шеи, а также орудие — нож, который был применен в процессе нападения Чистяковым, его действия попадают в признаки деяния, предусмотренные ст.ст.15,103 УК РФ. 

    Старший следователь Прокуратуры Сестрорецкого р-на С.-Петербурга, юрист 1 класса Безродный С.П.»

В результате, Фёдор оказался в «дурке» и группа фактически прекратила существование. Через пять лет музыканты пытались реанимировать проект, но из этого ничего не вышло.  Собственно, трагедия была предрешена, в последний год до случившегося как по воспоминаниям очевидцев, так и по словам Фёдора, который в принципе не любит вспоминать прошлое и касаться личной жизни, он практически не приходил в сознание, перманентно пребывая под кайфом. В одной из бесед с журналистом Василием Соловьёвым — Спасским, он прямо говорил, что мог уйти из дома на несколько дней, проснуться в незнакомом месте и совершенно не понимать, что происходит вокруг, как он здесь оказался и что вообще происходило до этого. Во многом это своё состояние им и описано в песнях альбома «Полундра», на пример «Я проиграл», «Гони тараканов», «Я самолёт» и др.

А учитывая ту атмосферу, что царила в Комарово и весьма неоднозначную личность его подруги Ирины Левшаковой — Линник, которая по некоторым слухам, весьма плотно сидела на галлюциногенах и занималась различными оккультными практиками, до трагедии оставался всего лишь один шаг. Так сложилось, что в одном котле смешалось слишком много негатива.

Проблемы с больной матерью, личные амбиции и разочарования от невозможности реализоваться в полной мере, алкоголь и наркотики, сопутствующие возросшей славе, влияние подруги (по воспоминаниям Николса, Чистяков вообще довольно легко поддавался чужому влиянию, если то, что ему впаривали говорилось уверенно и безаппеляционно), ревность, и всё это на фоне той беспросветной серости и липкой хмари накрывшей страну в 90-е. 

Это отчётливо, прямо физически чувствуется в песне «Мажорище», «Блуждающий биоробот» с саркастическим выкриком Чистяков в конце песни «…Революция закончена, теперь дискотека!», старая шутка советского периода, хорошо раскрывавшая всю абсурдность советского периода и полное отрицание коммунистических идеалов, оказалась более чем актуальной в постсоветский период безвременья 90-х.

Крик отчаянья и безысходности, а по сути – крик о помощи канувший в бездну. Именно как «крик души», определяет суть всего альбома «Полундра», Василий Соловьёв: «Ноль подходят к своему краю. «Полундра», записанная уже за несколько месяцев до так называемой трагедии Фёдора Чистякова,- это последний его крик души. Слушать его не так просто, потому что налицо полный крах и деградация, альбом раздражает и нервирует …. Фёдор создаёт свой гимн суициду…. «Последнее, зачем было жить- это записать этот альбом. Больше смысла жить не было». (В.Соловьёв – Спасский. «Крестики-нолики, или повесть о горе- злосчастии Федьки Чистякова».Огонёк. 1996). 

Причём журналист дословно приводит оценку альбома, да и предыдущего творчества, данную самим музыкантом. Слова о деградации и разложении — это собственная оценка Фёдора Валентиновича Чистякова собственного творчества в период с 1989-92 годов и того образа жизни, который он тогда вёл.

После случившегося, Фёдор провёл с осени 1992 по осень 1994 годов в изоляции. Сначала в СИЗО, потом в лечебнице, куда его поместили по решению суда.

Это было не самое лучшее время для музыканта, и когда в сентябре 1994 года он вышел из больницы, он был уже другим человеком. Все, кто его помнил и знал до, и видел после, практически в один голос утверждают, что изменения произошли кардинальные. От прежнего Дяди Фёдора, заряжавшего всех весельем и бывшим центром многочисленных тусовок не осталось и следа.

Фёдор стал тихим, молчаливым, даже стеснительным. Полностью отказался от алкоголя, сигарет, наркотиков, гулянок, стараясь проводить всё время дома. Казалось он стал полностью безучастным ко всему, что происходило вокруг и безразличным к творчеству. Именно в этот период Фёдор познакомился с иеговистами, туда его привёл Андрей Магдич (основатель и автор песен группы Кукла), и их трактовкой христианства. Не мне судить этого человека, это его выбор, если он помог ему, то и слава Богу.

Давно известно, что вера помогает в реабилитации, являясь способом замещения или вытеснения пагубной привычки, многие музыканты прошли через это. Рудольф Шенкер-через йогу и медитацию, Константин Кинчев-через православие и спорт и т.д.

Период выхода из депрессии длился у Фёдора три года, когда в 1997 году Фёдор решился вернуться к музыке и записать альбом. Это был очень важный шаг, проверка себя и своих возможностей. Все, кто ждал долгие пять лет нового шедевра, оказались весьма разочарованы. И критики, и поклонники не ожидали услышать совершенно другого Дядю Фёдора. Тихого, спокойного, умиротворённого, светлого без прежнего буйства, озлобленности и сарказма.

Перед слушателем предстал слегка уставший, по философски спокойный человек, с грустью размышляющий о Мире. Альбом «Когда проснётся Бах» практически полностью инструментальный, состоящий из каверов на Баха, Альбинони, Дорз, Крылатова. Только одна заглавная композиция- собственно авторская, в ней Фёдор по сути описал собственное состояние и настроение, надежду на будущее.

Он попрощался с прошлым, откинул старые одежды и вышел в Мир не Дядей Фёдором, а просто человеком – Фёдором Валентиновичем Чистяковым, человеком хлебнувшим полной мерой славы и лиха, готовым к тому чтобы просто жить, творить и наслаждаться каждым моментом.

Лично я так воспринимаю эту работу и в отличии от критиков, того же А.Бурлака, считаю данную работу если не лучшей, то одной из лучших. Как обычно, излечение не случается мгновенно и бесповоротно, непринятие публикой и критикой работы, а также давление со стороны прежних друзей, поклонников, знакомых привело к попытке возродить проект Ноль в 1998 году. Было дано несколько концертов, было записано несколько композиций, но дальше дело не пошло и мы можем констатировать, что группа Ноль – умерла окончательно. Эта страница окончательно перевёрнута.

Начало нового тысячелетия Фёдор встретил весьма активно и продуктивно. Уже на следующий год после выхода дебютного сольного альбома, им был записан альбом «За Седьмым перевалом», в который были включены как кавер — версии, так и собственные композиции. В 2000-м году в Москве Фёдор знакомится с блюзменом Владимиром Кожекиным, в результате возникает интересный проект: «Bayan, Harp & Blues» был записан одноимённый альбом (второе название Подмосковные вечера) и дан ряд гастролей как в столице, так и в провинции. Одновременно с этим, Фёдор принимает активное участие в питерском проекте «Зелёная комната» совместно с клавишником группы Дети. Был записан альбом: Бармалей Инкорпарейтэд на стихи Чуковского, Хармса,Тима Собакина.

В период с 2001 по 2005 год, Чистяков принимает участие в проекте «Чистяков Бэнд», совместно с Юрием Николаевым, Игорем Рудиком, Наилем Кадыровым.
В 2003 году, был записан альбом «Ондатр», некоторые из песен с которого (Ондатр, Медведь, Цвет моей мечты), стали постоянными в сет-листе музыканта, а на следующий год выпустил альбом: «Блюз кубинского негра».

С 2005 по 2009 годы Фёдор приостановил активную деятельность, заявив, что завершает карьеру музыканта.
Это было связано со многими причинами, в первую очередь личного характера. Однако несмотря на прекращение концертной деятельности, Фёдор занимается видеопроизводством и написанием музыки к теле- и кино-проектам (Громовы, Синдром Феникса), его музыка звучит в сериале Участок и мультфильме Трое из Простоквашино-2, результатом этой работы стал выход в 2009 году альбома «Кинопробы».

23 октября 2009 года, Фёдор официально вернулся к активной деятельности в сопровождении музыкантов группы Кафе.  Вместе с ними он в течении 2010-11 годов, активно гастролирует, выступает на фестивале Нашествие и записывает альбом «Дежавю».

Однако записанный и даже выпущенный ограниченным тиражом на виниле, материал был им забракован и заново перезаписан для альбома «Updated 2012». Альбом был записан в 2011 году, презентация альбома пришлась на 11 декабря 2011 года в ДК Ленсовета, днём во время саунд-чека перед концертом, Фёдору сообщили о смерти его матери. Это стало сильным ударом для музыканта, ему предложили отменить концерт, но Фёдор отказался, откатав программу, музыкант со сцены объявил публике об этом.

В последующие годы Фёдор методично возвращается к тому самому харизматичному Дяде Фёдору, только без лишнего фанатизма и перегибов.
Во всех работах последовавших за альбомом «Ондатр» так или иначе слышатся отголоски времён «Северного буги» и дело даже не в том, что Чистяков записывает инверсии и аллюзии на песни Ноля, а том общем саунде и ощущении от музыки.
От неё как-то неуловимо веет ощущением безнадёги, не такой концентрированной и физически ощутимой, а в виде лёгкого флёра грусти, питерских дождей и прозрачной осени.

После смерти матери у Фёдора не осталось физических якорей, привязывающих его Питеру. Мы помним, что после трагедии 1992 года, он пересмотрел свои взгляды и приоритеты, однако всё равно остался тем, кому «не хватает свободы».
Во многом его сознание –э то сознание иеговиста, всем известно, как сложно вырваться из этой секты. В результате в июле 2017 года, во время турне по США, Фёдор Чистяков объявил о своей эмиграции, однако гражданство РФ он оставил.

На сегодняшний день последней работой Фёдора стал альбом 2018 года «Нежелательная песня», практически полностью, кроме заглавной песни записанный самим Чистяковым в его Нью йоркской студии. На мой взгляд, этот альбом стал самым жёстким и политизированным альбомом пост нолёвского периода. Именно в нём, как ни в каком другом предыдущем альбоме практически полностью возродился дух Дяди Фёдора. Альбом получился отличным, более электрическим, полифоническим,с использованием различных сэмплов струнных и народных инструментов, довольно жёсткой ритмичной гитарой и весьма острыми ,злыми текстами. Он показал, что Фёдор способен выдавать качественный продукт. Так что, будем надеяться и ждать новых работ. Вот вроде как и всё на сегодня.

Дискография (без сборников и концертных записей, ибо не люблю их)

НОЛЬ:
1985. Scrap. демо
1986. Музыка драчёвых напильников
1989. Сказки
1990. Северный буги
1991. Песня о безответной любви к Родине
1992. Полундра
1992. Созрела дурь (совместная работа с гр. Выход, без участия Чистякова)

Фёдор Чистяков:
1997. Когда проснётся Бах
1998. За седьмым перевалом
2000. Подмосковные вечера (Bayan, Harp & Blues)
2001. Бармалей Инкорпорейтед
2003. Ондатр
2004. Блюз кубинского негра
2009. Кинопробы
2010. Дежавю (ограниченное издание)
2011. Updated 2012
2013. Правило Игры
2016. Без дураков
2016. Ноль+30 (альбом кавер-версий)
2018. Песня иммигранта (альбом — сборник каверов)
2018. Нежелательная песня.

Автор — Артём Казаков

Не копируйте текст!